Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В своей опытно-исследовательской  работе я использовала следующие формы и методы:

Формы работы:

Индивидуальная;

групповая;

коллективная.

Методы работы:

- патронаж семьи; 

- наблюдение;

- изучение документов;

- беседа;

- анкетирование  детей;

- тестирование  родителей;

-организация  досуга семьи;

 

 

    1. Организационно диагностический этап.

Цель: подбор методов  изучения семьи

 1.Контент анализ документации семьи

В результате обсуждения сотрудники Центра  наметили пути решения проблем.  
План работы:

1.Первым этапом общей диагностики  семьи является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления семей в ТЖС, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы. Для организации работы специалисту необходима определенная информация. 
а) Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).(приложение учетная карта семьи) 
б) Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). 
Общая информация дает представление обо всех социально- неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия. 
б) Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье. 
в) Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т.д. 
г) Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи, позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей. 
Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей, находящихся в ТЖС.

2.Заключение договора о социальном патронаже с клиентом, сроком на 3 месяца;

3. Социально-психологическая помощь, (беседа, консультирование)

4.Социально-медицинская помощь (консультации по гигиене жилья и питания, медицинская консультация специалистом по здоровье сберегающей деятельности)

5.Обследование условий жилья (акт жилищно-бытовых условий семьи)

6.Знакомство с окружением семьи (сбор информации о семье)

7.Помощь в определении младшего ребенка в МАДОУ (написание ходатайства в комиссию по распределению в МАДОУ)

8.Помощь в восстановлении детских пособий

9.Помощь в получении бесплатного питания в школе (написание ходатайства в службу одного окна).

10. Анкетирование клиентки. Анкета  «Взаимоотношения в семье» (автор Павлова К. Р., приложение №4)

Цель: Определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

11.Организация досуга семьи.  Совместные мероприятия в семейном клубе «Лучик». (Программа празднования мероприятий в приложении №….)

Празднование «Дня матери», тематический вечер «Неполная семья и ее проблемы, пути их решения », мероприятие, посвященное международному женскому дню-8 марта, мероприятие,  проводимое совместно с Центральной детской библиотекой. (Программа празднования мероприятий в приложении №….)

  Цель: Мероприятия, проводимые в клубе «Лучик» нацелены на организацию досуга семьи, на получение положительной динамики в работе с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Интерпретация  полученных данных

 

Конкретно  Контент  анализ документации семьи Виктории Павловны Н.

Перечень документов предоставленных семьей Носовой  В.П. для получения государственных  услуг:

1.Заявление  Носовой В.П. на сотрудничество со специалистами центра социальной помощи семье и детям «Крошка Дельфин».

2. Согласие на  обработку персональных данных. (В приложении)  `

3.Копии документов: паспорт матери, свидетельства о рождении детей.

4.Согласие на обследование жилищно-бытовых условий семьи.

  Индивидуальный план работы с семьей Носовой В.П.:

1.Заключение  договора с клиентом

2.Заполнение  личного дела 

3. Оформить приложение к Договору по разграничение обязанностей клиента и центра.

4.Посещать семью с целью изучения жилищно-бытовых условий семьи и социального окружения, два раза в месяц.

5.Проведение мониторинга с семьей

6.Организация досуга семьи

7.Вещевая помощь через отделение «Социальная лавка».

8.Консультирование по всем интересующим клиента вопросам

9. Оказывать содействие в материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения).

10.Проводить консультации по социально-медицинским вопросам гигиены питания и жилья.

11.Помощь в получении путевки в санаторий для старшего сына

12. Помощь в получении места в дошкольное учреждение для несовершеннолетней дочери Виктории Павловны Н.

 Работа с семьей Виктории Павловны Н, сбор информации и ее анализ.

Сведения о  семье Виктории Павловны Н:

Семья гражданки  состоит из 4-х членов семьи:

Мать- Виктория Павловна Н., 1980г.р., не работает

Сын- Алексей Романович Н., 18.11.2000г.р., учащийся 8класса, школы №6

Дочь- Кристина Романовна Н.,13.07.2003г.р., учащаяся 4класса, школы №6

Дочь- Мария Романовна Н.,25.02.2011г.р., н/о.

Обследование  жилья семьи Виктории Павловны Н. показало, что семья проживает   по адресу: г. Советск, пер. Светлый, 4-58. Двух комнатная квартира с печным отоплением, ванная комната отсутствует, в квартире требуется косметический ремонт.  Старшие дети проживают в одной комнате, имеются отдельные спальные места. Младшая дочка проживает в комнате с матерью, отдельного спального места не имеет.

В квартире убрано, мебель первой необходимости имеется  в ограниченном количестве.

Проведя обследование жилищно-бытовых условий семьи Виктории Павловны Н, было установлено, что семья нуждается в отдельном спальном месте для младшей дочери, в письменном столе для старших детей.

Семья малообеспеченная, многодетная, неполная. Муж Виктории Павловны Н. с семьей не проживает, от уплаты алиментов уклоняется. Мать не работает, т.к. младший ребенок не посещает МАДОУ.

