Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

  «Нижневартовский социально-гуманитарный  колледж»

(БУ  «НСГК»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2014г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны. 

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. 

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.  Дети в силу своих физиологических особенностей не могут самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Основная задача взрослых –  привить детям культуру безопасного поведения.

Важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.  Люди, улица, дорога, дом, природа - все таит опасность для малышей входящих в неизведанный мир и наша задача педагогов, родителей, воспитателей обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.  Овладеть элементарными навыками поведения в природе, развить самостоятельность и ответственность  у дошкольников, сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщить  к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения -  задачи,  которые  мы решаем с помощью различных  форм и методов работы с детьми.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями - наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Данной проблемой занимались такие ученые, как: Н.К. Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребенка.

Игровая деятельность занимает одно из значительных мест в жизни детей дошкольного возраста. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.

Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме. Эта проблема позволила определить тему исследования: «Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них».

Объект исследования: процесс формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности дидактической игры как средства формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;

- дать понятие  дидактической игре и ее роли  в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;

- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

- реализовать организационно-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста способом дидактических игр;

- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по исследуемой проблеме; эмпирические: беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение; эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе детского сада МДОУ № г.Нижневартовска. 
1. Теоретические аспекты формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в условиях ДОУ

 

1.1. Исторический  аспект проблемы изучения формирования  основ безопасности жизнедеятельности

Проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей имеет историю становления и развития. Уже с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [38, с.11].

В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться». Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи [34, с. 4].

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе [38, с.14].

Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками.

Несмотря на то, что дальнейшем ряд ученых (Л.И.Грехова, Т.В.Земцова, Л.М.Кларина, Н.Н.Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 г. г. не нашла.

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду» [39, с.3].

Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федянской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др.

По словам А. М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе) [18, с.22].

В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л. Г. Качан).

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [9].

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры) [39].

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [5].

Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым [39].

Т. Хромцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

- этап уточнения и систематизации  знаний дошкольников о правилах  безопасного поведения дошкольников  в быту преимущественно через  дидактические игры;

- этап усвоения умений  безопасности жизнедеятельности  через имитирование действий  с бытовыми объектами и моделирования  возможных угрожающих ситуаций  обращения с ними;

- этап практикования действий  с доступными потенциально опасными  предметами быта [40].

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Таким образом, анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них