Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 1 -  Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на констатирующем этапе экспериментальной группы

 

Рисунок 2 -  Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на констатирующем этапе контрольной группы

Изучив рисунок 1 и рисунок 2 можно сделать следующий вывод:

- в экспериментальной группе 58% детей имеют низкий уровень знаний в подгруппе «Опасность контакта с незнакомыми людьми» (в контрольной группе низкий уровень составляет 34%), средний уровень – 25% (в контрольной группе – 33%), низкий уровень  - 17% (в контрольной группе – 33%);

- такие же результаты в контрольной и экспериментальной группе в подгруппе «Опасность на улице»;

- в подгруппе «Опасность на природе» низкий уровень в экспериментальной группе – 42% (в контрольной группе – 25%), средний уровень знаний – 42% (в контрольной также 42%), высокий уровень в экспериментальной группе всего 16% (в контрольной группе – 33%);

- в подгруппе «Опасность в быту» низкий уровень знаний в экспериментальной группе составил 42% (в контрольной  - 25%), средний уровень – 25% (в контрольной группе – 42%), и, наконец, высокий уровень в экспериментальной группе составил33% (в контрольной группе – 33%). 

Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп отражен на рисунке 3.


Рисунок 3 - Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп

Проанализировав рисунок 3, можно увидеть, что средний уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в контрольной и экспериментальной группах составляет по 42%, в экспериментальной группе низкий уровень – 42%, в контрольной – 25%; высокий уровень в экспериментальной группе – 16%, в контрольной – 33%.

Итак, из полученных результатов видно, что уровень представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Было принято решение: провести формирующий этап по формированию в экспериментальной группе названных представлений.

 

    1. Формирующий этап. Система работы по формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, нами был разработан и апробирован цикл занятий с включением дидактических игр.

Цикл занятий направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • развитие инициативности, способности к творчеству, произвольности;
  • формирование знаний об окружающем мире;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе.

Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретает особую значимость.

К сожалению, пока не существует единого свода правил поведения и мер безопасности, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. А в современных условиях педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей.

Мы постарались привести в систему занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Цель: формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умения самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  • воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
  • учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность;
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста были использованы разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

Игровые: в формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры.

Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.

Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Наглядные: ввиду того, что материал для детей представлен наглядно , то широко применяются наглядные методы - опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Практические: практический метод предполагает организацию игровых упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия.

Система работы по формированию основ безопасности детей старшего дошкольного возраста была следующей.

Реализация поставленных задач происходит в три этапа:

I этап

Уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

II этап

Усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

III этап

Практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Раскроем содержание работы каждого этапа.

I этап. Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий.

Необходимо отметить, что на данном этапе большое внимание уделяли мотивации деятельности.

Особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена.

Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности.

Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и др.

II этап. Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность.

Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, в своей работе мы использовали ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Специально изготовили макет кухни и комнаты, где разыгрывали ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезали из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др.

Приведем лишь некоторые примеры ситуационно-игрового моделирования:

- В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак

Х – нельзя пользоваться.

! – осторожно пользоваться.

Вспоминаем вместе с детьми правила безопасности:

- все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности;

- ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом;

- не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов, чтобы не приключилась беда. Или: ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия? Или: ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать?

На данном этапе мы широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

III Этап. Практикование действий с доступными потенциально опасными предметами быта. (практический)

Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями.

Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

В организации совместной деятельности с детьми детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики».

В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.

С детьми мы организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.

Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.

Предметно-развивающая среда

В группе  была создана комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них