Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
Рисунок 1 - Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на констатирующем этапе экспериментальной группы
Рисунок 2 - Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на констатирующем этапе контрольной группы
Изучив рисунок 1 и рисунок 2 можно сделать следующий вывод:
- в экспериментальной группе 58% детей имеют низкий уровень знаний в подгруппе «Опасность контакта с незнакомыми людьми» (в контрольной группе низкий уровень составляет 34%), средний уровень – 25% (в контрольной группе – 33%), низкий уровень - 17% (в контрольной группе – 33%);
- такие же результаты в контрольной и экспериментальной группе в подгруппе «Опасность на улице»;
- в подгруппе «Опасность на природе» низкий уровень в экспериментальной группе – 42% (в контрольной группе – 25%), средний уровень знаний – 42% (в контрольной также 42%), высокий уровень в экспериментальной группе всего 16% (в контрольной группе – 33%);
- в подгруппе «Опасность в быту» низкий уровень знаний в экспериментальной группе составил 42% (в контрольной - 25%), средний уровень – 25% (в контрольной группе – 42%), и, наконец, высокий уровень в экспериментальной группе составил33% (в контрольной группе – 33%).
Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп отражен на рисунке 3.
|
|
Рисунок 3 - Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп
Проанализировав рисунок 3, можно увидеть, что средний уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в контрольной и экспериментальной группах составляет по 42%, в экспериментальной группе низкий уровень – 42%, в контрольной – 25%; высокий уровень в экспериментальной группе – 16%, в контрольной – 33%.
Итак, из полученных результатов видно, что уровень представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Было принято решение: провести формирующий этап по формированию в экспериментальной группе названных представлений.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, нами был разработан и апробирован цикл занятий с включением дидактических игр.
Цикл занятий направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретает особую значимость.
К сожалению, пока не существует единого свода правил поведения и мер безопасности, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. А в современных условиях педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей.
Мы постарались привести в систему занятия по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель: формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умения самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста были использованы разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
Игровые: в формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры.
Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.
Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.
Наглядные: ввиду того, что материал для детей представлен наглядно , то широко применяются наглядные методы - опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.
Практические: практический метод предполагает организацию игровых упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия.
Система работы по формированию основ безопасности детей старшего дошкольного возраста была следующей.
Реализация поставленных задач происходит в три этапа:
I этап
Уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
II этап
Усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
III этап
Практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Раскроем содержание работы каждого этапа.
I этап. Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.
На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий.
Необходимо отметить, что на данном этапе большое внимание уделяли мотивации деятельности.
Особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена.
Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности.
Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и др.
II этап. Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.
Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность.
Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.
Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, в своей работе мы использовали ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:
-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Специально изготовили макет кухни и комнаты, где разыгрывали ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезали из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др.
Приведем лишь некоторые примеры ситуационно-игрового моделирования:
- В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак
Х – нельзя пользоваться.
! – осторожно пользоваться.
Вспоминаем вместе с детьми правила безопасности:
- все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности;
- ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом;
- не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов, чтобы не приключилась беда. Или: ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия? Или: ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать?
На данном этапе мы широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
III Этап. Практикование действий с доступными потенциально опасными предметами быта. (практический)
Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.
Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями.
Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.
В организации совместной деятельности с детьми детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики».
В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
С детьми мы организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.
Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.
Предметно-развивающая среда
В группе была создана комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.