Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

    4. если отрицательное  подкрепляющее средство устраняется  после реакции, то  результат  —  отрицательное  поощрение.  Например,  учащийся,   которого педагог в течение года  сильно  критиковал  за  слабую  учебу,  в  последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и  не сказал ничего плохого. Поэтому отказ  от  критики  рассматривается  ребенком как поощрение [22, с.38-44].

    Что  касается  исследуемой  проблемы,  то   существуют   неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и  получает  при этом положительное подкрепление, то вероятность его  агрессии  в  будущем  в аналогичных  ситуациях  многократно  возрастает.  Постоянное   положительное подкрепление определенных агрессивных  актов,  в  конце  концов,  сформирует привычку агрессивно реагировать на  различные  раздражители.  Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека  высокую степень агрессивности как  личностной  черты.  Точно  так  же  наблюдение  и подкрепление   неагрессивного    поведения    развивает    низкую    степень враждебности.

    В  настоящее   время  теория  социального   научения  является  одной   из наиболее эффективных в предсказании агрессивного  поведения,  особенно  если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора.

Первый — это образец  отношений и  поведение  родителей.

Другим важным  фактором  является  характер  подкрепления  агрессивного поведения со стороны окружающих.

Р.Сире,  Е.Маккоби  и  Х.Левин  отмечал, что  в  социализации  агрессии присутствуют два важных момента:

     1. снисходительность  (степень готовности  родителей   прощать  поступки ребенка);

     2.  строгость  наказания родителями агрессивного  поведения ребенка.

     При этом  снисходительность рассматривалась  как поведение  родителя  до совершения  поступка  (ожидания  родителя,  предостерегательная  тактика   в отношении  появления  агрессии  и  др.),  а  строгость  наказания  —   после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию) [21, c.160-162].

 Основными видами и  формами агрессии у дошкольников  являются: физическая, вербальная, косвенная,  открытая, скрытая, прямая. На проявление  детской агрессии существенное  влияние оказывают такие личностные  особенности как фрустрированность,  чувство вины, недостаточно развитые  коммуникативные навыки, стремление  к доминированию. Наличие агрессивных  форм поведения влияет на развитие  ребенка, препятствует адаптивным  возможностям личности. Степень  выраженности детской агрессии  зависит от таких социальных  факторов, как особенности детско-родительских  отношений, характер межличностных  взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей.  Тендерные различия агрессии  между мальчиками и девочками  проявляются не только в количественном, но и в качественном отношении.  Существуют и половые различия  в силе  проявления  агрессивных   реакций. Мальчики отличаются  преобладанием реакций физической  агрессии,  в  то  время как  девочки  с  возрастом   чаще  прибегают  к  непрямым  способам  выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с  тем, что  агрессия мальчиков направлена  «наружу», а девочек — «вовнутрь».

  Половые различия  агрессивного поведения у детей  шестилетнего возраста могут  быть объяснены тем, что личностное  развитие у мальчиков направлено  по линии усвоения мужского, а  у девочек женского стиля поведения.  Мальчики менее уравновешенны,  менее стрессоустойчивы и, соответственно, они более склонны к аффективным  реакциям, их эмоциональное реагирование  из-за этого часто является  предрасположенным к агрессивным  действиям. Однако, хотя мальчики  и девочки примерно одинаково  подвержены фрустрирующим ситуациям,  для мальчиков более характерно  агрессивное реагирование на  них. 

К шестилетнему возрасту происходит уже достаточно четкая поляризация  моделей развития мальчиков и  девочек через формирование соответствующих  личностных черт, их поведение приобретает  специфические поло-ролевые черты. Это свидетельствует о том, что  система обучения и воспитания играет существенную роль в формировании поведенческих стереотипов, в том числе и агрессивного поведения  [34, c.78].

Есть основания полагать, что  конфликтные и агрессивные действия, направленные друг на друга, неизбежны, поскольку конкурентные отношения  между сиблингами (генетический термин, обозначающий потомков одних родителей, брат или сестра.) — весьма распространенное явление. Направленность агрессии на родителей показывает на сложность родительско-детских отношений и проблемы семейного воспитания. Наличие коммуникативных навыков и умений, социальная компетентность детей способствуют сдерживанию и редукции их агрессивных импульсов. Большинство видов агрессии тесно связаны с возбудимостью, что указывает на тесную связь агрессии с биологическими факторами. Связи различных видов агрессии с показателями эмоциональной устойчивости, замкнутости, общительности показали социальную обусловленность агрессии ее зависимость от факторов социального порядка, таких как система родительского и общественного воспитания, психологический климат в семье, межличностные отношения со сверстниками и воспитателями, усвоенные образы поведения.

Наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность  ребенка к развитию, на определенный запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям и т.д. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные  рамки, свидетельствуют об имеющихся  проблемах в поведении ребенка, о возможной его социальной или  личностной дезадаптации, что дает основание для тщательного исследования и, возможно, коррекции.

Признаками первичной  агрессии, как расстройства поведения  являются повышенная чувствительность, раздражительность, взрывчатость, импульсивность, недифференцированный страх.

1.2 Агрессия в дошкольном  возрасте

Согласно наиболее принятым представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих  в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую  напряженность.

В контексте проблемы агрессии как  таковой обращает внимание на себя вопрос о детской агрессивности. Неконтролируемое поведение в более  раннем детском возрасте может перерасти  в поведение с асоциальными тенденциями  в подростковом возрасте. Своевременное  выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения, необходимо в  целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации  необходимой психологической помощи.

Агрессивные действия у ребенка  можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью [41, c.3-74].

Согласно Б.Споку, в годовалом  возрасте нормальными явлениями  могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.

Как отмечает Е.Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” -  выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.

К трем годам жалобы на упрямство  сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период агрессия носит  инструментальный характер. Конфликты  между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой.

Проявление агрессивности  в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к  любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А.Фурмнов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок  невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали  лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции. А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности.

Суть его в том, что  ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний [43, 89-93].

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание. Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка.

К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба) [35, c.34-36].

На развитие агрессивности  в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального (социальная ситуация развития) порядка.

Биологическими предпосылками  агрессивности у дошкольника  могут стать особенности развития его нервной системы: возбудимость, импульсивность нервных процессов. Искажение психического развития на ранних этапах онтогенеза, обусловленное родовыми травмами, ослабленным соматическим здоровьем, повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении у ребенка.

Однако влияние биологических  факторов на развитие агрессивности  опосредовано отношениями ребенка  с окружающими его взрослыми  и сверстниками.

Проявление агрессивности  у дошкольника, таким образом, является следствием множества причин, из которых  наиболее значимыми являются:

1) неудовлетворенности ребенка  содержанием общения с близкими  взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом  ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной  со сверстниками деятельности, в  обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетворенностью  потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника [45, c.9-11].

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитательницей. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами. Это положение является важным для анализа причин возникновения агрессивности (например, неудовлетворенность в признании среди сверстников, обусловленная различными причинами (неразвитость навыков общения, исполнительной стороны совместной деятельности, личными особенностями ребенка)), а также - для поиска путей ее преодоления и профилактики [21, c.56].

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста