Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:36, реферат
Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми
Введение ….………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6
Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11
Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17
2.2. Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………..22
2.3. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………38
Задача воспитателя – это мотивация предстоящей деятельности, а увлечь ребёнка игрой, заинтересовать, поддержать его малейшие проявления общения. Всё это требует от воспитателя особой внимательности, эмоциональности, выразительности и артистизма.
Именно в этом и заключается искусство воспитания, а особенно это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности — вот главные средства в работе с дошкольниками.
Таким образом, воспитатель играет очень важную роль в организации игровой деятельности дошкольника, и, следовательно, от его мастерства и добросовестности выполнения своей работы зависит формирование личности ребёнка, и, конечно же, развитие навыков общения со сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, когда огромное место в жизни дошкольника играет телевидение и компьютер, остаётся очень мало общения «живого», которое имеет огромную роль в дошкольном детстве, когда закладываются коммуникативные навыки, мы посчитали актуальным выбрать тему для нашей работы «Игра как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками». Нашей задачей стало выявление новых условий и средств формирования навыков взаимодействия дошкольников.
В нашей работе на тему «Игра как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками», была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития навыков общения дошкольников со сверстниками. На этом этапе мы выяснили, что в дошкольном детстве развитие навыков общения зависит от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, от того, как он усваивает определенные общественные ценности, как овладевает нравственными нормами и правилами поведения.
Для решения поставленной перед нами задачи мы выбрали вид деятельности, который будет интересен детям и действенен в работе по развитию навыков общения дошкольников со сверстниками. Для этих целей была выбрана игра, как важнейший вид деятельности ребенка.
В данной работе нами были выявлены и описаны психолого-педагогические принципы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками. Важность этих принципов очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте развиваются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Мы выяснили, что формирование навыков общения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:
- Безоценочность.
- Отказ от реальных предметов и игрушек.
- Отсутствие соревновательного момента в играх.
Для формирования навыков общения дошкольников со сверстниками использовался разработанный комплекс игр для детей 4-6 летнего возраста, главной задачей которого является привлечение внимания ребенка к сверстнику, к его проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
Для более успешного развития навыков общения разработаны методические рекомендации по проведению игр, которые помогут формировать у дошкольника со сверстниками навыки общения. При проведении игр следует избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных сторон детей, следует исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков.
Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился, по словам родителей и воспитателей, дети стали больше играть и проще находить общий язык друг с другом.
По данным проведённой работы, мы выяснили, что в процессе игры легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения, сформировать у ребенка положительные эмоции, добиться того, чтобы у детей формировались отношения со сверстниками, развивались коммуникативные способности.
Значимость работы заключается в том, что в ней рассмотрено значение игры, как средства формирования навыков общения дошкольников со сверстниками, теоретические аспекты игры, как ведущего вида деятельности, средства развития коммуникативных способностей у детей, предложены методы работы по развитию коммуникативных способностей детей, разработаны методические рекомендации по их организации.
При подведении итогов мы выяснили, что подобранный и апробированный комплекс игр обеспечил повышение уровня сформированности навыков общения дошкольников со сверстниками.
Работа может быть полезна педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений при проведении и организации работы с детьми дошкольного возраста, студентам педагогических учебных заведений, а также родителям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алибъева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: [Текст]/Е.А.Алибъева// Методические пособия в помощь психологам дошкольных учреждений. М: ТЦ. Сфера, 2002-234с.
Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалев// Избранные психологические труды, 2-е изд. – М.: Международная педагогическая академия, 1995-314с.
Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л.С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
Выготский, А.С. Педагогическая психология[Текст]/ А.С. Выготский// — М., 1991-243с.
Гарбузов В.И. Практическая психология [Текст]/В.И. Гарбузова//- М., 1999-184с.
Детская практическая психология[Текст] : Учебник под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255с.
Ельцова, О. Детское речевое творчество, как условие полноценного общения[Текст]/О. Ельцова//Дошкольное воспитание.-2010.-№12-с.5-10.
Клюева, Н.В., Касаткина Ю.Ц. «Учим детей общению» [Текст]/Н.В. Клюева, Ю.Ц.Касаткина//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития 1997. – 240с.
Клюева, Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность [Текст]/ Н.В. Клюева, Ю.В. Косаткина. – Ярославль: Академия развития. 1997.
Кобазаева, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка [Текст]/ Ю.А. Кобазаева// Психолог в детском саду. – 2003. № 3 – С. 73.
Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова// учебное пособие для средних педагогических учебн. Заведений. 3-е изд. исправленное и допол. – М.: Академия. 2001. – 416с.
Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст]/ Г.П. Лаврентьева. – Киев. 1988.
Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии/ Под. ред. Л. Анциферовой. – М., 1978.
Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное/под ред. М.И. Лисиной. — М., 1980.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997.
Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии [Текст]/ Б.Ф. Ломов. — М., 1981-217с.
Мухина В.С. Детская психология [Текст]/ В.С. Мухина.- М: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 1999.- 352с.
Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]/В.С. Мухина. – М., 1975-316с.
Пиаже, Ж., Моральное
суждение ребёнка[Текст]/Ж.Пиаже.-
Развитие общения дошкольника со сверстниками/ Под. ред. А.Г. Гузкой. — М., 1989-165с.
Репина, Г.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/Г.А. Репина. – М., 1978-310с.
Самсонова, Е.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками// Психолог в детском саду [Текст]/ Е.В. Самсонова. – 2003. № 3 – 89с.
Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. – М., 2000-198с.
Смирнова, Е.О., Утробина, В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст]/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – М., 1996. № 3-132с.
Смирнова, Е.О., Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников: Диагностика проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003. – 160с.
Фришман, И.Коммуникативные,
ситуационно-ролевые игры [Текст ]/И. Фришман//Дошкольное
воспитание.-М.,2010.-№2-с.16-
Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаевой. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2001.- 224с.
Цукерман, Г.А., Психологическое обследование [Текст]/Г.А. Цукерман.-Владос, 2007.-159с.
Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]./М.И. Чистякова. – М., 1990.
Информация о работе Игра как средство развития общения дошкольника