Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве 1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте 2.1.Диагностика агрессивности Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста 3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми 3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы Заключение Литература
Такие особенности дошкольного
возраста, как развитие произвольности
в поведении, возникновение соподчинения
мотивов, первичных этических инстанций
и переживаний и т.д., возросшее влияние
группы сверстников на развитие личности
- все это может стать опорными точками
при разработки программы психологической
помощи агрессивным детям.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика
агрессивности
2.1.1 .Цели,
задачи и этапы проведения
исследования по подбору диагностического
материала
Эмпирическая часть
исследования проводилась в несколько
этапов.
На первом этапе была
проведена методика рисуночной фрустрации
С. Розенцвейга на детях старшего дошкольного
возраста, а также был проведен сравнительный
анализ методов выявления агрессивных
тенденций у дошкольников и их диагностических
возможностей (общее число испытуемых
35 человек).
Методика применялась
в стандартном варианте. Эксперимент проводился
индивидуально с каждым ребенком. Фиксировались
ответы испытуемых, интонация их голоса,
паузы, затруднения при ответе.
Нами были проанализированы
ответы испытуемых, а вследствие этого
- и типы реагирования на фрустрацию;
Из полученных нами
результатов на данном этапе можно вывести,
что наибольшее число ответов дошкольников
6-7 лет носит экстрапунитивный характер
с фиксацией на самозащите (в основном)
или на препятствии. Иначе говоря, в ответах
детей присутствует негативизм, агрессия
(причем как личная, так и безличная).
Типичным представителем
этой группы детей является, например,
Андрей К. (6; 9). Приведем наиболее распространенные
ответы.
- "Отдай мой
самокат!" - "Не отдам".
- "Ты - мокрая курица!"
- "Да ты сам такой".
Анализ показателя
самостоятельности выявил ее невысокий
уровень, свидетельствующий о недостаточном
владении дошкольниками способами устранения
конфликта.
Анализ процедуры проведения
эксперимента показал, что у детей иногда
возникали те или иные затруднения в ответе
на некоторые ситуации. Об этом свидетельствуют
следующие факты:
- отказ от ответа
даже после повторного предъявления;
- долгая пауза
перед ответом;
- ответ только
со второго предъявления;
- ответ, свидетельствующий
о непонимании ребенком смысла
ситуации, изображенной на картинке.
Наибольшую трудность,
по нашему наблюдению, представляли две
ситуации: 1 ("Последний кусок я отдала
твоему брату") и 13 ("На этот раз я
тебя поймал").
В целом результаты
первого этапа показали, что тестовые
средства выявления детей с агрессивными
тенденциями требуют дополнения другими
методами исследования ребенка: беседой,
наблюдением; а также предполагают изучение
сферы общения ребенка. К этому выводу
нас привел еще и такой факт, как стереотипность
ответов многих детей по методике С. Розенцвейга.
Стереотипные ответы
детей по методике С. Розенцвейга дали
основания предположить, что они чрезмерно
нагружены фактором социальных норм, зависят
от условий воспитания ребенка значительно
больше, чем обычно считается. Иными словами,
мы предположили, что в ответах большинства
детей имеет место социальная желательность,
маскировка их истинных мотивационных
тенденций. В связи с этим, для дальнейшего
исследования эффективности методики
С. Розенцвейга в диагностике агрессивных
тенденций детей важным представляется
исследование влияния ситуаций, провоцирующих,
актуализирующих агрессивность у дошкольников
(например, острая соревновательная игра)
на ответы детей при проведении данной
методики. Ситуация проигрыша как ситуация
реальной, а не воображаемой фрустрации
значимой потребности могла послужить
стимулом для актуализации агрессивных
тенденций, если они сформировались у
ребенка.
Таким образом, мы предположили,
что ситуация соревновательной игры является
действенным средством актуализации агрессивных
тенденций у многих дошкольников.
Как известно, соревновательная
игра проходит у дошкольников с высоким
мотивационным и эмоциональным накалом,
то есть в соответствии с возрастными
особенностями, оказывается высокозначимой,
что, естественно, снижает или вообще исключает
установки на имитацию социально желательных
форм поведения, и, таким образом, обнаруживает
те мотивационные тенденции и формы поведения
детей, которые стали для них "естественными",
идущими как бы "изнутри". Игра служила
средством актуализации внутренних мотивационных
тенденций у детей.
Целью второго этапа
исследования стало изучение диагностических
возможностей методики рисуночной фрустрации
С. Розенцвейга с помощью экспериментальной
ситуации соревновательной игры.
На этом этапе были
использованы следующие методы диагностики
агрессивных тенденций у детей:
1) беседа с воспитателями;
2) методика С. Розенцвейга;
3) наблюдение за
поведением ребенка в ходе
игры.
Применение методики
С.Розенцвейга проходило в два этапа: в
начале исследования и после экспериментального
воздействия (игры-соревнования).
Таким образом, целью
игры являлась более полная актуализация
имеющихся мотивационных тенденций у
детей.
Для того чтобы исключить
нежелательные эффекты, связанные с повторным
предъявлением одного и того же материала,
мы разделили материал методики С.Розенцвейга
на две эквивалентные серии.
На основе предшествующих
исследований личностных особенностей
дошкольников с помощью методики С. Розенцвейга
были отобраны пары картинок с эквивалентными
типами реакций. Было составлено два набора
стимульного материала, при этом мы старались
соблюдать последовательность картинок
по типам ситуаций, подобно авторскому
варианту методики.
Предварительно была
проведена апробация этих наборов на детях,
не участвующих в основной части исследования.
Процедура проведения методики была полностью
сохранена. Следует отметить, что дети
очень живо отреагировали на предложение
поработать с картинками. Задание вызвало
у них большой интерес, поэтому подавляющее
большинство детей выполняли задание
быстро, легко, сразу давая ответ на ту
или иную ситуацию. Положительное отношение
к заданию, как известно, служит одним
из важных факторов, обеспечивающих достоверность
полученных результатов.
По окончании игры в
целях снятия негативного влияния экспериментальной
ситуации, была проведена следующая работа:
по желанию детей, оказавшихся на последних
местах в соревновании, группа играла
в их любимую игру.
При исследовании диагностических
возможностей методики рисуночной| фрустрации
С. Розенцвейга для диагностики агрессивности
у дошкольников с применением ситуации
соревновательной игры были получены
следующие результаты.
Данные тестирования
по методике С.Розенцвейга сопоставлялись
с результатами других средств диагностики.
Так, целесообразно сравнить результаты
первого, второго тестирования по методике
С.Розенцвейга с данными, полученными
от воспитателей, а также при непосредственном
наблюдении за детьми в ходе игры. Отметим,
что результаты оценок воспитателей, а
также данные наблюдений в ходе игры, в
целом подтверждают друг друга.
Результаты первого
и второго тестирований по методике С.Розенцвейга
демонстрируют резкое повышение экстрапунитивности
в ответах детей, что характерно для открытой
агрессии (см. Таблица 1) Соотношение показателей
экстрапунитивных реакций до и после игры.
Таблица 1
девочки
мальчики
до игры
43,2
42,2
после игры
67
60,5
Эти результаты подтверждаются
данными наблюдения за поведением детей
в ходе игры: по мере развития игры к ее
концу увеличивается число проявлений
физической и вербальной агрессии.
Таким образом, ситуация
игры оказала значительное влияние на
степень выраженности агрессивных тенденций
у дошкольников.
Результатом второго этапа исследования
стали следующие положения.
1. Использование
методики С. Розенцвейга для изучения
агрессивных тенденций у 6-7-летних
детей позволило выявить некоторые
особенности их поведения. В целом
реакции детей на фрустрацию
отличаются значительным разнообразием.
Результаты первого
тестирования позволили объединить детей
в группы по типу их реагирования. После
соревновательной игры диапазон типов
реакций сократился, при этом основная
часть детей (55%) составляла группа с экстрапунитивными
реакциями самозащитного типа, что является
свидетельством того, что агрессия у дошкольников
носит в основном открытый, личностный
характер.
2. Ситуация соревновательной
игры сократила число реакций
необходимо упорствующего типа,
свидетельствующих о стремлении
ребенка к поиску путей выхода
из конфликтной ситуации. Это
говорит о том, что данный тип
реагирования еще неустойчив
в дошкольном возрасте.
3. Ситуация соревновательной
игры оказалась эффективным средством
актуализации мотивационных тенденций
у дошкольников.
4. Результаты второго
тестирования по методике С. Розенцвейга
в большей степени, чем результаты
первого тестирования соответствуют
оценкам воспитателей, отображающих
картину реального поведения
ребенка.
Следовательно, методика
С. Розенцвейга по результатам нашего
исследования более диагностична после
ситуации, актуализирующей мотивационные
тенденции (в данном случае - агрессивные)
у дошкольников. Это положение подтверждает
нашу гипотезу, выдвинутую нами в начале
исследования, о роли контекста (в частности,
соревновательной игры), актуализирующего
скрытые тенденции, для их диагностики.
5. Результаты второго
тестирования с помощью методики
С. Розенцвейга свидетельствуют
о более непосредственном характере
ответов детей по сравнению
с первым тестированием. Следовательно,
игра является эффективным средством
снятия таких явлений в ответах
детей, как социальная желательность,
маскировка истинных побуждений,
уход от ответа (шаблонный ответ).
Этот вывод нам представляется
важным в связи с проблемами
диагностики агрессивных тенденций
у детей в ситуации консультирования.
Таким образом, в плане
диагностики нам представляется важным
тот факт, что результаты такого тестового
средства, как методика Розенцвейга, должны
подкрепляться результатами других диагностических
методов. Эффективно, на наш взгляд, использовать
наблюдение за поведением ребенка в ходе
значимой для него деятельности - в игре.
Однако ситуация соревновательной игры
может стать самостоятельным диагностическим
приемом, позволяющим изучить особенности
агрессивного поведения ребенка, а также
- способы выхода из конфликтной ситуации.
Как известно, агрессивное поведение у
ребенка часто наблюдается в ситуации
конфликта во взаимоотношениях со сверстниками,
поэтому в любом виде совместной деятельности,
на наш взгляд, можно проводить наблюдения
с целью диагностики агрессивных тенденций
у детей.
По нашему мнению, психологу-практику,
работающему в дошкольном учреждении,
крайне необходима программа обследования
ребенка на предмет степени выраженности
агрессивности в поведении.
Необходимо отметить,
что имеющиеся методики изучения агрессии
и агрессивности несколько разнородны
по своему содержанию: та или иная методика
выявляет разный аспекты агрессивности.
К этому следует добавить, что выявлению
детской агрессивности посвящено относительно
небольшое количество работ. Судя по доступной
нам литературе, наблюдается недостаток
диагностических методов для выявления
агрессивных тенденций у детей, пригодных
в консультативной практике. Здесь также
встает проблема существенного расхождения
реального поведения ребенка и его поведения
в ситуации консультирования. В этом плане
важным представляется вопрос о необходимости
надежных методов диагностики личностных
особенностей, а в данном случае - агрессивных
тенденций ребенка.