Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

B.C. Мухина отмечает, что непопулярному ребенку необходимо  оказать помощь в реализации  его притязания на признание  среди сверстников для того, чтобы  эта "болезнь социализации" не  превратилась в асоциальное свойство  личности. Автор предлагает педагогам  так организовать деятельность  детей, создать социальный микроклимат  в детском коллективе, чтобы каждый  ребенок мог реализовать свое  притязание на признание среди  сверстников. Например, можно так  организовать игру, чтобы непопулярный  ребенок обязательно выиграл. С  другой стороны, по мнению автора, у детей с низким социальным  статусом необходимо развивать  навыки общения (58).

Концепция агрессивности, предложенная отечественными учеными B.C. Ротенбергом и С.М. Бондаренко, базируется на теории поисковой активности. "Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности (67, С. 136).

Проявление поисковой активности у разных людей выражается неодинаково. Авторы полагают, что воспитанием адекватной поисковой активности путем ее направления можно снять агрессию у ребенка. В ряде исследований (65) подчеркивается роль общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей. Подчеркивается, что посещение ребенком дошкольного учреждения, где он проводит значительную часть времени, играет очень важную роль в развитии как положительных, так и отрицательных сторон его личности.

В.В. Лебединский с сотрудниками, изучая различные эмоциональные нарушения в детском возрасте, подчеркивая важность дифференцированного подхода к изучению агрессии. Так авторами были предложены следующие критерии для определения степени тяжести агрессивных проявлений в поведении.

1. Частота и легкость  их возникновения.

2. Степень неадекватности  агрессии той ситуации, в которой  она возникает.

3. Фиксируемость на агрессии.

4. Степень напряженности  в агрессивных действиях.

5. Форма агрессии.

6. Степень осознаваемости агрессивных действий.

В.В. Лебединский с сотрудниками выделяет виды агрессивного поведения у детей, анализируя случаи искажения и задержки психического развития в детском возрасте. Агрессия, таким образом, может проявляться в виде:

1) самоагрессии или агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям;

2) физической агрессии  или агрессивных разрядов в  вербальном или символическом  плане;

3) эпизодических  вспышек нестойкого характера  или типичного способа реагирования  ребенка «а окружение, имеющего  генерализованный характер.

Таким образом, агрессия здесь рассматривается с точки зрения направленности (внутренняя (аутогрессия) - внешняя), способа или формы выражения (физическая, вербальная и др.), продолжительности и устойчивости.

По последнему основанию, а также функциям агрессивного поведения строит свою классификацию Г.М. Бреслав, выделяя следующие варианты агрессивного поведения у дошкольников:

1)эпизодические  агрессивные действия, выполняющие  ту или иную функцию в определенной  ситуации (защитную, исследовательскую  и т.д.);

2) агрессивные действия  неситуативного характера, приводящие к нарушениям в сфере социальных отношений;

3) агрессивные действия  генерализованного характера, являющиеся одной из основных форм поведения, отражающие враждебное поведение ребенка к окружающим, отсутствие адекватного усвоенных норм и правил социального поведения.

В отечественной психологии существует разделение на агрессивность как свойство личности и агрессивность как свойство темперамента, с присущей ей динамичностью. Следовательно, изучая агрессивность, отечественная психология учитывает и внутренние и внешние причины ее происхождения, роль биологических и социальных факторов.

Ряд исследований показал, что агрессивность, как черта личности, формируется под влиянием "аффекта неадекватности", представляющего собой защитную реакцию, помогающую ребенку оградить себя от нежелательных воздействий действительности...

Изучая особенности взаимодействий дошкольников с взрослыми и сверстниками, Г.С. Васильева выделяет так называемую "социальную агрессивность", проявляющуюся в этих взаимодействиях. В исследовании анализировались также такие факторы, как социальный статус дошкольника и свойства его темперамента. Выводами проведенной работы стали следующие положения.

1.В дошкольном  возрасте существуют связь между  неблагоприятным положением в  коллективе сверстников и социальной  агрессивностью.

2. Социальная агрессивность  связана не с одним, а с несколькими  свойствами темперамента, а именно: с агрессивностью при фрустрации, интро-экстраверсией.

3. Свойства темперамента  влияют на агрессивное отношение  к людям не непосредственно, а  опосредственно, обуславливая социальный статус в системе межличностных отношений (Т.Г. Васильева, 1976).

За последнее время появились исследования подростковой агрессивности, ее причин и путей коррекции (Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов). Современные исследования детской агрессивности (дошкольников и младших школьников) проводятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (38; 67), изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, 1993, 1995) анализ методов диагностики агрессивности (34;55.), поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (24; 33; 38; 41; 44; 49; 97).

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что проблема детской агрессии и агрессивности в отечественной психологии решается в зависимости от целей и установок исследователей. Большинством психологов подчеркивается определяющая роль отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Развитие навыков общения может, таким образом, стать одной из линий предупреждения отклонений в развитии личности дошкольника и его поведении, в том числе - и агрессивного поведения, конфликтности во взаимодействиях детей.

1.3. Анализ эмоциональной  сферы дошкольника и детерминант  проявления агрессивности

1.3.1. Условия формирования  агрессивности

К агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессивности в детском возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте.

Важным представляется вывод о том, что стабилизация агрессивного и предпосылок деликвентного поведения бывает после трех-пятилетнего возраста.

