Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре Юные пожарные).

В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.

Таким образом, развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующие формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

 

 

 

 

 2.3. Определение эффективности использования дидактических игр в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

На данном этапе экспериментальной работы стояла цель – выявить эффективность использования дидактических игр в обучении детей по образовательной области «Безопасность».

С детьми экспериментальной группы работа по образовательной области «Безопасность» велась с использованием разработанного нами цикла дидактических игр. С детьми контрольной группы работа проводилась стандартно  с использованием залицензированного программного обеспечения : программа «Детство» авт. Логинова, Бабаева и «Безопасность» авт. Стеркина.

При проведении контрольного эксперимента использовались те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента. По итогам констатирующего этапа нами были получены следующие результаты: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают, как вести себя в опасных ситуациях. Такие вопросы помогли нам определить дальнейшие цели и пути работы по разделу «Ребенок дома».

Таблица 3

Оценка представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа

Средний балл/уровень

Контрольная группа

Средний балл/уровень

Камилла М.

2,25-С

Алина В

3-В

Алеша М

2,75-В

Зарина В.

3-В

Артур М.

3-В

Айнур В.

3-В

Андрей Р.

2,5-С

Кирилл Г.

2,25-С

Элина М.

2,75-В

Алена Д.

2,5-С

Азалия Г.

2,5-С

Максим И.

2,75-В

Амалия Г.

2,25-С

Лида И.

2,5-С

Светлана М.

2,25-С

Диана М.

2,75-В

Бахтияр Г.

2,75-В

Арсений Л.

1,5-Н

Булат С.

2,75-В

Айдар Н.

1,5-Н

Эдгар К.

2,75-В

Лиза Ж.

2-С

Артур В.

3-В

Виолетта В.

3-В

Средний балл по группе

2,4 - средний

 

2,5 - средний


 

Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на контрольном этапе контрольной и экспериментальной групп  отражен на рисунках 4 и 5:

 

Рисунок 4 -  Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на контрольном этапе экспериментальной группы

Рисунок 5 -  Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на контрольном этапе контрольной группы

Изучив рисунок 4 и рисунок 5 можно сделать следующий вывод:

- в экспериментальной  группе нет детей с низким уровнем знаний в подгруппе «Опасность контакта с незнакомыми людьми» (в контрольной группе низкий уровень составляет 8%), средний уровень – 50% (в контрольной группе – 50%), высокий уровень  - 50% (в контрольной группе – 42%);

- в подгруппе «Опасность на улице» в экспериментальной группе нет детей с низким уровнем представлений (в контрольной – 17%); со средним уровнем в экспериментальной группе 25% (в контрольной – 33%); с высоким уровнем в экспериментальной группе – 75% (в контрольной – 50%);

- в подгруппе  «Опасность на природе» низкого уровня в экспериментальной группе – нет (в контрольной группе – 8%), средний уровень знаний – 25% (в контрольной также 25%), высокий уровень в экспериментальной группе 75% (в контрольной группе – 67%);

- в подгруппе  «Опасность в быту» низкого уровня знаний в экспериментальной группе нет (в контрольной  - нет), средний уровень в экспериментальной группе – 50% (в контрольной группе – 33%), и, наконец, высокий уровень в экспериментальной группе составил 50% (в контрольной группе – 67%). 

Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп отражен на рисунке 6.


Рисунок 6 - Уровень сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего этапа

Проанализировав рисунок 6, можно увидеть, что низкого уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в экспериментальной группе нет, в контрольной – 17%; детей со средним уровнем в экспериментальной группе 42%, в контрольной группе – 33%; с высоким уровнем в экспериментальной группе – 58%, в контрольной группе – 50%.

Итак, из полученных результатов видно, что уровень представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Было принято решение: провести формирующий этап по формированию в экспериментальной группе названных представлений.

Был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах.


Рисунок 7 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах (опасность контакта с незнакомыми людьми)


Рисунок 8 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах (опасности на улице)


Рисунок 9 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах (опасности в природе)


Рисунок 10 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах (опасности в быту)

Результаты изменений, произошедших в результате проведения нами формирующего этапа (разработанных занятий с внедрением дидактических игр)  отражены в таблице 3.

Приведенные результаты эксперимента соответствуют выделенным в исследовании подгруппам группы «Безопасность». Можно сделать вывод о приемлемости и результативности предложенных занятий с применением дидактических игр по формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3

Динамика сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента

 

До

эксперимента

После эксперимента

Изменения

Опасность контакта с незнакомыми людьми

Низкий контрольная

34

8

-26

Низкий экспериментальная

58

0

-58

Средний контрольная

33

50

+17

Средний экспериментальная

25

50

+25

Высокий контрольная

33

42

+9

Высокий экспериментальная

17

50

+33

Опасности на улице

Низкий контрольная

34

17

-17

Низкий экспериментальная

58

0

-58

Средний контрольная

33

33

-

Средний экспериментальная

25

25

-

Высокий контрольная

33

50

+17

Высокий экспериментальная

17

75

+58

Опасности в природе

Низкий контрольная

25

8

-17

Низкий экспериментальная

42

0

-42

Средний контрольная

42

25

-17

Средний экспериментальная

42

25

-17

Высокий контрольная

33

67

+34

Высокий экспериментальная

16

75

+59

Опасности в быту

Низкий контрольная

25

0

-25

Низкий экспериментальная

42

0

-42

Средний контрольная

42

33

-9

Средний экспериментальная

25

50

+25

Высокий контрольная

33

67

+34

Высокий экспериментальная

33

50

+27


 

Изучив динамику сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента (таблица 3) можно сделать вывод, что положительная диманика в экспериментальной группе гораздо выше, чем в контрольной. Эти данные свидетельствуют о том, что без специально разработанных и проведенных в экспериментальной группе занятий с включением дидактических игр формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в контрольной группе происходит медленно.

На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети экспериментальной группы намного лучше осведомлены в вопросах, касающихся представлений об опасных для человека ситуациях и умеют применять свои знания в реальной нестандартной  ситуации осмысленно, тогда как дети контрольной группы применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить, почему они так поступили.

Дети  экспериментальной группы не только способны в большей степени осознано демонстрировать имеющиеся знания, но способны использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации, познавательный интерес этих детей выражен ярче, чем у детей контрольной группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме.

Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались дидактические игры.

Исследование позволило выявить особенности формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке занятий по формированию представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с обязательным включением дидактических игр, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

По итогам этой работы можно сделать вывод: использование дидактических игр является эффективным способом формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  3. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2000. - 220 с.
  4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  5. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004.
  6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 1981. - 56 с.
  7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.[Текст] / Л.С. Выготский // Т. 2 - М. - 1982. - с. 437.
  8. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 С.
  9. Дошкольное образование в России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2001.
  10. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений/ Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. - М., 1998.
  11. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2001.
  12.  Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. [Текст] /Доронова Т.Н., Гербова В.А, Гризик Т.И и др. - М., 1997.
  13. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 85 с.
  14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е издание., стер. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.
  15. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] // Под ред. А.А. Давыденко. Д.Г. Левитес. - Мурманск, 1997. - 221 с.
  16.  Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.: Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
  17.  Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  18.  Основы безопасности дошкольников [Текст]/ Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
  19. Программа «Детство». – СПб., 1997.
  20. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.
  21.  Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.
  22. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3
  23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988.
  24. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
  25. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
  26. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.
  27. Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них