Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     2)стереотипы, которые касаются закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом;

     3)стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. 

     Основными теориями усвоения половой  роли являются: Психоаналитическая теория, Теория социального научения, Теория когнитивного развития, а также – Новая психология пола. 

     Гендерная социализация – это усвоение и принятие норм мужественности и женственности. В роли её основных институтов выступают: родители, воспитатели, учителя, сверстники, СМИ, игрушки и т.д.

     Экспериментально  исследователи подтвердили лишь незначительные гендерные различия в таких сферах, как эмоциональность  и эмпатия, агрессия и математические способности.

     Главными  значением гендерных  стереотипов является то, что они, с одной стороны, упрощают для человека процесс познания мира, но, в то же время, лишают его способности объективно оценивать личностные качества людей.  
 
 

      Эмпирическая часть исследования гендерных стереотипов в поведении мужчин и женщин.

     Методика  исследования

     В данной работе мы воспользовались методикой  исследования фрустрации С. Розенцвейга. Этот метод является проективным, то есть, получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.

     Тест  Розенцвейга состоит из 24 рисунков. Испытуемому давалась следующая  инструкция: « На каждом рисунке  изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте, пожалуйста, что бы на месте отвечающего сказал человек вашего пола». После того как испытуемый закончил выполнение задания, даются аналогичные инструкции, только в этот раз отвечающий должен представить человека противоположного пола.

     Испытуемыми в данном исследовании были 15женщин, и 17 мужчин старше 18 лет (средний возраст женщин-24 года, мужчин 26).

     После выполнения методики ответы испытуемых анализируются в двух аспектах: по типу реакции и по направленности реакции.

     По  направлению реакции  ответы могут быть:

     · Внешне-обвинительная реакция (Е), если он содержит обвинения, упреки, порицания, или агрессивность в направлении другого человека или объекта.

     · Самообвинительная реакция (I),если в ответах присутствует чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя.

     · Безобвинительная реакция (М), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

     По  типу реакции ответ  может быть:

     · Препятственно-доминантным (OD), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов.

     · Самозащитным (ED), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека.

     · Разрешающего типа (NP), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и принимает форму требования помощи от каких-то других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.

     Затем результаты мы заносим в сводный  протокол, из которого видно какие  типы и направленности реакций реально  присутствуют у пола, и какие типы и направленности приписывают ему противоположный пол, т.е. реальное гендерное поведение и стереотипы.

     2.1 Анализ и интерпретация  результатов

     При обработке результатов исследования, выполнении первой части задания: «Ответьте  так, как бы ответил представитель  вашего пола» мы получили результаты, которые были внесены в данную таблицу.

     Средние значения реальных типов и направленностей  реакций в фрустрирующих ситуациях  у мужчин и женщин (в процентах  случаев).

      
     Испытуемые      Тип реакции      Направленность  реакции       
            OD      ED      NP      E      I      M       
     Мужчины      68,8      6,2      25      25      0      75       
     Женщины      66      11,8      22      11,1      0      88,8       
                                                       

     Из  таблицы видно, что наиболее часто  используемым типом реакции, как  у мужчин, так и у женщин является ориентация на препятствие. Причем мужчина  в большей степени склонен  к данному типу, чем женщины, но женщины более часто используют самозащитный тип реакции. Мужчины чаще стремятся разрешить фрустрирующую ситуацию. По направленности реакции большинство мужчин и женщин выбирают безобвинительную реакцию. Большее количество мужчин склонно обвинять других в случившемся.

       В современных условиях для  успешной деятельности, нужно уметь  быстро реагировать на ситуацию  и решать ее, поэтому в нашем  исследовании более представлен  тип фиксации на потребности  и фиксации на препятствии.

     Так же, в нашем исследовании вообще не представлена такая направленность реакции как самообвинительная, но в отличие от исследования Юрова ведущей является безобвинительная. Это можно объяснить как стремление современной молодежи не к поиску виновных, но к скорейшему решению проблемной ситуации.

     В подобную таблицу мы оформили и ожидания мужчины и женщины друг от друга, которые, по сути, и являются стереотипами.

     Средние значения ожидаемых типов и направленностей  реакции в фрустрирующих ситуациях  у мужчин и женщин (в процентах случаев).

      
     Испытуемые      Тип реакции      Направленность  реакции       
            OD      ED      NP      E      I      M       
     Женщины о мужчинах      59      17,6      23,5      26      0      74       
     Мужчины о женщинах      17,9      25      57      17,9      0      82       
                                                       

     Из  данной таблицы мы видим что, мужчины  считают женщин менее конфликтными, более склонными к компромиссу, что подтверждается исследованиями, но противоречит мнениям самих женщин о себе. В остальном же, мнения мужчин и женщин о поведении друг друга было верным. Женщины отмечают большую агрессивность мужчин, их направленность на конфликтную ситуацию, и безобвинительную реакцию в большинстве случаев. В результате исследования 5% женщин и 12,5% мужчин отказались выполнять вторую часть задания (ответить на вопросы так, как бы ответил на них представитель противоположного пола). Причем женщины аргументировали свой отказ отсутствием у них представлений о том, как бы на их месте ответил мужчина, а мужчины тем, что считают, что женщина ответила бы так же как они. Отказ женщин мы можем интерпретировать с одной стороны как возможный недостаток рефлексии поведения противоположного пола, а с другой стороны как принятие того что мужчины отличаются в своем поведении от женщин, даже если последним не совсем понятно в чем же эти отличая заключаются. Отказ же мужчин мы можем истолковать как эгоцентризм и не желания понять поведение противоположного пола.

     Выводы 

     При математической обработке полученных данных мы пользовались критерием Фишера, для того, что бы определить действительно  ли гендерные стереотипы соответствуют  реальным моделям поведения. Если, в результате обработки, полученное значение окажется в зоне значимости, получается, что гендерные стереотипы не соответствуют реальным гендерным моделям поведения. Для этого мы по всем типам и направленностям реакции сравнивали между собой:

     1) Реальное поведение мужчины со стереотипами женщин.

     2) Реальное поведение женщин со  стереотипами мужчин.

     При сравнении реального поведения  мужчины со стереотипами женщин по параметру OD- тип реакции направленной на препятствия, NP- тип реакции направленной на разрешение конфликтной ситуации, ED- тип реакции направленной на самозащиту мы получили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипы женщин совпадают с реальным поведением мужчин..

     При сравнении реального поведения  мужчин со стереотипами женщин по параметру Е- внешнеобвинительная направленность реакции, I- реакция направленная на самообвинение,М- реакция необвинения как самого себя, так и окружающих мы получили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипы женщин совпадают с реальным поведением мужчин.

     При сравнении реального поведения  женщин со стереотипами мужчин по параметру OD- тип реакции направленной на препятствия, мы получили результат, что, различая между  выборками значимы, т.е. стереотипы мужчин не совпадают с реальным поведением женщин.

     При сравнении реального поведения  женщин со стереотипами мужчин по параметру NP- тип реакции направленной на разрешение конфликтной ситуации, ED- тип реакции  направленной на самозащиту мы получили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипы мужчин совпадают с реальным поведением женщин.

     При сравнении реального поведения  женщин со стереотипами мужчин по параметру  Е- внешнеобвинительная направленность реакции, I- реакция направленная на самообвинение,М- реакция необвинения как самого себя, так и окружающих мы получили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипы мужчин совпадают с реальным поведением женщин.

     Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования не подтвердилась. 

     Заключение 

     Хотя  во, многих культурах женский и мужской пол нам пытаются представить как противоположные и обладающие взаимоисключающими характеристиками, современные исследования показали, что это далеко не так. На самом деле, гендерные различия являются очень незначительными, и никак не могут объяснить нам то гендерное неравноправие, которое сложилось в нашем обществе. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным. Как противоположные начала, мужчина и женщина выступают лишь в вопросах продолжения рода. Многие другие различия выглядят менее определенными, изменчивыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии, 1987. № 5.

     2.Алёшина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчинами и женщинами//Вопросы психологии, 1991.№ 4.

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения