Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

Известно, что адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень  самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании самооценки играют роль многие факторы: отношение к ребенку в семье, отношения между детьми в разных видах деятельности, положение ребенка  в детском коллективе. Но решающим является отношение педагога к воспитанникам  и оценка им результатов их деятельности. По данным исследований старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности.

При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются  не синхронно, например моральные представления, чувства, действия. Педагогам следует  учитывать, что при общей тенденции  к совершенствованию с возрастом  детей их поведение в каждом из видов деятельности (на занятиях, в  играх, труде, быту, т. е. режимных процессах), а также освоенные ими умения не отличаются прочностью, что с  усложнением заданий страдает самоконтроль [8, c.25-45]. 

Проблема есть тогда, когда  агрессивное проявление  никак  не связано с угрозой, когда оно становится  постоянным  и  неизменным  способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое  явление,  она  лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир. Во-первых,  агрессия является   неотъемлемой   динамической    характеристикой    активности    и адаптивности  человека.  Во-вторых,  в  социальном  плане  личность   должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она  может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым.  В  противном случае, это приводит к податливости,  ведомости,  комфортности,  пассивности поведения.

    При этом нужно  признать: агрессивные реакции часто  ситуативны  и  имеют рационально-избирательную   направленность.   Направленность   агрессии   от особенностей  мотивационно-потребностной   сферы   человека,   системы   его ценностей  и  ориентации.   Поэтому,   вероятно,   уместно   разделение   на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя  несет  в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

    Особенно сильно  на поведение детей влияют  различные психические  травмы детства. Их опыт  переживания горя практически в точности повторяет переживание  горя  взрослыми.  Тем  не менее реакции детей проявляются иначе и часто  отличаются  от  тех,  которые ждут от них взрослые[5, c.67-75].

 

    1. Формы и виды агрессии

 

Слово «агрессия» произошло  от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить  вред объектам  атаки-нападения или же  физический  ущерб другим   индивидуумам вызывающий у них депрессию,  психодискомфорт,  не  уютность,  напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальные  психопереживания.

Выделяют несколько видов  агрессии:

1. Физическая агрессия  (атака  нападение),  когда   используется  физическая сила  против другого объекта или субъекта.

2. Речевая  агрессия, когда  выражаются отрицательные чувства,  эмоции  через коммуникативную форму (конфликт,  ссора, крик, вербальная перепалка),  а  так же через предикаты (угрозы, вербальная ругань, мат, формы проклятья).

3. Косвенная агрессия, действия  которой не прямым  путем   интенционированны   на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония).

4. Прямая агрессия, непосредственно  прямо интенцируется против  какого-либо индивида или объекта.

5. Инструментальная агрессия,  эксплицируется,  как  средство   -  методы  – приемы,  спроецированные на  достижении  какой-либо   значимой   цели, результирование какой-либо утилитарной задачи.

6.  Враждебная  агрессия,  проявляется  в   акциях, целью   которых   является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

7.   Аутоагрессия –  выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих   достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе  телесных травм, повреждений [1, c.387-443]. 

Агрессивные поведенческие  акты являются  одной  из  матриц  реагирования  на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом  и  физическом параметре онтососитуации,  жизненные  обстоятельства  вызывающие  в  психике социоиндивида  депрессию, стресс, фрустрации   и   другие аберрационные психосостояния;  агрессивные  поведенческие  акты  часто  бывают  одним   из функциональных  способов  решения  проблем  имплицированных  с   сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности значимости,  это  механизм  и психоиммунности  в определенных социоситуациях, который  усиливает  контроль субъекта над обстоятельствами, окружающими его  индивидами;  таким  образом, агрессивные акты выступают в придатке:

1. Способа психологической  защиты;

2. Способа удовлетворения  определенной потребности;

3. Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости;

4. Средство для достижения  какой-либо значимой цели;

5.  Способа  помогающего   оказать  психологическое   воздействие  на  другого индивидуума с целью  подавить  его  волевые  стимулы,  деструктировать – метаболизировать присущее другому  индивиду   устойчивые  в  его  психике поведенческие реакции [16, c.56-78].

В  формировании самоконтроля над агрессивностью  и  сдерживании  агрессивных  актов  большую роль  играет  развитие  психологических  процессов  эмпатии,  идентификации, децентрации, лежащих в  основе  способности  субъекта  к  пониманию  другого человека и сопереживании ему, способствующих  формированию  представления  о другом человеке как уникальной ценности [5, c.80]

Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, человек вынужден совершать насильственные действия или под влиянием внутренних сил, или под влиянием внешних воздействий (например, фрустраторов). Представители же теории социального научения утверждают, что агрессия возникает только в определенных социальных условиях и поэтому ее вполне можно предотвратить или ослабить, изменив эти условия [16, с.90-95].

