Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа

Краткое описание

Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 16 мая (Автосохраненный).docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

Исследование было проведено в  период с 2010 по 2012 гг. и включало в себя следующие этапы:

Первый этап (сентябрь 2010 – апрель 2011 г.): изучение и анализ психологической литературы по теме исследования, разработка категориального аппарата, формулирование гипотезы,  проведение пилотажного исследования. Написание курсовой работы на тему: «Социально-психологические трудности в написании курсовой работы у студентов гуманитарных специальностей».  Проверка актуальности изучения данной проблемы.

Второй этап (сентябрь 2011 – январь 2012 г.): уточнение гипотезы, дополнение теоретических аспектов исследования,  доработка программы эмпирического исследования.

Третий этап (февраль 2012 – май 2012 г.): проведение основного эмпирического исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и психологических рекомендаций, целостное оформление выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной  квалификационной работы включает в  себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 43 наименования, и 2 приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ТРУДНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ВЫПОЛНЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

    1. Научно-исследовательская деятельность

как вид  деятельности студента

 

Современные требования к качеству подготовки специалистов в системе образования предполагают развитие студента как субъекта учебной деятельности, в том числе научно-исследовательской.

Научная работа  отличается от всякой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности. Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Научная работа – это прежде всего  строго плановая деятельность. Хотя в  науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе. В дальнейшем идёт процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнение, изменение, дополнение заранее намеченной схемы исследования.

Научная работа, являясь творческим процессом, предполагает как обязательное условие её ведения плюрализм научного мнения.

Хотя такая работа может и  должна планироваться, но при этом каждый учёный имеет право на свою точку  зрения, он может иметь своё мнение, которое должно, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывания всем общей, единой точки зрения здесь неуместны.

Основным итогом научной работы является внедрение её результатов, поскольку конечной целью науки  как отрасли народного хозяйства  служит внедрение результатов проведённых  исследований в практику. Результаты научной работы описываются и  оформляются как различные виды литературной продукции [5].

Одним из ведущих принципов личностно-ориентированного образования является саморазвитие каждого студента. Данный принцип выражается в активности личности студента и её профессиональном самосовершенствовании. Реализация указанного принципа в высшем образовании предполагает глубокие изменения в организации, учебного процесса. Он должен быть переориентирован с заучивания информации на приобретения навыков самостоятельного её добывания, с репродуктивного обучения на творческое. Подчеркнём, что студенческий возраст характеризуется оптимальными субъективными условиями для формирования навыков самообразовательной деятельности. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе является одним из основных видов самостоятельной деятельности студентов, реализующих идею их индивидуального профессионального развития.

Определяя самостоятельную деятельность студентов как интеллектуально-профессиональную активность, проявляемую под опосредованным руководством преподавателя, одним из основных видов самостоятельной работы студентов можно считать научно-исследовательскую деятельность в процессе написания курсовых и дипломных работ [4].

Центром разработки и планирования научно-исследовательской работы студентов  является кафедра, именно здесь в  начале каждого учебного года разрабатывается, обновляется и доводится до сведения студентов тематика курсовых и дипломных работ. Эта тематика отвечает профилю кафедр и определяется их основными проблемами.

В конце учебного года на каждой кафедре  проходит публичная защита курсовых и дипломных работ, в процессе которой у студентов отрабатываются умения самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, вести научную дискуссию, слушать другого и учитывать его позицию.

Таким образом, курсовые и дипломные  работы способствуют формированию творчески активного специалиста, способного самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения, на высоком качественном уровне выполнять различные творческие задания в процессе профессиональной деятельности. Помимо практической значимости, работы играют большую воспитательную роль, значение которой возрастает, когда речь идёт о подготовке будущих педагогов. Они формируют самостоятельность не только как совокупность определённых умений и навыков, но и как черту характера, которая выполняет существенную функцию в структуре личности специалиста высшей квалификации [38].

Самостоятельная научно-исследовательская  деятельность студентов  подразделяется на несколько видов. Доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы являются неотъемлемой частью учебного процесса. Их написание (подготовка) рассчитана на развитие самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Причём исследование подразумевает не только научный анализ специализированной литературы, но и практический эксперимент. Несмотря на разность названия, подготовка доклада, реферата, курсовой работы, курсового проекта, дипломной работы имеют общие черты. Для того чтобы понять общие и отличные свойства этих работ, необходимо чётко определиться в их определениях.

Доклад – это публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-либо темы.

Реферат – краткое изложение  содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Курсовая работа – исследовательская  работа студента.

Курсовой проект (технический вуз) – 1) разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства; 2) замысел.

Дипломная работа – исследовательская  работа выпускника высшего учебного заведения [34].

Как видно из определений, характерными чертами всех видов исследовательских работ являются следующие:

– изложение какой-либо темы;

– наличие и формулировка проблемы;

– наличие исследования.

Разнятся указанные виды деятельности направленностью и объёмом. Доклад и реферат направлены на краткое изложение чего-либо (доклад – устное, реферат – письменное). При этом в их структуру входит: название темы, актуальность (необходимость), проблема, основные пути (способы) её разрешения, выводы, а в реферате добавляется список использованной литературы.

Более объёмна курсовая работа. В  её содержании детально отражён методологический аппарат исследования (проблема, цель, объект, предмет, гипотезы, задачи и др.), различные подходы к разрешению проблемы, как правило, это анализ специализированной литературы, вывод (заключение) – краткое обозначение проблемы и пути её решения, список использованной литературы.

Курсовая работа является самостоятельным  учебно-исследовательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично выстроенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами [35].

Качественно выполненная курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента: четко формулировать  проблему и оценивать степень  ее актуальности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.

В. П. Елютин отмечал, что каждый студент за время обучения должен получить навык самостоятельной, близкой к исследовательской, работы, освоить ее методы [24]. По его мнению, важнейшими особенностями научной деятельности студентов являются: во-первых, подчиненность ее целей учебным целям; во-вторых, основными ее мотивами являются познавательные; в-третьих, она осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников вузов.

Курсовая работа должна по своему предмету и методам его анализа  соответствовать специальности студента и может быть посвящена любой содержательной области науки и/или практики. Обязательным является не использование каких-либо конкретных методов или определенного их количества, а систематический сбор данных и строго доказательный характер изложения содержания. Недопустимо подменять научную работу научно-популярными, метафизическими или публицистическими текстами. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей и не должна содержать голословных положений (непроверенных или вообще непроверяемых научными методами утверждений).

Курсовые работы пишутся студентами на 1, 2, 3 и 4 курсах под руководством научных руководителей – преподавателей и сотрудников ВУЗов.

В своих работах М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович  отмечают, что мотивы участия в научной работе у студентов зарождаются с первого курса [24] . Одним из важных факторов возбуждения мотивов научного творчества является воздействие на студентов первого курса преподавателей-лекторов, ученых вуза, товарищей-старшекурсников. Именно это воздействие на первом курсе может породить духовную потребность в интеллектуальном поиске новой информации.

По жанру курсовая работа может  быть исследовательской, методической или прикладной [38].

Курсовая работа является исследовательской, если она направлена на теоретическое  объяснение определенных феноменов  и на эмпирическое изучение их особенностей.

Работа носит методический характер, если она связана с разработкой  новых или совершенствованием существующих средств и методов диагностики, воздействия или исследования (в том числе с проверкой их надежности, валидизацией, стандартизацией и т.п.), а также с анализом сравнительной эффективности нескольких методов.

Работа считается прикладной, если она предполагает решение какой-либо практической проблемы и включает в  себя описание реально проведенных в этом направлении процедур.

На первом и втором курсах допускается  написание курсовых работ, которые представляют собой литературные обзоры по изучаемой проблеме. Обзорные курсовые работы на 3 и 4 курсах не допускаются. Также не допускается засчитывать в качестве курсовой работы переводы, выполненные студентами с иностранных языков.

Процесс подготовки курсовых работ  обеспечивает выполнение общих квалификационных требований к работам. Он имеет внешнюю  и внутреннюю стороны. «Внешним» содержанием работы является последовательность этапов взаимодействия студента с научным руководителем, рецензентом, с кафедрой. «Внутренняя» сторона подготовки курсовой работы представляет собой процесс формулирования и развертывания основной идеи работы в ее содержание. Обе стороны тесно связаны между собой и даже начинаются с одного и того же шага – выбора темы работы [35].

Научная работа не сводится только лишь к пересказу изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Она не является и собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо (чаще всего) на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.

Научная работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д. и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения. Этот принцип является непреложным: структура курсовой работы остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание: углубляется фундаментальность исследования проблемы, что внешним образом проявляется в росте количества первоисточников и удлинения списка литературы [41].

Информация о работе Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы