Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература
-всячески способствовать
на практике поощрению
-содействовать созданию
в обществе атмосферы, которая
вызывала бы сочувствие к
-с самых ранних
лет формировать у детей
-стремиться в сложных, высококонфликтных ситуациях ослабить всеобщее напряжение с помощью шутки, юмора и т.п., не давая ему вылиться в открыто враждебные столкновения между людьми.
В отличие от взрослых, дети более физически направлены в своей агрессии и их поведение легче фиксировать в каждодневных ситуациях. Так, Walters и др. (1957) с помощью метода наблюдения установили контрольный перечень поведенческих актов.
Физическая агрессия:
а) надоедать, дразнить, мешать;
б) нанесение ударов;
в) конкуренция в статусе;
г) угрожающие жесты;
д) преследование;
е) кража или причинение ущерба чужой собственности;
ж) негативизм.
Вербальная агрессия:
а) начальственный, командный тон, требовательность;
б) разрешение конфликта путем вооруженных действий (угроза);
в) унижение;
г) настраивание другого ребенка кого-нибудь ударить;
д) отказы исполнять просьбы, приказания;
е) отрицание привилегий других;
ж) увиливание от наказания;
з) утверждение права на владение имуществом;
и) угрозы.
В психологии делались попытки выделения этапов развития агрессивности. В процессе развития ребенка последовательно меняются различные виды агрессии.
L. Bender (1943) предложила схему развития агрессии у детей, наблюдающихся в клинике. Обычно фоном для возникновения агрессии является дефицит эмоционального общения, врожденные физические недостатки, родители, бросившие своих детей.
Дети 3-4 лет, воспитывающиеся в детском доме, лишены контакта с каким-то единственным человеком. Их агрессия ненамеренная и неконтролируемая, у них нет представления о ценности предметов.
Для детей 3-8 лет, по мнению Л. Бендер, эдипов комплекс - частая причина крайней агрессивности, особенно у мальчиков.
Главная причина агрессивности периода 6-12 лет - фрустрация, связанная со школой.
Slawson (1943) выделил 9 типов агрессии, раскрывающих детские проблемы:
- агрессия как результат инфантильности (слабый контроль эмоций);
- агрессия как способ привлечения внимания;
- агрессия как
способ освобождения от
-агрессия как невротическое действие (крайние формы — садизм, мазохизм);
- агрессия как материализация фантазий;
-агрессия как результат изнеженности (в семье, где много женщин, мальчик усваивает женскую роль. Под внешней покорностью скрывается крайняя враждебность и, возможно, даже садизм по отношению к слабым и младшим детям);
- предупреждающая агрессия (у неуверенных в себе детей);
- оральная агрессия (вербальное нападение);
- враждебная агрессия.
Таким образом, агрессивная реакция неоднородна по природе, форме выражения, степени интенсивности.
Для изучения личностных характеристик детей перспективно также использование проективных экспериментальных тестов. Наиболее популярной является методика С. Розенцвейга, опыт использования которой описан и в отечественных исследованиях (17; 18; 28;67).
Изучение детей, у которых возникают отрицательные аффективные переживания и соответствующие формы поведения, одной из которых и является агрессия, представляется особенно важным, так как длительное проявление подобных форм поведения может привести к их закреплению и к формированию отрицательных качеств личности. В этом плане встает задача предупреждения развития агрессивного поведения в детском возрасте.
Продолжая рассмотрение вопроса о классификации агрессивного поведения, приведем взгляд отечественного исследователя Н.Д. Левитова. Он выделяет следующие виды агрессии:
- открытую - скрытую;
- инструментальную - преднамеренную;
- инициативную - оборонительную.
Н. Д. Левитов рассматривает агрессию с точки зрения соответствия или несоответствия поведения человека социальным нормам, разделяя "общественно и этически оправданные поступки (например, социально одобряемая спортивная злость) и недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда - с неодушевленным предметом". (Н.Д. Левитов).
Следуя нормативному подходу в анализе агрессивного поведения, зарубежные исследователи склонны выделять следующие виды агрессии:
1) агрессивное поведение у субъектов, усвоивших нормы и правила, регулирующие отношения в обществе;
2) агрессивное поведение
у субъектов, не усвоивших данные
нормы и правила или
Согласно М. Раттеру, коррекционная работа с агрессивным ребенком должна строиться на основе выделенного типа агрессии, а также - с обязательным учетом причин, побудивших его к агрессивному поведению.
Этого же мнения придерживается отечественный психолог Л.М. Семенюк, исследуя агрессивное поведение у подростков.
Выделив четыре группы агрессивных подростков по типу поведения и направленности личности, она строит типологию воспитательной работы, основанную на включении подростка в социально одобряемую и признаваемую деятельность. Выделение групп позволило автору провести дифференцированную коррекционную работу, направляя ее на те или иные особенности ребенка каждой из групп (82-84).
Таким образом, каждый из исследователей дает свое понимание видов агрессии, опираясь при этом на различные основания для классификации (форма, направленность, продолжительность и устойчивость, функции агрессивного поведения, его соответствия социальным нормам и др.).
Большинством авторов признается принцип единства диагностики и коррекции, руководствуясь которым, построение коррекционной программы исследователи осуществляют, опираясь на выделенные типы агрессивного поведения, а также - его причины.
Подводя итог по анализу основных подходов к изучению проблемы агрессии и агрессивности в зарубежной психологии можно выделить следующие основные позиции.
1. Понимание агрессивного поведения как врожденного (теория инстинкта смерти 3. Фрейда, А. Фрейд, инстинкта борьбы К. Лоренца и др.).
Попытка неопсихоаналитиков перенести корни агрессивного поведения на социальные взаимодействия индивидов в обществе встречает свои трудности, прежде всего - в понимании социальности человека как абстрактного антропологического качества.
2. Понимание агрессии, возникшей из побуждения, вызванного ситуацией фрустрации (Доллард и др.).
3. Понимание агрессии как прижизненно приобретаемого поведения (теория социального научения: А. Бандура, А. Басс).
Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, человек вынужден совершать насильственные действия или под влиянием внутренних сил, или под влиянием внешних воздействий (например, фрустраторов). Представители же теории социального научения утверждают, что агрессия возникает только в определенных социальных условиях и поэтому ее вполне можно предотвратить или ослабить, изменив эти условия.
Таким образом, проанализировав различные точки зрения на проблему агрессии, мы можем сказать, что разные авторы, исходя из целей и задач своего исследования, каждый вносит свой акцент в проблему агрессивности, при этом вкладывая в это понятие порой разный смысл. Различное понимание агрессивности является также следствием различий в общепсихологических подходах к интерпретации природы и развития человеческой личности.
Проблема агрессивного поведения в детском возрасте в отечественных исследованиях рассматривалась в контексте более глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения. Исследователи акцентировали свое внимание на трудностях в поведении, конфликтности, негативизме и т. д. ребенка.
В истории развития отечественной науки можно условно выделить два периода, когда исследования трудностей в поведении (в том числе и агрессивного поведения) проводились с особым размахом.
Первые работы по проблеме агрессивности в отечественной науке проводились в 20-30 годы в рамках педологических исследований. В то время перед представителями педологии и детской психологии стояла задача разработки методов воздействия на психику, воспитание и перевоспитание детей (А.Б. Залкинд, 1929). Разработка методов состояла в поиске наиболее адекватных способов диагностики индивидуальных особенностей личности, уровня развития интеллекта, изучения отклонений в развитии личности (тревоги и агрессивности). Большинство исследователей того времени подчеркивали важную роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивного поведения у ребенка. Выявленная у многих детей предрасположенность к агрессивности и нервным срывам проявляется именно в неблагоприятных условиях (Вопросы изучения и воспитания личности, 1926). К неблагоприятным социальным условиям относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем (30-е годы) основной акцент ставился на взаимоотношениях в семье и недостатки в обучении (отсутствие индивидуального подхода к детям).
Л.С. Выготский в своей работе "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" отмечал, что к вопросу о трудностях детского поведения нельзя подходить механически. Развитие агрессивности происходит путем интериоризации социальных условий, путем усвоения общественных норм, когда они превращаются во внутренние регуляторы поведения личности.
Таким образом, "личность никогда не скована рамками заданных социальных ролей". (3), она имеет возможность "самостоятельного реагирования" на внешнюю ситуацию. Л.С. Выготский призывал изучать активность человека, его переживания, связанные с изменением социальной среды.
Большой интерес представляют исследования коррекции агрессивного поведения. Так В.М. Бехтерев с сотрудниками, понимая развитие агрессивности по типу "доминанты", утверждал, что ее нельзя ликвидировать или приостановить даже при угрозе сильного наказания. В работе с агрессивными детьми он предлагал формирование важных и интересных, социально приемлемых реакций для того, чтобы энергия детей находила свое воплощение не в агрессивных, а социально одобряемых поступках. В курсе занятий с агрессивными детьми Бехтерев предлагал обучение определенным формам поведения, а также - способам выхода из неблагоприятной ситуации (Вопросы изучения..., 1929).
Проблеме изучения общения и причин агрессивности и конфликтности было посвящено исследование А.Б. Залкинда, А.С. Залужного и др. (Залужный А.С., 1937). Было обнаружено, что причинами конфликтного а также - агрессивного поведения могут стать неудовлетворенность ребенка содержанием общения со сверстниками и низким социальным статусом в группе.
Исследователями был предложен метод статусной психотерапии. Они предлагали агрессивного ребенка сделать лидером в группе для того, чтобы он мог реализовать свои притязания в общении. Также эффективен перевод агрессивного ребенка в более старшую группу, где он в силу своих возрастных особенностей он не сможет добиваться желаемого силой, а будет вынужден искать другие - более приемлемые способы налаживания контактов с детьми.
Линия исследования особенностей общения ребенка в детском коллективе и поиска причин его агрессивности, конфликтности, негативизма была продолжена отечественными психологами в 60-е годы.
Большую роль в формировании таких негативных свойств личности, как агрессивность, обидчивость, озлобленность и др. играет неуспех, пережитый дошкольником в совместной со сверстниками деятельности. Анализируя игровую деятельность детей в группе детского сада, А.А. Рояк выделила две группы причин трудностей в общении (77).
1. Недостаточное
развитие у ребенка
2. Изменение мотивационной
стороны деятельности, в том числе
– наличие отрицательных
Следуя тезису Л.С. Выготского о переживании как единице анализа социальной ситуации развития, ряд психологов делают акцент в изучении причин агрессивного поведения ребенка на нарушении потребностно-мотивационной сферы. (Л.С. Славина, Л.И. Божович и др.). Так Л.С. Славина пишет: "Под отрицательными аффективными переживаниями мы понимаем такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними ... Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на неуспех" (85, С. 3). Неадекватные реакции ребенка вызывают ответные реакции у окружающих, что еще больше усугубляет его отрицательные переживания.
Исследование B.C. Мухиной показывает связь развития агрессивного поведения со структурой самосознания ребенка. Неудовлетворенность в признании (как один из ведущих компонентов структуры детского самосознания) приводится в качестве возможной причины развития детской агрессивности. "Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным" (58, С. 191). B.C. Мухина отмечает, что ложь и агрессия как защитные механизмы возникают в поведении ребенка, когда они испытывают трудности в общении и со взрослыми (58).
Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста