Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
Далее представлены примеры жизненных ситуаций, помогающие выявить умения обращения детей с потенциально опасными предметами быта.
«Без хлеба не обойтись» (выявление умений пользоваться ножом). Столы накрыты к обеду. Младший воспитатель говорит: «Хлеб только что привезли, и его не успели нарезать на кухне, поэтому сегодня каждый сам отрежет себе кусок хлеба». На стол выкладываются доска для резки хлеба и нож с тупым концом. Дети подходят и выполняют необходимые действия.
«Послушаем музыку» (выявление умений пользоваться электроприборами
с соблюдением мер предосторожности).
Ребенку предлагается самому включить
магнитофон для прослушивания чего-либо.
Пояснение: провод магнитофона около вилки
оголен - оторвана изоляция. Вблизи расположен
удлинитель, который в целях безопасности
отключен от сети.
Приложение 4
Перспективный план
по основам безопасности жизнедеятельности
для занятий с детьми старшего дошкольного возраста
№ занятия |
Тема занятия |
Цели |
Месяц | ||
старшие группы |
подготовительные группы |
старшие группы |
подготовительные группы | ||
1. |
Транспорт. |
Транспорт. Азбука безопасности. |
- уточнить представление детей о транспорте; - развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности |
- развитие у детей
доброжелательного отношения - закрепить знания у
детей о разных видах - закрепить знания у детей о ПДД; - развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности |
сентябрь |
2. |
Вежливые пассажиры. |
В городском транспорте. ПДД. |
- познакомить детей
с правилами поведения в - развитие у детей культуры поведения |
- закрепить знания у
детей правил этичного и - развитие у детей культуры поведения |
сентябрь |
3. |
Безопасность на дорогах. |
Светофор и дорожные знаки. |
- познакомить детей
с правилами дорожного - помочь детям понимать
дорожную символику и её - развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки |
- продолжать знакомить
детей с правилами дорожного
движения и сигналами - научить детей различать и понимать, что означают дорожные знаки; - развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки |
октябрь |
4. |
Безопасность на природе |
Будем беречь и охранять природу |
- познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают на природу; - познакомить детей
с некоторыми ягодами и - познакомить детей
с правилами пожарной |
- воспитывать у детей бережное отношение к природе; - развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению; - научить детей составлять
рассказы по сюжетным - уточнить знания детей о деревьях; - научить детей правилам поведения в лесу |
октябрь |
5. |
Безопасность при обращении с животными |
Контакты с животными |
- познакомить детей
с правилами общения с |
- закрепить у детей знания о безопасном обращении с животными; - научить детей заботиться о животных |
ноябрь |
6. |
Эта спичка-невеличка |
Правила пожарной безопасности |
- показать детям значение огня в жизни человека; - дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём; - познакомить с правилами пожарной безопасности |
- закрепить знания детей
о правилах пожарной - сформировать у детей
знания об опасности шалостей
с огнём и об опасных - научить детей правильно звонить по телефону «01» в случае возникновения пожара |
ноябрь |
7. |
Пожарная безопасность |
Табак. Пассивное курение (в рамках декады «SOS») |
- продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности; - познакомить детей с правилами поведения при пожаре |
- объяснить детям, что табакокурение – болезнь, которая вызывает сильные изменения в организме; - объяснить детям, что
вдыхание табачного дыма - формировать привычку избегать табачного дыма; - познакомить со знаками «Не курить!» и «Место для курения» |
декабрь |
8. |
Безопасность в доме |
Безопасное поведение в быту
|
- познакомить детей с такими опасностями дома как: острые, колющие и режущие предметы, электроприборы, стиральные машины, лекарства и бытовая химия, газ, балкон, лестничные перила, лифт |
- закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими; - предостеречь детей от несчастных случаев в быту |
декабрь |
9. |
Личная безопасность дома |
Электробезопасность
|
- познакомить детей
с правилами безопасного |
- закрепить у детей
представление об - научить детей правильно использовать электроприборы и соблюдать меры безопасности; - развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности |
январь |
10. |
Один дома |
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома |
- познакомить детей
с основами безопасного |
- рассмотреть и обсудить
с детьми такие опасные |
февраль |
11. |
Правила безопасности дома (практическое занятие) |
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице |
- закрепить знания детей
о правилах безопасного |
- рассмотреть и обсудить
с детьми опасные ситуации
возможных контактов с - способствовать развитию
у детей осторожности и |
февраль |
12. |
Личная безопасность на улице |
Внешность человека может быть обманчива
|
- познакомить детей
с правилами безопасного |
- объяснить ребёнку, что
приятная внешность |
март |
13. |
Безопасность в играх на улице |
Насильственные действия незнакомого взрослого на улице
|
- познакомить детей
с правилами безопасного - познакомить детей
с правилами безопасного |
- рассмотреть и обсудить
с детьми ситуации - научить детей правильно
себя вести в ситуации |
март |
14. |
Безопасность на льду |
Безопасность в городе
|
- познакомить детей
с правилами безопасного |
- рассмотреть и обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, в играх во дворе, при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); - научить детей правилам поведения в таких ситуациях |
апрель |
15. |
Безопасность на воде |
Как устроено тело человека |
- познакомить детей
с правилами безопасного |
- познакомить детей с тем, как устроено тело человека |
апрель |
16. |
Оказание первой помощи |
Что бывает, когда глаза не берегут |
- познакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах, ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах, попадании мусора в глаза, обморожениях. |
- познакомить детей
с тем, как сохранить хорошее
зрение и профилактикой |
май |
17. |
О пользе купания и умывания |
Личная гигиена. Микробы и вирусы
|
- рассказать детям о пользе купания и умывания; - привитие детям культурно- |
- развить у детей
понимание значения и - дать детям элементарные представления о возбудителях инфекционных болезней (микробах, вирусах) |
май |
Приложение 5
Непосредственно организованная образовательная деятельность
в подготовительной группе
на тему «В мире опасных предметов».
Образовательная область «Безопасность».
Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).
Оборудование: иллюстративный материал
по теме «Опасные предметы быта», Материал к занятию: Карточки
с точным изображением предметов; опасные
предметы: инструменты – пила, топор,
молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;
швейные принадлежности –
катушка ниток, иголка, ножницы;
лекарственные препараты
– таблетки, йод, микстура, градусник,
шприц;
игрушки – мяч, кубик, мелкие
резиновые игрушки, кукла.
Ход занятия.
1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»
(Дети выбирают из
коробки картинки с
Когда задание будет выполнено,
предложить детям обосновать свой выбор.
В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя
играть опасными предметами. Почему? Что
может произойти? Как поступить, если получил
травму? (Помазать йодом, вызвать скорую
помощь – 03). Что нужно сделать, если случился
пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать
имя, фамилию, адрес).
2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами , ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.
1. Не играй со спичками – это опасно!
Я спичек коробок нашел
И высыпал его не стол,
Хотел устроить фейерверк –
Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжет меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!!
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старый друг.
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай.
И к газу ты не подходи
Сперва немного подрасти!
3. Будь осторожен при обращении с источником тока.
Ты, малыш, запомнить должен;
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвозди в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти!
4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвози на дороге
Ты увидел – убери!
Это острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно –
С раной поведут к врачу.
5. Не трогай незнакомые предметы.
Есть в квартире много скляночек.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
6. Не ешь незнакомые таблетки.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
7. Будь осторожен с кипящей водой!
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надежно усвой.
3. Тренинг «Разложи предметы по местам».
Формировать знания о том,
что для безопасности все предметы надо
убирать на свои места.
Предложить детям разложить
предметы по местам их хранения:
инструменты – в ящик для
инструментов;
лекарственные препараты
– в аптечку;
швейные принадлежности –
в специальную коробочку.
Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».
- Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собой иглу тащу.
(Иголка).
- Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная
ножка.
(Гвоздь).
- Не хочу я молчать
–
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой.
(Молоток).
- Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать.
(Ножницы).
- В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (спички)
- Я подмышкой посижу
и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)
- К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
- Пройдусь слегка горячим
я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
(Утюг).
- Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)
- Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе. (Топор)
- Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
- В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
1. "Источники опасности"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о предметах,
которые могут быть источником опасности.
Игровые правила:
Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
Игровое действие:
Поиск и название предметов.
Ход игры.
Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
2. "Знаешь ли ты?"
Дидактическая задача:
Закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила:
Выполнять действия, соответствующие изображению.
Игровые действия:
Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.
Ход игры.
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик,,передвигает фишки. Условные обозначения:
-Красный крест - назвать телефон скорой помощи;
-Дом - назвать домашний адрес;
-Милиционер - назвать телефон милиции;
-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;
-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;
-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
-Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
-Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
3. "О чём говорит светофор"
Дидактическая задача:
Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.
Материал:
Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.
4. "Четвёртый лишний "
Дидактическая задача:
Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила:
Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие:
Поиск опасного предмета.
Ход игры.
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лиш-ний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
5. "На прогулке"
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал:
Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, воз-никших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картин-ку с правильным действием, а затем показать неправильные.