Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

Таким образом, большое значение имеет изучение детей, у которых в связи с неудовлетворенностью каких-либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.

1.3.3. Биологические предпосылки  агрессивности

Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях. Так, анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, новые родители которых сталкиваются с вспышками агрессивного поведения ребенка, М.И. Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, т.е. агрессивность может иметь биологическую природу (11, С. 50).

Об этом говорят и исследования, в которых выявлено, что при тех или иных нарушениях развития (низком интеллекте, психопотологии) наблюдается повышение вероятности физической агрессии (49).

Однако число таких случаев, как правило, невелико.

Вообще, изучение биологических корней агрессивного поведения ведется вI следующих направлениях:

-изучение хромосомных  аномалий и их влияния на  наследуемость склонности к агрессии;

- изучение влияния  гормонов на агрессивное поведение;

- изучение отдельных  структур центральной нервной  системы и их роли в запуске  агрессивного поведения;

-изучение влияния  свойств темперамента, в частности - возбудимости на агрессивное  поведение индивида (7).

Открытие аномалии в половых хромосомах привело многих исследователей к выводу о связи этой аномалии и склонности к криминальному и агрессивному поведению. Однако последующие исследования показали, что большинство детей с нарушениями в поведении не имеют подобной хромосомной аномалии, в то время как носители лишней хромосомы часто не являются агрессивными (73). Как отмечает Р. Бэрон, "выявленная исследователями связь некоторых хромосомных аномалий с агрессивным поведением являются отражением скорее недостаточного умственного развития, нежели врожденной склонности к совершению преступлений с применением насилия" (7, С.233).

Исследователи, занимавшиеся изучением гормональных предпосылок к агрессивному поведению, выявили роль тестостерона на его формирование.

В дальнейшем было выяснено, что скорее не гормоны влияют на агрессивное поведение, а проявление агрессии вызывает усиленную их скрецию (Мазур, Лэмб, 1980).

Таким образом, связь агрессии с содержанием гормонов в организме некая четкая, как предполагалось первоначально. Следует отметить, что как и большинство биологических факторов действие гормонов следует рассматривать в социальном контексте.

Исследования лимбической системы, ответственной за наши эмоциональные переживания, лобных долей коры головного мозга, отвечающих за сложные когнитивные процессы (в частности, за оценку ситуации как угрожающей и выбор реакции на нее), выявили их серьезное влияние на человеческое поведение. Так американские физиологи Марк и Эрвин установили, что разрушение небольших фокальных областей лимбической системы приводит к устранению опасного поведения у убийц и насильников.

В ведении симпатической нервной системы находится запуск агрессивного введения при достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения (7). Н. Д. Левитов, рассматривая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивает наличие связи между агрессивностью и "повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости" (Н.Д. Левитов, 1972, С. 172). Отмечая тот факт, что оборонительный рефлекс является врожденным, автор предполагает, что "могут быть природными и те задатки к наступательным действиям, которые в зависимости от общественных условий развиваются как в социально оправданную "боевитость", так и во враждебную агрессивность" (там же).

Таким образом, можно сделать вывод, что нет оснований говорить о решающем влиянии биологических факторов на формировании агрессивного поведения. Можно сказать, что и биология, и социальное окружение оказывают взаимное влияние друг на друга.

1.3.4. Особенности  семейного воспитания и агрессивное  поведение ребенка

Большинство исследователей признают, что главную роль в возникновении агрессивных тенденций у ребенка играет социальная ситуация развития. Так представитель нейрофизиологии из Франции П. Карли, изучающий нейрофизиологические механизмы агрессии, признает, что "агрессивность человека находится в ведомстве не только нейробиологии. В первую очередь об этом нужно судить в терминах отношений: отношений человека со своим окружением, отношений человека к себе подобным".

Эмоциональная сфера ребенка начинает формироваться в семье, которая располагает различными способами воздействия на нее.

Одной из главных проблем на наш взгляд является проблема дефицита общения у ребенка со взрослым, роста случаев внесемейного воспитания.

Проблема недостатка общения у ребенка с родителями усугубляется ростом разводов, увеличением числа неблагополучных, конфликтных семей, что является важным фактором возникновения различных эмоциональных расстройств у ребенка. Известно, что для полного преодоления такой ситуации, как распад семьи, ребенку требуется не менее двух лет (6).

Но и в полноценных семьях есть психологические проблемы. К семьям, где есть оба родителя, но неблагополучна ситуация в развитии ребенка, надо отнести часть семей с одним ребенком. Вообще, если нет культуры в отношениях между членами семьи, возникают определенные психологические проблемы, прежде всего у детей.

В психологии первоначальное складывание личности ребенка связывают со старшим дошкольным возрастом. Ошибки в семейном воспитании -серьезная причина возникновения трудновоспитуемости, в том числе и проявления агрессивности у детей. Именно в семье начинается формирование личности ребенка, и от того, является ли семья полноценным коллективом, от стиля семейной жизни, от разумной родительской любви и истинного родительского авторитета и будет зависеть успех воспитания.

Проведем краткий анализ понятия семьи. С первого взгляда сразу можно провести разделение семьи на благополучную и неблагополучную. Социологи выделяют семью гармоничную, распадающуюся, распавшуюся, неполную (100).

Несомненно, гармоничная (благополучная) семья позитивно влияет на ребенка. Более значимым наш взгляд является анализ семьи неблагополучной.

Однако при выделении видов семьи мы встречаемся с некоторыми трудностями. Так, например, семья может быть полной, внешне крепкой и сплоченной, а по существу она вся раздираема противоречиями, с противоречивым воспитанием, подавляющим ребенка. С другой стороны, неполная семья может быть более благоприятна для ребенка. Например, когда пьяница - отец, терроризирующий всю семью, уходит из семьи, все ее члены вздыхают с облегчением.

Таким образом, о неблагополучной семье можно говорить тогда, когда в ней существуют прежде всего дефекты воспитания.

Отметим некоторые из них: явное или скрытое отвержение, гиперопека, гипоопека.

Явное или скрытое эмоциональное отвержение - это воспитание по типу "Золушки", когда ребенка в семье не любят и всячески ему это показывают. Реакция детей на такое отношение бывает разная. Одни уходят в себя, в мир грез и фантазий, пытаются вызвать к себе жалость, всячески угождают родителям, другие - ожесточаются, мстят родителям за недоброжелательное отношение.

При гиперопеке (гиперпротекции) с ребенка буквально "сдувают пылинки", воспитывают в тепличных условиях. Результат такого воспитания -инфантильные мужчины и женщины, отличающиеся конформным поведением, склонные к асоциальному поведению.

Гипоопека (гипопротекция) ведет к безнадзорности, хулиганству, безделию.

В семьях также распространено противоречивое воспитание, когда каждый член семьи воспитывает ребенка по-своему. Нередко результатом такого воздействия на ребенка становятся неврозы и другие нарушения психики. Воспитание ребенка в детском дошкольном учреждении привело ученых к выводу, что как бы хорошо не воспитывали вне семьи, семейное воспитание ребенка необходимо, но семья обязательно должна быть хорошей.

Итак, дефекты воспитания - первые признаки неблагополучия семьи. Отношение к ребенку, а не материальные и бытовые показатели является залогом благополучия семьи.

Сегодня нередко можно наблюдать родителей, которые с самого начала посещения их детьми детского сада думают о конкуренции, ожидающей их детей в их профессиональном будущем. Такие родители поощряют порой агрессивное поведение своих детей по отношению к сверстникам (13, С. 20). Родители высокоагрессивных детей часто сами проявляют враждебность и бывают непоследовательными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения.

В исследованиях Паттерсона дети с трудностями поведения, как правило, не реагировали на попытки взрослого повлиять на их поведение как мягкими мерами, словами, так и неодобрением, запретами. Одной из причин этого может быть то, что в детстве, видимо, их родители непоследовательно применяли и поощрение, и наказание, реагировали грубо в одних случаях, не замечая такого же поведения в другой раз.

Паттерсон и его коллеги разработали комплексную программу обучения родителей высокоагрессивных детей. Принципы модификации поведения применяются на основе углубленного наблюдения и изучения способов взаимодействия, характерных для семей детей с высокой агрессией. Сначала родители должны узнать о способах воздействия на ребенка: как заметить и подкрепить желательное поведение, как быть последовательным в своих запретах. Затем родители обучаются способам наблюдения за поведением своего ребенка с целью отслеживания отклоняющихся его форм. На третьем этапе их включают в родительскую группу тренинга с применением ролевой игры. Родители учатся узнавать и поощрять «хорошее» поведение и применять последовательные, но спокойные формы наказания.

Повторные обследования через год показывают, что эффекты профилактики достаточно стабильны. Эти данные говорят о том, что родители могут научиться более эффективно управлять поведением своих агрессивных детей и что такое обучение можно осуществлять в относительно короткий срок. Агрессия может быть обусловлена типичными для детей формами поведения, основанными на реакциях имитации, подражания, заражения. Взрослые, сами того не подозревая, могут быть примером агрессивного поведения.

Чаще всего к агрессивным проявлениям в семье между детьми ведут их собственное нежелание делиться друг с другом, невозможность уединиться, напряженные отношения с неродными членами семьи, ревность, эгоизм, различия характеров, а также неравное обращение с ними со стороны взрослых.

В.А. Шустер отмечает, что немаловажным фактором в детско-родительских отношениях является способность родителей адекватно оценивать свое и детское поведение: "Родители транслируют детям свой способ и критерии оценки поступков и действий. Это оказывает влияние на ... регуляцию поведения (ребенка) в целом, так как через оценку поступков и поведения происходит трансляция человеческих ценностей и социальных норм" (В.А. Шустер, 1993, С. 56). Отсутствие четких критериев у родителей в оценке поведения своих детей, а также - отсутствие взаимопонимания по вопросам воспитания между самими родителями (65) ведет к тому, что ребенок с трудом ориентируется в социальных отношениях, демонстрируя неровное поведение, характеризующееся часто агрессивностью. Такие дети затрудняются в налаживании контактов со сверстниками и поэтому часто бывают ими отвергнуты.

Особый интерес в свете развития агрессивности у ребенка представляют его взаимоотношения с братьями и сестрами в семье. Было обнаружено (Felson, 1983), что проявление физической или вербальной агрессии ребенком против единственного брата или сестры встречаются чаще, чем против всех детей, с которыми он общается. Делается предположение, что взаимоотношение ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению" (7, С. 95).

По данным Л.А. Абрамян, использовавшей тест С. Розенцвейга, эмоциональное неблагополучие у детей дошкольного возраста вызывают те ситуации, в которых ребенок видит: "предпочтение родителями другого ребенка, ущемление прав старшего в пользу младшего, несправедливые, с точки зрения ребенка, обвинения, запреты; в словах взрослого, которого ребенок идентифицирует с близким человеком, для ребенка таится угроза быть покинутым; взрослый человек может огласить постыдный поступок, унизить перед младшим братом или сестрой" (Л.А. Абрамян, 1990, С. 6).

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста