Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения
41. Дмитриева Л.Г.
Динамика карьерных и
42. Дмитриева Л.Г. К проблеме технологии обучения диалогу // Высшее образование в изменяющемся обществе : сборник статей Международной научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 13-18. - 0,4 п. л.
Тезисы докладов и выступлений
43. Дмитриева Л.Г.
Некоторые пути
44. Дмитриева Л.Г.
Формирование социальной
45. Дмитриева Л.Г.
Подготовка учителя к работе
с одаренными детьми / Л.Г. Дмитриева
// Педагогические технологии
46. Дмитриева Л.Г. Влияние паритетного стиля общения на успешность деятельности учителя / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Развивающие педагогические технологии активного обучения. - Уфа : РИО БашГУ, 1991. - С. 41-42.-0,1/0,05 п. л.
47. Дмитриева Л.Г.
Формирование личностных
48. Дмитриева Л.Г. Применение репертуарных решеток Дж.Келли в обучении учителей / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Одаренные дети : материалы Международной конференции. - Канада, Торонто, 1993. - 0,1/0.05 п. л.
49. Дмитриева Л.Г. Нетрадиционные типы школ в системе народного образования России / Л.Г. Дмитриева, Т.Е. Кузьмина // Одаренные дети : материалы Международной конференции. - Канада, Торонто, 1993. - 0,1/0.05 п. л.
50. Дмитриева Л.Г.
Применение репертуарных
51. Дмитриева Л.Г.
О проблемах формирования
52. Дмитриева Л.Г. Духовность как составляющая сферы межличностного общения учителя и учащихся / Л.Г. Дмитриева // Синектика духовности. Традиционные и нетрадиционные подходы. - Уфа : РИО БашГУ, 1994. - С. 80-81.-0,1 п. л.
53. Дмитриева Л.Г.
Метод репертуарных решеток
54. Дмитриева Л.Г. Особенности применения метода репертуарных решеток Дж.Келли в педагогическом эксперименте // Материалы научной конференции, посвященной 40-летию БашГУ. - Уфа : РИО БашГУ, 1997. - С. 113-116.-0,5 п. л.
55. Дмитриева Л.Г. Личностно-ориентированный подход в деятельности социального педагога / Л.Г. Дмитриева // Социальная политика на рубеже XXI века: тенденции и перспективы : материалы Всероссийского научно-практического студенческого форума социальных работников. -М.; Уфа, 1999. - С. 282-284. - 0,3 п. л.
56. Дмитриева Л.Г.
Организация субъект-
57. Дмитриева Л.Г.
Некоторые особенности
58. Дмитриева Л.Г.
К проблеме «свободы
59. Дмитриева Л.Г. Общение-диалог в деятельности социального педагога / Л.Г. Дмитриева II Психолого-педагогические проблемы социальной работы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск, 2000.-С. 147-148.-0,1 п. л.
60. Дмитриева Л.Г.
К проблеме расширения сферы
деятельности практического
материалы Всероссийской конференции. - Казань, 2000. - С. 141-142. - 0,2 п. л.
61. Дмитриева Л.Г.
К проблеме формирования
62. Дмитриева Л.Г.
Проблема внутриличностного
63. Дмитриева Л.Г. Состояния неравновесности в диалоге (на примере студентов высшей школы) / Л.Г. Дмитриева, И.Л. Васильева, Г.А. Шурухина // Психология психических состояний: теория и практика : материалы Первой всероссийской конференции. - Казань, 2008. - С. 21-25. - 0,4 п. л.
64. Дмитриева Л.Г.
Субъект-субъектное
65. Дмитриева Л.Г.
Программа развития социально-
- Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 29-31. - 0,3 п. л.
66. Дмитриева Л.Г.
Проблемно-ориентированный
- 0,4 п. л.
Подписано в печать 22.03.2011 г. Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. 2,03 Тираж 100 экз. Заказ 565.
Редакционно - издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди , 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди. 32,
Содержание диссертации автор научной статьи: доктор психологических наук , Дмитриева, Людмила Геннадьевна, 2011 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
1.1. Явление субъект-субъектного взаимодействия и его значение для педагогической психологии.
1.2. Сущность понятия
«педагогического
1.3. Сущность понятия
«субъект-субъектное
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛОГА
2.1. Философский
и психологический уровни
2.2. Явление диалога в системе гуманитарных наук.
2.3.Диалог как средство и форма обучения.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
3.1. Теоретические
основания сущности
3.2.Диалогический
принцип субъект-субъектного
3.3. Психологическая
готовность субъектов
3.3.1. Психологическая готовность к трудностям в контактах в диалоге.
3.3.2. Гибкость во взаимодействиях в диалоге.
3.3.3.Социальная
3.4. Показатели субъект-субъектного педагогического взаимодействия
3.4.1. Личностные
смыслы диалога как духовно-
3.4.2. Асимметричность
психологических позиций и
Выводы по третьей главе.
ГЛАВА4.ОПЫТНО-
4.1. Модель реализации
диалогического подхода в
4.2. Формирование
психологической готовности
4.3. Характеристики
субъект-субъектного
Выводы по четвертой главе.
Введение диссертации по психологии, на тему "Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию"
Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из таких требований в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия, в этой связи, является одной из ключевых для психолого-педагогической теории и практики, и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения. В Концепции Федеральной программы развития образования подчеркивается возрастающая роль гуманизации образования в создании условий для подготовки конкурентоспособной и социально компетентной личности, успешной не только в профессиональном плане, но и в умении строить диалогичные отношения и решать жизненные задачи в диалоге с другим. (М.С.Байметова, В.Ж.Келле, В.И. Панов, Т.Ф.Плеханова Д.И.Фельдштейн).
Трудно переоценить высокую теоретическую значимость проблемы субъект-субъектного педагогического взаимодействия как части фундаментальной психологической проблемы взаимодействия человека и мира. Между тем, анализ научной литературы показывает, что проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия относится к числу недостаточно изученных и требует дальнейшей разработки. Поэтому в современных психолого-педагогических исследованиях не существует однозначного ответа на вопрос, что же такое субъект-субъектное педагогическое взаимодействие?
Как показывает анализ научной литературы, это явление характеризуется большим разнообразием мнений, которые довольно сложно систематизировать
К. А. Абул ьханова-Сл авская,Б .Г. Ананьев, А.Б. Добрович В .В .Знаков, Б. Ф .Ломов,
B.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, В.А.Поликарпов и др.).
Сложившаяся традиция понимания субъект-субъектного педагогического взаимодействия, как видового по отношению к субъект-субъектному взаимодействию, интерпретирует его как равновесный процесс, отличающийся симметричностью психологических позиций субъектов образования, и не дает ответа на вопросы, возникающие в реальной практике образования, где имеют место совмещение позиций субъекта и объекта, участника диалога и его свидетеля, а также неравновесность и асимметричность психологических позиций, вызванных личностными смыслами субъектов образования.
Проблема субъект-субъектного взаимодействия носит междисциплинарный характер и исследуется на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическим уровнях.
На философском уровне понятие «субъект-субъектное педагогическое взаимодействие», как видового по отношению к субъект-субъектному взаимодействию, исследуется в следующих аспектах: генезис понятия «диалог» (М.Бахтин В.С.Библер, М.Бубер, Платон, Сократ, и др.), отношение человека к миру (Г.Гегель, В.Н.Мясищев, Л.Фейербах, Т.А.Флоренская), общение свободных суверенных личностей (Б.С.Братусь, С.Л.Братченко,
C.А.Шеин), равенство психологических позиций и их асимметричность (М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Библер, А.А.Бодалев, Ю.М.Лотман, Л.А.Петровская).
На социально-психологическом уровне явление субъект-субъектного педагогического взаимодействия рассматривается в ракурсе межличностного общения, как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (Б.Ф. Ломов), диалогического стиля общения (А.К.Болотова.С.Л.Братченко, В.Н.Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.А.Петровская, С.А.Шеин).
На психолого-педагогическом уровне исследуются процессуальные характеристики субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Г.В.Дьяконов, Л.А.Петровская. Е.В.Коротаева), а также характеристики субъектов образовательного процесса — педагогов и учащихся (А.К.Болотова, C.JI. Братченко, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Л.А.Поварницына и другие).
Анализ научной литературы свидетельствует о наличии методологических и теоретических предпосылок для осмысления проблемы субъект-субъектного педагогического взаимодействия как родового по отношению к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.
- в отечественной и зарубежной психологии сформировались подходы к определению сущности и содержания субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Н.В.Амяга, М.М.Бахтин, С.Л.Братченко, Б.С.Братусь, В.А.Кан-Калик, Е.В.Коротаева, Ф.Г.Майленова, К.Роджерс, А.А.Ухтомский, Т.А.Флоренская, Л.А.Петровская, С.А.Шеин, Т.Ямагиши);