Жизненный путь личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.

Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.

Содержание

Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

жизненный путь личности.docx

— 282.58 Кб (Скачать файл)

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для  него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности.

           Типологический подход к времени  жизни и ее организации дает  возможность наиболее точно и  дифференцированно классифицировать  индивидуальные варианты временной  регуляции жизненного пути личности.

           В ряде исследований типологический  подход к организации времени  был осуществлен благодаря уже  известной типологии К. Юнга. Это  - исследование, проведенное Т.Н.  Березиной.

           К.Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны: 1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и 2) эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

           Существовало мнение, что для  представителей чувствующего типа  свойственна ориентация на прошлое,  мыслительного - на связь настоящего  с прошлым и будущим, сенсорного - на настоящее, а интуитивного - на будущее.

           В исследовании Т.Н. Березиной,  выполненном под руководством  К.А.Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И.Ковалевым. Трансспектива - такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.

           Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.

          

Типологический подход к  регуляции времени жизни имеет  ряд преимуществ по сравнению  с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.

           Психологическая перспектива - способность  человека сознательно предвидеть  будущее, прогнозировать его.  Различия в психологической перспективе  связаны с ценностными ориентациями  личности.

           Личностная перспектива - способность  предвидеть будущее и готовность  к нему в настоящем, установка  на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная  перспектива - свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала  развития, сформировавшейся способности  к организации времени.

           Жизненная перспектива - совокупность  обстоятельств и условий жизни,  которые создают личности возможность  для оптимального жизненного  продвижения.

           Рассматривая эволюционно-генетический  и функционально-динамический подходы  к проблеме жизненного пути  личности и ее времени, следует  остановиться и на событийном  подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.

           С точки зрения событийного  подхода анализ развития личности  осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста: 1) хронологический (паспортный) возраст, 2) биологический (функциональный) возраст, 3) социальный (гражданский) возраст, 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.

           Авторы соотносят решение проблемы  психологического возраста с  субъективным отношением к нему  человека, с самооценкой возраста. Для проверки теоретических и  эмпирических гипотез был проведен  эксперимент, в ходе которого  испытуемым предлагалось представить,  что им ничего не известно  об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им  субъективно подходит. Оказалось,  что у 24% людей их собственная  оценка совпала с хронологическим  возрастом, 55% считали себя более  молодыми, а 21% чувствовал себя  старше. Выборка состояла из 83 человек  (40 женщин и 43 мужчин). Было выделено  специфическое влияние возрастного  фактора на субъективную оценку  возраста - чем старше человек,  тем сильнее тенденция считать  себя моложе своего возраста.

           А.А.Кроник и Е.И.Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус - вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.

           Время жизни личности - это и  прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).

           В соответствии с событийным  подходом восприятие человеком  времени определяется числом  и интенсивностью происходящих  в жизни событий. Можно получить  конкретный ответ, если задать  человеку следующий вопрос: "Если  все событийное содержание Вашей  жизни принять за 100%, какой его  процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как  объективные единицы жизни, а  как значимые для человека  субъективные составляющие.

           Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы  отсчета.

Психологический возраст  обратим - человек может как стареть, так и молодеть.

Психологический возраст  многомерен. Он может не совпадать  в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция  С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный  научный интерес, который отразился  на дальнейшем развитии основных положений  психологии жизненного пути личности. Правда, преемственность идей Рубинштейна  не всегда соблюдалась, поскольку последующие  научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях - в концепции личностной организации  времени и в рамках событийного  подхода. Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с  решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному  исследовала проблему личностного  и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы  остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

 

2.4. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

  Можно отметить, что эволюция научных представлений о жизненном пути человека в известной мере отражала социальную ситуацию в нашем обществе. Понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены Рубинштейном в середине 30-х годов, но затем они надолго исчезли с горизонта психологической науки. Они не развивались далее в советской психологии из-за той социальной атмосферы, которая составляла особенности нашего общества и влияла на развитие гуманитарных наук: отрицание какой бы то ни было роли отдельного человека. К решению этих проблем Рубинштейн обратился в 50-х годах - в самый тяжелый период своей жизни и жизни общества, когда эти научные проблемы стали остросоциальными. В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся советский психолог Б. Г. Ананьев [См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. Исследования Б. Г. Ананьева были продолжены его учениками. Для него основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст, по Ананьеву, соединяет социальное и биологическое в особые "кванты" - периоды жизненного пути..... В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляется и изучается личность.

 

Ананьев ввел понятие социальных достижений личности и выделил несколько периодов ее жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). На период зрелости приходится "пик" карьеры. Последний период - старость, т.е. уход из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.Но поскольку в общественном сознании тех лет в силу тенденции к стандартизации, к унификации людей господствовало представление о типичности жизни всех людей, оно отразилось и на концепции Ананьева, который, с одной стороны, стремился подчеркнуть индивидуальность человека, но с другой - все же не смог отойти от тенденции унификации, стандартизации жизни. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывала скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную. Ему не удалось раскрыть индивидуальный аспект жизни потому, что он не обратился к изучению активности самой личности, которая и формирует собственную, неповторимую жизненную линию. Вместе с тем концепция Ананьева была необходимой предпосылкой для последующего обсуждения вопроса о типичном и индивидуальном в жизненном пути личности.Сегодня мы имеем возможность раскрыть индивидуальные особенности жизненного пути человека. Но для этого нужно не просто установить соответствие тех или иных этапов, событий и обстоятельств жизни тем или иным особенностям и чертам личности, а раскрыть причинную связь активности, развития личности и изменений ее жизни. Мы не можем погрузиться в описание индивидуальной истории жизни каждого человека, потому что каждая история неповторима. Кроме того, исходной остается зависимость личности от объективных характеристик жизнедеятельности как общественного процесса. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей жизни.Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. Индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии "стиль жизни". Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной.Разные люди в разной мере являются субъектами жизни, поскольку они в разной мере стремятся и могут реально организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, сферы, выделить главное направление. Организацию жизни иногда связывают с планированием, с осмыслением жизненных перспектив, будущего. Конечно, планирование является одной из важных составляющих организации жизни, но она не сводится к одному планированию, предвидению. Как уже отмечалось, современная общественная жизнь предъявляет человеку множество не связанных друг с другом требований, он все время оказывается в разных ситуациях, которые так или иначе требуют от него если не участия, то присутствия. Способность к организации жизни и заключается в том, чтобы не поддаться этому жизненному потоку, не раствориться и не захлебнуться в нем, забыв о собственных целях, задачах. Поэтому организация жизни - это и способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, придать им желательный определенный ход.Люди различаются как раз по степени влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями, которые могут "раздробить" человека на не связанные друг с другом части. В свое время советский психолог Л. С. Выготский для обозначения высших психических функций ввел понятие "овладение" низшими психическими функциями. Для нас понятие субъекта жизни предполагает всевозрастающую степень и расширяющееся пространство таких "овладений", присвоений. Сначала у ребенка происходит овладение своими действиями для придания им нужного направления, затем посредством действий - овладение ситуациями, далее на этой основе - построение отношений, и через их регуляцию все более возрастает возможность организации жизни как целостного процесса, учитывая ее изменчивость и сопротивляемость.Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Оно одновременно позволяет человеку стать относительно независимым, свободным по отношению к внешним требованиям, давлению, внешним "соблазнам". Но это лишь идеал, а реально у разных людей обнаруживается разная мера целостности жизненного пути, разная степень соответствия действий личности ее ценностям, намерениям. Одни люди зависят от хода жизненных событий, едва успевая за ними, другие - предвидят, организуют, направляют их. Некоторые попадают под власть внешних событий, их удается вовлечь в чуждое их характеру общение, а то и в дела. Они легко забывают о собственных целях, планах, совершая неожиданные для себя поступки. Иные, напротив, живут только планами, мечтами, создают собственную логику внутреннего мира, уходят в него, так что внешние события не имеют для них никакого значения. Они также не способны организовать свою реальную жизнь. Столь разный характер способностей к организации жизни позволяет выделить определенные типы личностей с точки зрения способа их жизни.

При таком подходе мы увидим уже не бесконечное множество  различных характеров и бесконечное  множество отдельных проявлений настроений каждого человека, а различия по существенному основанию - способности  к организации жизни, умению сконцентрировать свои силы и действия в решающий момент, скоординировать ситуации и  события в главном направлении. Поэтому разные способы организации  жизни мы рассматриваем как способности  разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии.Типы активности человека - это характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы своей жизни. Можно проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие - на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними.

При всех условиях эта типология  раскрывает не просто свойства каждого  характера, психические особенности  личности. Она в первую очередь  позволяет сопоставить особенности, способ жизненного движения личности, выявить способность к решению  жизненных противоречий. Совпадение внешних и внутренних тенденций  в жизни личности или их столкновение, противодействие характеризуют  способ организации жизни и тип  личности. Жизненные цели и задачи личности одного типа оказываются целиком сосредоточены на том, чтобы разрешить жизненные противоречия, которые она, строго говоря, сама создает непоследовательностью своих действий или, напротив, чрезмерной активностью, подавляя инициативы окружающих. Она не может их решить, поскольку не в силах изменить свой способ жизни и понять, что сама является их причиной. Другой тип личности оказывается вовлеченным в конфликты, которые, хотя и развертываются в конкретной группе (в семье, в производственном коллективе), являются выражением более глубоких общественных противоречий. В таком случае личность либо обретает опыт и социальную зрелость, которые затем способствуют организации личной жизни, отстаиванию ее ценностей, либо "перемалывается" неразрешимым конфликтом и затем старается отделить свою личную жизнь от общественной. Высшие личностные качества, такие, как сознание, активность, психологическая зрелость, интегративность, проявляются и формируются в жизненном пути личности, в специфическом процессе ее изменения, движения, развития. Активность личности проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, она начинает зависеть от его активности, от способности организовать и придать событиям желаемое направление. Жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой - в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик - по-юношески незрелым. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни. Ее качество как субъекта жизни проявляется не в произвольных поступках, действиях (делаю, что хочу), а в действиях, учитывающих сопротивление обстоятельств, их несовпадение с желательным для личности направлением, их противодействие.

Информация о работе Жизненный путь личности