Сама    же    агрессивность    подразумевает    ситуативное,     социальное, психологическое состояние непосредственно перед  или  во  время  агрессивного действия.

Так же хочется отметить, что каждая личность  должна  обладать  определенной степенью   агрессивности,   так   как   агрессия    является    неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн считает,  что  в  агрессивности  есть  определенные  здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни.  Это  -  настойчивость, инициатива,  упорство  в  достижении  цели,  преодоление  препятствий.   Эти качества присущи лидерам.

Р.С.Хоманс считает,  что  агрессию  может  вызвать  ситуация,  связанная  со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К.  и  другие рассматривают некоторые  случаи  агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации  и тревоги.

Таким образом, агрессию можно  рассматривать как биологически  целесообразную форму поведения,  которая  способствует  выживанию  и  адаптации.  С  другой стороны, агрессия  расценивается  как  зло,  как  поведение,  противоречащее позитивной сущности людей [7, c.15-17].

Поведение будем называть агрессивным при  наличии  двух  обязательных условий:

1. Когда имеют место  губительные для жертвы последствия;

2. Когда нарушены нормы  поведения [16, c.97].

Важную  роль  в  становлении  агрессивного  поведения  играют   обучение   и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают,  что  над  агрессивными проявлениями  возможен  контроль,  связанный   с   процессом   социализации.[7, c.11]

Социализацией агрессии можно  назвать процесс научения  контролю  собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках  данной цивилизации. В  результате  социализации  многие  учатся  регулировать  свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять  агрессию  более тонко: через словесные  оскорбления,  скрытые  принуждения,  завуалированные требования и прочее. Третьи  ничему  не  научаются  и  проявляют  свои  агрессивные  импульсы   в физическом насилии. И здесь важную роль играет  ранний  опыт  воспитания  ребенка  в  конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения  родителей к ребенку.

По  мнению И.Заграфовой  податливость  к  агрессивным  действиям формируется по мере накопления  недостатков  в  процессе  социализации.  Она выделяет две степени социализации:

. Усвоение социального  опыта, ценностей, норм культурного  поведения;

. Усвоение субкультурного  опыта  меньшего  объема,  но   содержащего  нормы поведения, допускающие агрессивность.

Таким  образом,  податливость  к  агрессивным  действиям   формируется   при недостаточно сбалансированной социализации [21, c.57-60].

 

Проблема детской агрессии и агрессивности в отечественной психологии решается в зависимости от целей и установок исследователей. Большинством психологов подчеркивается определяющая роль отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Большую роль в формировании таких негативных свойств личности, как агрессивность, обидчивость, озлобленность и другое, играет неуспех, пережитый дошкольником в совместной со сверстниками деятельности [25, c.89].

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

. Целевая агрессия

. Инструментальная агрессия

Первая   выступает   как   осуществление   агрессии   в   качестве   заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда  или  ущерба  объекту.

Вторая совершается как  средство достижения  некоторого  результата,  который сам по себе не является агрессивным актом [16, c.40].]

Структуру агрессивного проявления предложили в своих  работах  Заградова  И, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

1. По направленности:

      . Агрессия, направленная вовне;

      . Аутоагрессия  – направленная на себя.

4. По цели:

      . Интеллектуальная  агрессия;

      . Враждебная  агрессия.

7. По методу выражения:

      . Физическая  агрессия;

      . Вербальная  агрессия.

10. По степени выраженности:

      . Прямая  агрессия;

      . Косвенная  агрессия.

13. По наличию инициативы:

      . Инициативная  агрессия;

      . Оборонительная  агрессия [16, c.43].

 

В теории, объясняющей природу  агрессивности,  существует  три  отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных  исследователей и психологических школ разного времени.

 

  1. Теория влечения (психоаналитический подход).

 

Основоположником  этой  теории  является  Зигмунд  Фрейд.  Он  считал,   что агрессивное поведение  по  своей  природе   инстинктивное   и  неизбежно.  В человеке существует два наиболее  мощных  инстинкта:  сексуальный (либидо)  и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия  первого  типа  направлена  на упрочнение, сохранение и вопроизведение  жизни.  Энергия   же  второго  типа направлена  на  разрушение  и  прекращение  жизни.  Он  утверждал,  что  все человеческое поведение является  результатом  сложного  взаимодействия  этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду  того,  что существует  острый  конфликт  между  сохранением  жизни  (эросом)   и   ее разрушением  (танатосом),    другие   механизмы   (смещение)   служат   цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении  от  “Я”.  А  если  энергия танатоса  не будет обращена вовне,  то  это  вскоре  приведет  к  разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует  тому,  что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Эту теорию можно отобразить следующей схемой:

 

                                                                  Разрушение

        Сохранение

              Танатос----------------------(        Я           (-----------

-------------- Эрос

                                                                           |

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста