Для человека не является случайным,
внешним и психологически безразличным
обстоятельством его биография,
своего рода история его "жизненного
пути". Недаром в биографию
человека включают прежде всего, где и
чему учился, где и как работал, что он
сделал, его труды. Это значит, что в историю
человека, которая должна охарактеризовать
его, включают прежде всего, что в ходе
обучения он освоил из результатов предшествующего
исторического развития человечества
и что сам он сделал для его дальнейшего
продвижения – как он включился в преемственную
связь исторического развития.
В тех случаях, когда, включаясь
в историю человечества, отдельная
личность совершает исторические дела,
т.е. дела, которые входят не только
в его личную историю, но и в
историю общества, – в историю
самой науки, а не только научного
образования и умственного развития
данного человека, в историю искусства,
а не только эстетического воспитания
и развития данной личности и т.д., – она
становится исторической личностью в
собственном смысле слова. Но свою историю
имеет каждый человек, каждая человеческая
личность. Всякий человек имеет историю,
поскольку он включается в историю человечества.
Можно даже сказать, что человек лишь постольку
и является личностью, поскольку он имеет
свою историю. В ходе этой индивидуальной
истории бывают и свои "события" –
узловые моменты и поворотные этапы жизненного
пути индивида, когда с принятием того
или иного решения на более или менее длительный
период определяется жизненный путь человека.
При этом все то, что делает
человек, опосредовано его отношением
к другим людям и потому насыщено общественным
человеческим содержанием. В связи с этим
дела, которые делает человек, обычно перерастают
его, поскольку они являются общественными
делами. Но вместе с тем и человек перерастает
свое дело, поскольку его сознание является
общественным сознанием. Оно определяется
не только отношением человека к продуктам
его собственной деятельности, оно формируется
отношением ко всем областям исторически
развивающейся человеческой практики,
человеческой культуры. Через посредство
объективных продуктов своего труда и
творчества человек становится человеком,
поскольку через продукцию своего труда,
через все то, что он делает, человек всегда
соотносится с человеком.
За каждой теорией всегда,
в конечном счете, стоит какая-то идеология;
за каждой психологической теорией –
какая-то общая концепция человека, которая
получает в ней более или менее специализированное
преломление. Так, определенная концепция
человеческой личности стояла за традиционной,
сугубо созерцательной, интеллектуализированной
психологией, в частности психологией
ассоциативной, которая изображала психическую
жизнь как плавное течение представлений,
как протекающий целиком в одной плоскости
процесс, урегулированный сцеплением
ассоциаций наподобие бесперебойно работающей
машины, в которой все части прилажены
друг к другу; и точно так же своя концепция
человека как машины или, вернее, придатка
к машине лежит в основе поведенческой
психологии.
Своя концепция человеческой
личности стоит и за всеми построениями
нашей психологии. Это реальный живой
человек из плоти и крови; ему
не чужды внутренние противоречия,
у него имеются не только ощущения,
представления, мысли, но также и
потребности, и влечения; в его
жизни бывают конфликты. Но сфера
и реальная значимость высших ступеней
сознания у него все ширятся и укрепляются.
Эти высшие уровни сознательной жизни
не надстраиваются внешним образом над
низшими; они все глубже в них проникают
и перестраивают их; потребности человека
все в большей мере становятся подлинно
человеческими потребностями; ничего
не утрачивая в своей природной естественности,
они сами, а не только надстраивающиеся
над ними идеальные проявления человека,
все в большей степени превращаются в
проявления исторической, общественной,
подлинно человеческой сущности человека.
Это развитие сознательности
человека, ее рост и укоренение ее в
нем совершаются в процессе реальной
деятельности человека. Сознательность
человека неразрывно связана с действительностью,
а действенность – с сознательностью.
Лишь благодаря тому, что человек,
движимый своими потребностями и
интересами, объективно предметно порождает
все новые и все более совершенные
продукты своего труда, в которых
он себя объективирует, у него формируются
и развиваются все новые области, все высшие
уровни сознания. Через продукты своего
труда и своего творчества, которые всегда
являются продуктами общественного труда
и общественного творчества, поскольку
сам человек является общественным существом,
развивается сознательная личность, ширится
и крепится ее сознательная жизнь. Это
в свернутом виде также цельная психологическая
концепция. За ней, как ее реальный прототип,
вырисовывается облик человека-творца,
который, изменяя природу и перестраивая
общество, изменяет свою собственную природу,
который в своей общественной практике,
порождая новые общественные отношения
и в коллективном труде создавая новую
культуру, выковывает новый, подлинно
человеческий облик человека.
2.1. Проблема жизненного
пути в работах С.Л.Рубинштейна
Пространство
и время личности
Эволюция жизни - начало исследования
проблемы жизненного пути личности.
Пьер Жане (1859-1947) одним
из первых попытался изобразить психическую
эволюцию личности в реальном временном
протекании, соотнести возрастные фазы
и биографические ступени жизненного
пути, связать биологическое, психологическое
и историческое время в единой
системе координат эволюции личности.
Карл Ясперс относит идеи Жане
к так называемым теориям стадий,
или уровней. Для подобных теорий
характерно рассматривать психическую
жизнь как целое, в рамках
которого всякий элемент занимает
свое место, а вся совокупность
элементов структурирована в
виде пирамиды. Вершина пирамиды
представляет собой цель, или
важнейшую витальную реальность.
Связи между уровнями осуществляются
через отношение целей и средств
наличного бытия. "Жане трактует
функции как нисходящий ряд.
Вершине соответствует "функция
действительного", выражающаяся
в волевых актах, внимании и
ощущении реальности момента.
Ниже следует "незаинтересованная активность",
далее - функция "воображения" (фантазия),
далее - "висцеральная реакция чувства"
и, наконец, "бесполезные соматические
движения" (Ясперс К. Общая психопатология,
1997. с. 644).
Пьер Жане сформулировал положение
о том, что первичным является
реальное действие, производимое
в условиях сотрудничества между
людьми. В дальнейшем это действие
из реального становится вербальным,
а затем сокращается и переходит
во внутренний план - план беззвучной
речи, и наконец, превращается в умственное
действие. Все внутренние операции - суть
преобразованные внешние, совершаемые
в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества
имелся особый аспект, центрация
на котором вела к выводу о том, что во
взаимодействии индивидов присутствует
не только социальный, но и психологический
контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества,
согласно которому человеческое поведение
строится не только на основе коллективных
представлений, имеет мотивационный заряд
и реализуется системой внешних и внутренних
операций, но и включает в себя отношение
между участниками сопряженной деятельности.
Анализ категории "отношение"
рассматривается им как особый аспект
психической деятельности человека,
который не может быть полностью
раскрыт ни в категориях социологии,
ни в терминах психологии образа-действия-мотива.
Для обозначения новой реальности
использовался термин "психосоциальное
отношение". Жане развивает исторический
подход к психике. Особо выделяя
социальный уровень поведения и
его производные - волю, память, мышление.
Самосознание развитие языка П. Жане
связывает с развитием памяти
и представлений о времени (Анцыферова
Л.И., 1969).
С.Л. Рубинштейн - один из тех
отечественных психологов, кто целенаправленно
занимался проблемой жизненного
пути личности. Он критически отнесся
к эволюционной теории Ш. Бюлер, утверждая,
вопреки ей, что жизненный путь - не есть
простое развертывание плана жизни, заложенного
в детстве. Это - социально детерминированный
процесс, на каждом этапе которого возникают
новообразования. При этом личность является
активным участником этого процесса, и
в любой момент может вмешаться в него.
Именно в таком ключе, т.е. в плане постановки
проблемы жизненного пути личности как
процесса, детерминируемого социальными
и субъектными переменными, в 30-е г. ХХ
в. и была сформулирована задача исследования
индивидуальной истории человека.
2.2. Проблема жизненного
пути в работах С.Л.Рубинштейна
Разработка концепции
жизненного пути личности способствовала
решению старой проблемы, как соединить
индивидуально-биографический и социально-типический
подходы к жизни, т.е. осуществить
переход от идиографического к номотетическому
методу изучения жизни человека (см. Хрестомат.
11.3).
Свои исходные взгляды Рубинштейн
изложил в "Основах общей
психологии", где пока еще не
фигурирует само понятие субъекта,
но та реальность, которую оно
обозначает, уже представлена. "Линия,
ведущая от того, чем человек был на одном
этапе своей истории, к тому, чем он стал
на следующем, проходит через то, что он
сделал" (Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. 2-е изд. М., 1946. С. 683). В данном
утверждении содержится указание не только
на то, что личность зависит от условий
и обстоятельств своей жизни, но и на то,
что она сама их обуславливает. Сознание,
активность, зрелось личности рассматриваются
Рубинштейном как "высшие личностные
образования" (Абульханова-Славская
К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 221), которые
выполняют функции организации, регуляции,
обеспечения целостности жизненного пути
человека как субъекта деятельности.
В отличие от отечественной психологии
того времени, которая исследовала личность
либо через систему общественных отношений,
конкретно реализуемых во взаимодействии
между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский),
либо с помощью категории деятельности
(А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за
пределы конкретных видов материальной
и идеальной деятельности, поместив личность
в более широкий контекст - в пространство
ее жизнедеятельности. Именно личность
соотносит свои субъективные желания
и объективные требования социальной
ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений
между субъектом и объектом. "Таким
образом, личность не растворяется в деятельности,
а посредством нее решает сложные жизненные
задачи и противоречия. Здесь деятельность
выступает в качестве поведения и поступков.
Это и есть качество личности как субъекта
жизни, который определяет свои ценности
и способы их реализации в жизни, строит
свои отношения (и способы общения в них),
находит адекватные своей личности способы
самореализации в деятельности" (Абульханова
К.А., 2000. С. 18).
Понятие субъекта и положение
о субъектном подходе при исследовании
психики были введены С.Л. Рубинштейном
в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую
разработку они получили в
работах 50-х г. - "Бытие и сознание"
(1957) и "Принципы и пути развития
психологии" (1959). Это понятие позволило
преодолеть безличную связь сознания
и деятельности. "В общей проблеме
детерминации поведения человека
эта рефлексия или, говоря иными
словами, мировоззренческие чувства,
выступают как внутренние условия,
включенные в общий эффект, определяемый
закономерным соотношением внешних
и внутренних условий. От такого
обобщенного, итогового отношения человека
к жизни зависит и поведение субъекта
в любой ситуации, в которой он находится,
и степень зависимости его от этой ситуации
или свободы в ней" (Рубинштейн С.Л. Человек
и мир. М.: Наука, 1997. С. 79-80).
Субъектный подход преодолевает
обособленное изучение личности
- ее отдельных качеств, сторон,
свойств, ипостасей вне жизни,
а также безличный подход к
изучению жизненных структур, ценностей,
событий, периодов развития человека.
Человек как субъект жизни
рассматривается с точки зрения:
психического склада - индивидуальных
особенностей психических процессов
и состояний;
личностного склада - мотивации,
характера и способностей, в которых
обнаруживаются движущие силы личности,
ее жизненный потенциал и ресурсы;
жизненного склада - способности
использовать свой ум и нравственные
качества для того, чтобы ставить
и решать жизненные задачи, активности,
мировоззрения и жизненного опыта.
С этой точки зрения необходимо
определить основные жизненные образования
личности. Это - активность, сознание и
способность к организации времени
жизни.
Активность понимается им как
способность человека к самоинтеграции,
к систематизации в единое целое своих
влечений, желаний, мотивов и умения совершить
волевое усилие с целью реализации своих
желаний в личностно ценных и общественно
значимых формах. Понятие активности тесно
связано с пересмотренным Рубинштейном
в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма. В
новой трактовке он звучал как соотношение
внешнего и внутреннего, во взаимосвязи
которых все возрастающую роль играет
именно внутреннее. "Общий принцип решения
проблемы внешнего и внутреннего, сформулированный
мною, - пишет С.Л. Рубинштейн, - еще в "Бытии
и сознании", заключается в соотношении
самоопределения и зависимости от другого:
внешние условия не прямо и непосредственно
определяют конечный результат, а преломляясь
через действие внутренних условий, собственную
природу данного тела или явления.. При
этом, строго говоря, внутренние условия
выступают как причины (проблема саморазвития,
самодвижения, движущие силы развития,
источники развития находятся в самом
процессе развития как его внутренние
причины), а внешние причины выступают
как условия, как обстоятельства. Действие
причины зависит от природы объекта, на
который оказывается воздействие, от его
состояния" (Рубинштейн С.Л. Человек
и мир. М.: Наука, 1997. С. 29). Основными формами
активности являются инициатива и ответственность.
Инициатива рассматривается как свободная,
отвечающая потребностям субъекта форма
самовыражения, а ответственность (по
Рубинштейну) как самое глубокое, равное
самой жизни чувство серьезности, как
жизненная способность личности удерживать
контроль за собой и всем происходящим,
видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие
себя в последствиях, быть субъектом своей
жизни и организатором жизни других людей
(Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности
и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.).