Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рост числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, говорит об актуальности проблемы сиротства в современном  обществе. Явление «социального сиротства», в существующих масштабах, является аномальным и опасным для государства  и общества.  Также, следует отметить, дифференциацию причин, по которым  дети становятся сиротами, что, несомненно, в большой степени влияет на становлении  жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи. Определить, какой из данных видов семейного устройства предпочтительнее, довольно сложно, поскольку главную роль играют субъективные факторы: характер и потребности людей, которые принимают ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот, их устремления и желание оказать помощь, условия, которые они могут создать для проживания и воспитания приемных или усыновленных детей.

Нужно сказать, о том, что форма жизнеустройства влияет на становление характера ребенка-сироты, на воспитанность, культуру и другие особенности, характеризующие его как личность. Таким образом, от того, как сложится дальнейшая судьба такого ребенка, зависит от особенностей личности, а также в целом от системы работы в данной сфере.

Становится очевидным, что у  детей, воспитывающихся в интернатных  учреждениях, зачастую наблюдаются  глубокие личностные отклонения. Для них характерны не только задержка физического и психического развития, но и изоляция в социальной среде, сниженная коммуникабельность, низкая самооценка, часто компенсирующаяся разнообразными формами отклоняющегося поведения; строгая регламентация образа жизни способствует формированию низкого уровня развития произвольности поведения, ориентации на внешний контроль; ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, планированию действий; недостатки полоролевого развития и усвоения гендерной роли; низкий уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти.

Впоследствии социальная ситуация развития молодого человека, выпускника интернатного учреждения, ставит его перед необходимостью быть взрослым, самостоятельным, ответственным при отсутствии психической и личностной готовности к этому. Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути.

Представления о будущей жизни  у большинства выпускников расплывчаты, идеалистичны, не соотносятся с реальной социальной и экономической ситуацией, со своими возможностями и ресурсами, обычно ограничены ближайшим будущим.

Длительное проживание в детских домах ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс проблем выпускников: социально-бытовых, жилищных, коммуникативных, семейных, проблем в трудоустройстве. Это говорит о том, что на жизненном пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут появляться трудности, с которыми, такой ребенок, не в силах сам справиться, по сравнению с ребенком, выросшим в семье. Также отрицательным фактором, влияющим, на то, как сложится судьба ребенка-сироты, является отсутствие родителей и соответственно их поддержки на протяжении всей жизни.

По результатам исследования общественного  мнения, о некоторых аспектах проблемы сиротства, проведенного в рамках курсовой работы, сложилось впечатление, что  люди знают о явлении сиротства, но им нет дела, о детях-сиротах, их жизни в детском доме и будущем  таких детей. Также, можно отметить работу СМИ об информировании проблемы сиротства, одобрение со стороны  общества по вопросу предоставления различных льгот детям-сиротам, но ещё недостаточно эффективная работа законов, так как  не решены проблемы большинства из выпускников детских  домов.

Такая технология как социально-педагогическое сопровождение позволяет отследить жизнь воспитанника после выпуска из детского дома, сохранить взаимоотношения между ним и детским домом, оказывать различную помощь в решении текущих проблем, оказывать помощь в дальнейшем становлении личности.

Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Законодательные материалы

  1. Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации: офиц. текст. – М.: Экзамен, 2007.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).
  3. Семейный кодекс РФ от 25 декабря 1995 г.
  4. Федеральный закон  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» РФ: (принят Государственной Думой 4 декабря 1996 г) от 21 декабря 1996 г.        № 159-ФЗ.
  5. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.
  6. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации " от 30 ноября 2011 г.          N 351-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2012 года).
  7. Закон Пермского края «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004                           № 1939-419.
  8. Постановление Правительства Пермского края от «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» 23.03.2007 № 40-п.
  9. Приказ Министерства социального развития Пермского края «Об утверждении Порядка выплаты денежных средств на осуществление постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 01.04.2009                                №СЭД-33-01-01-59.
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» от 30.11.2010.
  11. Письмо Минобрнауки РФ от 01.03.2011 №6-369.

 

Книги. Однотомные издания

  1. Олиференко, Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: – 2002. – 256 с.
  2. Осипова, И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних: научно-методическое пособие/ Под общ. ред. Э. А. Манукяна, к.с.н. – М.: Полиграф сервис, 2005. – 258 с.
  3. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 35–69 – (Высшее образование).
  4. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В., Сапожникова, Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. –    108 с.
  5. Сиротство как социально явление: Пособие для педагогов/ Л.И.Смагина, А.К.Воднева, Ю.А.Сойка и др.; Под ред. Л.И.Смагиной, – Мн.: Унiверситэцкае, 1999. – С. 17–30.
  6. Шипицына, Л.М., Хилько, А.А., Галлямова, Ю.С., Демьянчук, Р.В., Яковлева, Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003. –  С. 5.
  7. Шовина, Е.Н., Тегалева, Т.Д., Тишулина, С.Г. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений (на примере Мурманской области) / Под общ. ред. Е.Н. Шовиной. – Мурманск, 2010. – 267с.

 

Статьи  из сериального издания

  1. Алламярова,  Н.В., Алексеева, В.М. Правовые аспекты социального    сиротства // "Медицинское право".– 2011, – № 2.
  2. Березин, С.В., Евдокимова, Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Изд–во «Универс-групп», 2003. – 52 с.
  3. Кротова, О. Н. Технологии проведения профориентационной работы с воспитанниками детских домов по социально-трудовой            адаптации // Электронная газета «Интерактивное образование». –    2011. – №33.
  4. Разоренова, Е.Л., Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы // Вестн. ПСТГУ IV, Педагогика. Психология. – 2007 – №1 – С. 87–106.
  5. Рожкова, Г. М., Адаптация детей-сирот в постинтернатном пространстве // Электронная газета «Интерактивное образование». –2011. – №33.

 

Электронные ресурсы

  1. Бызова, О. А. Путь к успеху (социальное становление воспитанников) [Электронный ресурс] (http://dd95.ucoz.ru) Проверено 9. 05. 2012.
  2. Веселкова, М. Г. Региональная модель постинтернатного сопровождения в Пермском крае [Электронный ресурс] (http://www.usynovite.ru/experience/201011/) Проверено 7. 05. 2012
  3. Ефремовой, М.Ю. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома [Электронный ресурс] (http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/problemy-sotsalizatsii-vypusknikov-detskikh-domov) Проверено 10. 05. 2012.
  4. Липский, И.А. Стратегии и социальные институты современного воспитания [Электронный ресурс] (http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Vosp-2/Strateg.html#93)         Проверено 10. 05. 2012.
  5. Левитская, А. А. Реализация региональных программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] (http://www.usynovite.ru/experience/201011/) Проверено 7. 05. 2012.
  6. Семья, Г. В. Региональная модель социальной адаптации      выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся          без попечения родителей [Электронный ресурс] (http://www.usynovite.ru/experience/201011/) Проверено 7. 05. 2012.
  7. В Пермском крае 17 тысяч            детей-сирот                    [Электронный ресурс] (http://www.media-office.ru)  Проверено 02. 05. 2012.
  8. Жизненный путь личности [Электронный ресурс]                           (http://h-sciences.ru/psychology/169-9-zhiznennyj-put-lichnosti.html) Проверено 09. 05. 2012.
  9. Сиротская статистика [Электронный ресурс]                           (http://www.uspeshnye-siroty.ru/o-proekte/statistika.html)         Проверено         09. 05. 2012.

 

 

Приложение 1

Анкета

 

Здравствуйте! Заполните, пожалуйста, анкету, направленную на изучение общественного  мнения о некоторых аспектах проблемы сиротства.

1. Укажите Ваш  пол:

  • Мужской
  • Женский

2. Укажите Ваш  возраст:

  • до 30 лет
  • от 30 до 55
  • от 55 и старше

3. По Вашему  мнению, «социальные сироты» –  это … (возможно несколько вариантов):

  • дети, лишенные родительской заботы, воспитания
  • дети, лишенные попечения со стороны государства
  • дети из бедных семей
  • дети, у которых родителей лишили родительских прав
  • затрудняюсь ответить

4. Есть ли среди Ваших знакомых дети-сироты (здесь и далее: в том числе социальные сироты)?

  • нет
  • есть, но близко мы не знакомы
  • да, есть среди близких знакомых

5. Как Вы считаете, сколько в России детей-сирот?

  • до 500 тыс.
  • от 500 тыс. до 1 млн.
  • более 1 млн.

6. Какой источник  информации о детях-сиротах является  для Вас основным (выберите один вариант ответа)?

  • личные наблюдения
  • рассказы знакомых
  • профессиональная (учебная) деятельность
  • средства массовой информации (пресса, радио, телевидение)
  • точно не могу дать ответ

7. Где, на Ваш  взгляд, должен жить ребенок из  неблагополучной семьи, родители  которого употребляют алкоголь  и не занимаются его воспитанием (выберите один вариант ответа)?

  • лучше, если ребенок останется в родной семье
  • в детском доме
  • в семье приемных родителей

8. Как Вы считаете, должно ли государство предоставлять  детям-сиротам жилье по достижении  совершеннолетия?

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период