 

Выполненная работа:

Мною как  специалистом   ЦСП «Крошка  Дельфин», была проделана работа:

1. Семье была оказана материальная помощь по ходатайству  через УСЗН (управление социальной защиты населения), на продукты питания в размере 2000 рублей.

2. Семье неоднократно оказывалась вещевая помощь через отделение «Социальной лавки».

3. Была получена путевка в санаторий «Майское», продолжительностью 21 день, для старшего сына Алексея Романовича Н..

4. Младшая дочь Виктории Павловны Н. получила место в дошкольном учреждении по ходатайству специалиста Центра. 

5. Написано ходатайство в комиссию по распределению в дошкольные учреждения (приложение №…), рассмотрев ходатайство, участники   комиссии  приняли решение выделить место в МАДОУ «Огонек» для младшей дочери Марии Романовны Н., 25.02.2011г. р.

6. Мать трудоустроилась по направлению специалистов Центра в СПНИ санитаркой.

7. С помощью специалистов Центра были восстановлены детские пособия.

8. Старшие дети получили бесплатное питание в школе.

В связи с  тем, что проблемы Виктории Павловны Н. решены было принято решение перевести семью на социальное сопровождение, продолжать контроль над семьей, в случае возникновения проблем обращаться к специалистам Центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирующий этап

Цель: минимизация  проблем семьи находящейся в  трудной жизненной ситуации, вывод семьи из ТЖС.

1. Семье назначен прием к психологу на беседу, прохождения тестирования, написания опросника, заполнения анкет.

2. Клиентка приглашена  на прием для заключения договора на 3 месяца.

3. Принятие плана  реабилитации семьи, оказания  всех необходимых услуг Центра.

4. Организация  взаимодействия с учреждениями  и службами города ( УСЗН, школа,  детская поликлиника, Администрация  города, служба «Одного окна» и т.д.), которые могут посодействовать в решении проблем данной семьи.

Мною, как специалистом   ЦСП «Крошка Дельфин», был проведен комплекс мероприятий по работе с семьей:

  1. Заключен договор с клиенткой на 3 месяца;
  2. Заполнены учетная и реабилитационная карты семьи;
  3. Составлен и утвержден план реабилитации семьи;

     4. Составлено и направлено ходатайство в УСЗН для оказания семье материальной помощи;

    5. Семье назначены приемы в отделении «Социальная лавка» для приобретения необходимых предметов быта и одежды;

   6. Составлено и направлено ходатайство в комиссию по распределению мест в дошкольные муниципальные учреждения,  с просьбой в оказании содействия в оформлении младшего ребенка в МАДОУ, так как семья находится в ТЖС и нуждается в этом.

  7. Направлено ходатайство в УСЗН для предоставления  бесплатного питания в школе для старших детей.

  8. Организована работа в подборе вакансий для клиентки, в связи, с чем клиентка трудоустроилась.

  9. Составлен план привлечения семьи к клубной деятельности, с целью организации досуга семьи.

10.Проводилось  повторное анкетирование, из которого стало ясно, что уровень взаимоотношений в семьях повысился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Оценочный  этап.

Цель: сравнительный  анализ результатов исследования

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы, что семье оказана комплексная и квалифицированная помощь в Центре, по принятому плану данная семья получила всю необходимую социально-реабилитационную помощь специалистов. В семье явно выразилась положительная динамика:

- материальное  положение в семье стабилизировалось,

- мать трудоустроена, 

- получена вещевая и мебельная помощь

- получена материальная  помощь

- ребенок устроен  в МАДОУ

- налажены детско-родительские отношения

- оформлены  пособия

Мною,  как специалистом   ЦСП «Крошка Дельфин», была проделана работа:

1. Семье была оказана материальная помощь по ходатайству  через  управление социальной защиты населения, на продукты питания в размере 2000 рублей.

2. Семье неоднократно оказывалась вещевая помощь через отделение «Социальной лавки», так же была оказана мебельная помощь кроватка детская для младшей дочери Виктории Павловны, письменный стол для старших детей.

3. Младшая дочь Носовой В.П. получила место в дошкольном учреждении, по ходатайству специалиста Центра. ( Ходатайство в приложении №7)

4. Мать трудоустроилась по направлению специалистов Центра в Советский психоневрологический интернат санитаркой.

5. При содействии  специалистов Центра были восстановлены детские пособия.

6.  На основании  ходатайства - старшие дети получили бесплатное питание в школе.

7. Клиентка получала консультативную помощь по всем интересующим ее вопросам.

8. Оказывалось  содействие в организации досуга  семьи и привлечении ее к  клубной деятельности. Семья приглашалась на все  мероприятия и занятия, проводимые в семейном клубе «Лучик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по II главе

В практической части   работы  мы рассмотрели социальную работу с неполной семьей, на примере семьи Носовой В.П. , находящейся в трудной жизненной ситуации.

В  опытно – исследовательской работе по теме: « Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, в Центре социальной  помощи семье и детям « Крошка Дельфин», мы подтвердили гипотезу исследования о том, что позитивный результат  социальной  деятельности с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации зависит от знаний закономерностей развития семьи и  подбора способов оказания помощи,  что деятельность специалистов с семьёй в условиях  ЦСП эффективна, если специалист по социальной работе  соблюдает следующие условия:

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям