Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………
2) накопление практического
3) зависимость успешности
4) взаимосвязь между успешным
профессионально-трудовым
Оказание помощи в постинтернатной
адаптации предполагает организацию
и использование специальных
методов и форм работы, которые
можно условно разделить на три
направления: педагогическое, психологическое
и социально-педагогическое. Педагогический
подход предполагает оказание помощи
в адаптации к учебной
Целью постинтернатного сопровождения является оказание помощи в переходе из довольно простого, схематизированного и понятного мира отношений детского дома и интернатных учреждений в сложный, изменяющийся, динамичный мир современной взрослости, обретение выпускником независимости и возможности самостоятельного функционирования в обществе, т.е. в социальной адаптации.
Задачи постинтернатного сопровождения:
- способствовать более
легкому протеканию периода
- создать своеобразный
«буфер» – пространство (физическое,
психологическое и социальное), которое
позволит выпускнику
- предупредить появление различных форм асоциального и девиантного поведения [18].
Итак, социально-педагогическое сопровождение является макротехнологией (отраслевой), т.е. общей частью общепедагогических технологий личностно-ориентированного образования.
Как и любая социальная технология социально-педагогическое сопровождение характеризуется системностью (имеет определенные компоненты, связи, механизмы функционирования и условия для реализации); непрерывностью и этапностью (осуществляется на протяжении всего периода сопровождения и зависит от задач, решаемых клиентом), динамичностью и гибкостью (изменяется в зависимости от проявления активности клиента, может уменьшаться или усиливаться), вариативностью, результативностью (определяется уровнем развития адаптивности клиента, его успешности в социально-профессиональной адаптации, овладении профессией). Отсутствие в социальных учреждениях, обеспечивающих постинтернатное сопровождение, соответствующих социально-педагогических и пространственно-средовых условий приводит к нарушению процесса социальной адаптации воспитанников.
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников
В практике социально-педагогической деятельности предприняты неоднократные попытки разработки и реализации модели социально-педагогического сопровождения различных сфер жизнедеятельности выпускников детских домов. С помощью этих моделей значительно облегчится возможность преодоления различных трудностей, возникающих на жизненном пути воспитанников детских домов. Можно выделить несколько моделей сопровождения выпускников интернатных учреждений:
1) постинтернатный патронат;
2) семейный патронат, модель семейного центра;
3) стационарные отделения, центры временного пребывания, социальные гостиницы и пр.;
4) предварительная подготовка на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение;
5) сопровождение на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;
6) клубы выпускников интернатных учреждений;
7) смешанная модель, предполагающая разумное сочетание элементов из нескольких моделей.
Основные различия между этими моделями заключаются в следующих параметрах: квалификация специалистов (компетенция специалистов – базовая или специфическая); ведущие социальные службы, ответственные за реализацию сопровождения; основные направления помощи; преимущественные формы работы (индивидуальная или групповая); временная протяженность; основные механизмы реализации; используемые ресурсы клиента (выпускника) [18;68].
Итак, первая модель постинтернатного
сопровождения – постинтернатны
Постинтернатный патронат (от лат. patronatus — форма покровительства слабым) — форма оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Патронат выпускника интернатного учреждения — форма профессиональной деятельности, осуществляемой на условиях трехстороннего договора между государственными учреждениями социальной защиты населения, создаваемыми для социальной адаптации выпускников, патронатным воспитателем и самим клиентом. Договор включает в себя права, обязанности и ответственность сторон, срок действия, условия и порядок расторжения договора, меры социальной помощи выпускнику, размер денежного вознаграждения патронирующему и пр.
Учреждения по постинтернатной
адаптации организуют установление
и осуществление
Вторая модель постинтернатного сопровождения - семейный патронат, часто предстающий в виде модели семейного центра.
Семейный патронат – наименее разработанная модель сопровождения выпускника. Существуют различные варианты семейных форм устройства для выпускников интернатных учреждений:
1) приемная семья оставляет жить
у себя ребенка и после 18-
2) периодическая (гостевая) приемная
семья – молодые люди живут
в семьях на выходных, летних
каникулах, остальное время в
общежитиях, социальных или центрах
постинтернатного
3) семейные центры, где группа выпускников проживает вместе с замещающими родителями (вариант детской деревни);
4) семейный центр как
Выбор типа семейного патроната определяется личностной зрелостью подростка, типом темперамента, его готовностью к самостоятельной жизни [27].
Третья модель – стационарные отделения Центров постинтернатной адаптации, центры временного пребывания, социальные гостиницы, «транзитные квартиры», продление проживания в детских домах и интернатах. Все указанные варианты предполагают проживание выпускников детских домов и интернатов, в возрасте от 18 до 23 лет, также в ряде случаев несовершеннолетних подростков-воспитанников приютов до достижения ими 18 лет.
Четвертая модель предусматривает предварительну
Иногда данная модель предполагает
последующее проживание выпускников
в общежитиях, принадлежащих детским
домам и интернатам. Срок проживания
до 3 лет. Обычно вводится специальная
должность социального
Вариантом данной модели является созданный в рамках социально-педагогической системы Г. Гмайнера Дом молодежи, в котором проживают выпускники детских деревень SOS. До 15 – 17 лет воспитанники проживают в Детской деревне, а затем переходят в Дом молодежи, который располагается обычно в объединенном блоке квартир многоэтажного дома. Проживание обычно длится 3 – 4 года до получения профессии и устройства на работу. Весь процесс адаптации к самостоятельной жизни молодые люди получают помощь и поддержку со стороны педагогов, закрепленных за этим учреждением: в учебе, устройстве на работу, в оформлении необходимых документов, в получения жилья. После завершения профессионального образования, они покидают Дом молодежи и включаются в программу сопровождения в течение последующих 3-х лет по месту постоянного жительства. Хотелось бы отметить, что на данный момент в Российской Федерации работают 7 Домов молодежи: 3 Дома Молодежи в Москве и Московской области, 2 в Орле и 2 в Санкт-Петербурге [18;72].
Пятая модель постинтернатной адаптации – сопровождение на базе учреждений начального профессионального образования и колледжей.
К достоинствам данной модели можно отнести следующие: во-первых, совместное проживание в общежитиях с детьми из семей, что способствует расширению социальных сетей выпускников; во-вторых, возможность путем подражания обучиться социально-бытовым навыкам; в-третьих, возможность самостоятельно планировать самим свой бюджет и нести ответственность за выполнение поставленных задач; в-четвертых, нахождение в городах и открытость учебных заведений способствует приобретению нового социального опыта, расширяет круг социальных выборов, формирует самостоятельность.
Среди недостатков данной модели укажем такие: во-первых, сильное влияние социального окружения, часто провоцирующего асоциальность поведения; во-вторых, ограниченность выбора училища наличием у него общежития, либо возможностью проживания в стационарном отделении Центра постинтернатной адаптации; в-третьих, невысокий (а подчас низкий) уровень готовности персонала учреждений начального профессионального образования к работе с выпускниками детских домов и интернатов; в-четвертых, высокий риск стать жертвой или членом криминальной группировки.
Шестая модель постинтернатного сопровождения – организация и функционирование клубов выпускников интернатных учреждений.
Клубы выпускников интернатных учреждений – тип досуговых центров дневного пребывания с реабилитационной направленностью, чаще всего организованных при каком-либо учреждении или центре. Примером функционирования можно считать воскресный родительский клуб «Доброе начало» (БФ «Корчаковский Центр» в г. Санкт-Петербурге), клубы «Свой круг» (в гг. Иваново, Владимире, Костроме), клуб «Спутники» (г. Томск) и прочие, действующие для бывших воспитанников детских домов и интернатных учреждений, оказывающие консультативную информационную, психологическую, педагогическую и социальную поддержку. Клубы предназначены для выпускников от 15 лет. Иногда есть верхняя возрастная граница (23 года), в некоторых случаях она отсутствует [14;64].
Обычно клубы функционируют на базе учреждений социальной защиты, центров постинтернатного сопровождения или в помещениях общественных организаций. К основным функциям клубов можно отнести:
- комплексную (социальную, психологическую
образовательную, медицинскую)
- формирование банка данных (сведений
о выпускниках интернатных
- проведение методико-
- осуществление неформального патронажа.
К основным направлениям и формам
работы можно отнести: осуществление
консультаций, организацию и проведение
групп самопомощи, организацию досуга,
культурно-познавательных мероприятий,
получение дополнительного
Седьмая модель постинтернатного сопровождения - смешанная модель, предполагающая разумное сочетание элементов из нескольких моделей. Например, проживание в социальной гостинице и посещение клубов выпускников, предварительная подготовка в детском доме и дальнейшее проживание в общежитии учреждения начального профессионального образования и т.д.
Однако при осуществлении
Несмотря на многообразие моделей социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений, все их объединяют следующие особенности: во-первых, создание специальной социально-педагогической, социально-психологической комфортной, социально-правовой защитной среды; во-вторых, обеспечение индивидуальности сопровождения выпускника; в-третьих, мониторинг процесса адаптации выпускника и проведение необходимой коррекции.
Социально-педагогическое сопровождение позволяет отследить жизнь воспитанника после выпуска из детского дома, сохранить взаимоотношения между ним и детским домом, оказывать различную помощь в решении текущих проблем, оказывать помощь в дальнейшем становлении личности.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.