Вопрос о факторах, связанных с проявлением агрессии человеком, важен, на наш взгляд, для понимания условий, способствующих агрессии, ее психологических механизмов.

Отечественные психологи (Особеноости агрессивного поведения…, 1991) выделяют следующие факторы:

1. Социально-экономическая  и политическая организация общества, в котором преобладает атмосфера  конкуренции, борьбы за права  и привилегии.

2. Морально-нравственные  нормы поведения. Агрессия в этом  случае может быть следствием  ярко выраженного противоречия  между пропагандируемыми ценностями  и реально проявляемым равнодушием  и безжалостным отношением к  человеку.

3. Условия микросреды, т.е. семейного окружения и окружения  знакомых и сверстников.

4. Характер и система  воспитания, способствующие тому, что  агрессивные действия становятся  привычным средством достижения  своих целей.

5. Возрастные и  индивидуально-психологические особенности. От них зависит специфика восприятия  и оценки окружающего, характер  внутренних переживаний и эмоциональных  реакций, мотивация поступков и  деятельности.

6. Наличие соматического  неблагополучия.

7. Физические условия  окружающей среды, ведущие к нервозности  и вспышкам гнева как естественным  защитным реакциям организма.

8. Специфическое  влияние алкоголя и наркотиков.

Актуализации агрессивных тенденций способствуют следующие ситуационные характеристики (93):

1. Намерение, приписываемое  нападаемому.

2. Ожидание достижения  цели и возмездия за осуществление  агрессии.

3. Способствующие  агрессии ключевые раздражители, которые должны при этом содержательно  отвечать текущему мотивационному  состоянию.

4. Удовлетворение, приносимое  достигнутыми в ходе агрессии  результатами (наиболее непосредственное  удовлетворение субъекту приносят  любые реакции жертвы, выражающие  ее страдание).

5. Самооценка.

6. Оценка со стороны  других.

Таким образом, все исследования, направленные на поиск связей между агрессивными проявлениями у детей и условиями их возникновения и формирования, способствуют лучшему пониманию поведения у детей.

1.3.2. Связь эмоций с агрессивными  проявлениями в детском возрасте

Агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева. Особенно открыто это проявляется в детском возрасте, когда эмоциональная сфера еще не устойчива.

Необходимо отметить важность первого эмоционального опыта, полученного ребенком в детстве, который затем переносится на более далекое время. На этот факт указывал А.В.Запорожец (35).

Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, т.е. обладают тенденцией к самостимуляции. Объясняется это усилением степени возбуждения и возникновением положительных эмоций у субъекта агрессивных действий. Отсюда - объяснение подростками некоторых асоциальных действий: чувство "радости преодоления опасности", полученное в процессе совершения кражи.

Ребенок дошкольного возраста - существо преимущественно эмоциональное, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы, отражающие направленность его переживаний и активности, служат основными показателями его психического развития в норме и при различного рода отклонениях. Вместе с тем часто наблюдается в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, понимать дошкольное детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма приводит к тому, что взрослый лишает ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия и т.д.) и, вместо обучения ребенком конструктивным способам выражения и преодоления испытываемых состояний, налагаемыми на них запретами и ограничениями, увеличивает категорию детей группы риска.

Важным представляется вопрос о более глубоком изучении личности ребенка в эмоциональной сфере с целью лучшего понимания его поведения, в частности - причин его агрессивности. Для этого обратимся к анализу переживаний ребенка и связанных с ними отрицательными формами поведения.

Выделив переживание как единицу анализа социальной ситуации развития ребенка, Л.С.Выготский отмечает, что в ней "в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой стороны - субъект, т.е. то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития" (8, С. 153). Эту мысль развивает Л.И. Божович. За переживаниями ребенка лежит мир его потребностей - "его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения" (8, С. 159). Поэтому любое нарушение динамического равновесия между субъектом и средой приводит к актуализации соответствующих потребностей, к развитию тех форм поведения, которые будут направлены на восстановление этого равновесия. Это положение, на наш взгляд, является ценным для понимания причин агрессивных реакций ребенка, особенно в ситуации фрустрации. Например, если ребенок повышенно обидчив, негативистичен, агрессивен по отношению к окружающим, то это может означать его неудовлетворенность в каких-то очень существенных для него потребностях общения или то, что он столкнулся с тем, что взрослые помешали ему в их удовлетворении. Так Л.С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Неуспех, связанный с фактической невозможностью удовлетворить свои притязания, приводит к неадекватным реакциям ребенка: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватные реакции ребенка, возможно, и агрессивные проявления, в свою очередь вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные переживания ребенка. Л.С. Славина в своей работе "Дети с аффективным поведением" (8; 85) отмечает, что длительное проявление подобных форм поведения, часто встречающихся у детей, может привести к их закреплению и к формированию отрицательных качеств личности.

Анализируя фантазии в детском возрасте, С.А. Завражин (1993) отмечает, являясь наиболее сильными травмирующими факторами, физическое наказание ребенка и разрыв с объектом любви, переживаются им, требуя своего выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции непосредственно на лицо, совершившее насилие по отношению к ребенку, или на нетабуированные предметы. Это происходит и в игре, где ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию. Фантазии также помогают снять возникшее напряжение. Здесь ребенок старается компенсировать свои агрессивные импульсы, реконструируя ситуацию таким образом, чтобы она не вызывала травмирующего эффекта.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста