Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа
Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64
Характерной особенностью большей части студентов гуманитарного профиля является неумение их алгоритмически мыслить, чётко и кратко излагать свои (да и не свои – тоже) мысли. Достаточно часто чужие мысли они излагают или представляют в своих письменных работах как собственные. К сожалению, их не научили в школе, что необходимо представлять подобные материалы как цитаты, указывая источник и страницу, откуда они взяты; что контрольная работа, реферат и другие, в том числе учебные и научные, работы не могут полностью или в большинстве своём состоять из чужих мыслей и цитат; что, используя чужие мысли, необходимо высказывать собственное мнение и выражать его своими словами и т.п. В результате такие студенты, выполняя названные работы, с трудом адаптируются к подобной деятельности в вузе, порой вплоть до последнего курса обучения [4].
И. А. Мезенцева в своих работах отмечает, что невысокий уровень научно-исследовательской активности студентов в процессе обучения является следствием несистематичности работы со студентами по подготовке их к научно-исследовательской деятельности, эпизодичностью и непреемственностью выполнения будущими специалистами научных исследований [33]. Чаще всего за весь период обучения в вузе студенты выполняют исследовательские работы по разным учебным дисциплинам, не связанные общей проблемой и темой, тогда как каждая научная проблема имеет свою специфику и логику исследования.
Все варианты научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе дополняющей и выходящей за рамки учебного процесса, взаимосвязаны и должны быть представлены как система. Только в этом случае на групповом фоне будет развиваться индивидуальная научно-исследовательская деятельность студентов и расти степень их самостоятельности в освоении научного познания [33].
Индивидуально-психологические
Под социально-психологическими трудностями в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности мы будем понимать – субъективные препятствия к выполнению данного вида деятельности, обусловленные как психологическими особенностями индивида (главным образом, когнитивными) так и опытом его общения и взаимодействия с другими исследователями.
В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности у студентов могут возникать трудности различного рода: коммуникационные (отсутствие навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях и т.п.), информационные (проблемы в усвояемости опубликованных научных знаний и в умениях составления научного текста и т.п.) и методические (недостаточные знания о структуре научной работы, способах и приемах сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа и т.п.). А мы добавляем к данному перечню ещё мотивационные трудности (отсутствие интереса к процессу выполнения научно-исследовательской деятельности, разочарование в научной деятельности и более сильная мотивация к другим видам деятельности).
Гипотезой исследования является предположение о том, что у студентов трудности в выполнении научно-исследовательской работы имеют ряд особенностей, а именно:
В рамках проведенного теоретического анализа можно сделать вывод о том, что у многих студентов выполнение научно-исследовательской деятельности действительно связано с рядом трудностей. Научная работа, является прежде всего, квалификационной работой, качество её выполнения есть один из основных показателей успеваемости в учебном заведении. Теоретическая значимость, актуальность темы и прикладное значение при этом стоят на втором плане. Хорошо выполненная научно-исследовательская работа должна свидетельствовать в первую очередь о том, что в её основе имеется определенная задача (вопрос), касающиеся данной отрасли знания (выбор определяется предложенной преподавателем тематикой; роль студента – отобрать из предлагаемой тематики наиболее близкое интересам, при возможности использовать прежний опыт реферативных и других работ); в ее основе – теоретические положения той или иной научной школы, концепция, которая в определенной мере известна и ясна студенту; эти положения рассматриваются применительно к новому материалу (или в новом ракурсе), подтверждаются или оспариваются выводами работы. Содержание научной работы должно позволить дать оценку имеющегося на данный период научного представления по данному вопросу, то есть работа должна содержать конкретные выводы, возможно, предложения, указывать перспективу развития и практические результаты (методического или другого характера).
Написание рефератов, курсовых и дипломных работ выступает плацдармом для формирования базы знаний в сфере будущей профессиональной деятельности, и способствуют повышению общего уровня компетентности. Трудности, возникающие у студентов при написании научных работ, могут быть индивидуально-психологического и социально-психологического характера. Необходимо зафиксировать причины и особенности возникновения таких трудностей, разработать рекомендации, которые смогут способствовать снижению количества тормозящих факторов в данном виде деятельности. Добиться высокого результата при написании научных работ возможно лишь путем объединения усилий професорско-преподавательского состава учебного заведения и самих студентов.
Необходимо заметить, что вопрос изучения трудностей в процессе выполнения начно-исследовательской деятельности в психологической науке недостаточно разработан, это подчеркивает важность и необходимость изучения данной темы.
Цель эмпирического исследования состоит в проверке данной гипотезы.
Гипотезой эмпирического исследования является предположение о том, что у студентов трудности в выполнении научно-исследовательской работы имеют ряд особенностей, а именно:
Обоснованием гипотезы являются данные о том, что что большинство учёных, занимающихся изучением процесса научной деятельности (О. В. Осетрова, [37] Велькевич Б. И. [4], Куклина Е. Н. [8] и др. ) в своих работах отдавали предпочтение рассмотрению трудностей индивидуально-психологического плана. Работы, в которых пишут о трудностях, социально-психологическим, внимания практически не уделяется, а преобладают те, которые выражают личное отношение человека к объективным сложностям и проблемам данного вида деятельности.
Хотя, научные работы выполняются студентами под началом научного руководителя, не смотря на это, преимущественно носят индивидуальный характер. Выполнение данной деятельности студентом осуществляется самостоятельно. Научный руководитель может лишь вносить поправки и коррективы в процессе написания работы, а ответственность за результат в любом случае лежит на студенте.
Вероятно, в целом, не будучи заинтересованы в науке (А. Е. Володарская) [13] студенты будут рационализовать свои трудности, а кроме того, осмысливать их, исходя из конкретных условий выполнения научной работы, которые в зависимости от специфики процесса обучения, многообразны. Также, при выдвижении данной гипотезы, нами были использованы результаты пилотажного исследования, в котором были выявлены значимые различия между уровнями социально-психологических трудностей [12].
В соответствии с целью работы в эмпирическом исследовании ставились и решались следующие задачи:
Базой эмпирического исследования выступили Воронежский государственный университет, Воронежский государственный аграрный университет и Воронежский государственный технический университет.
Объектом эмпирического исследования являлись студенты трёх различных вузов г.Воронежа. Общий объём выборки составил 232 человека. В исследовании приняли участие студенты 1 – 5 курсов.
Для сбора эмпирической информации реализовывался праксиметрический метод стандартизированного самоотчета, который был конкретизирован в комплексе следующих мероприятий:
Мотивы поведения людей
Процедура исследования осуществлялась в групповой форме, описанным выше комплексом методик. Бланки методик предъявлялись одновременно всем испытуемым. Программа исследования не требовала соблюдения каких-либо особых условий.
Обработка результатов по двум методикам проводилась методом контент-анализа. Нами выделены 4 основные категории, 2 из них характеризуют индивидуально-психологические трудности, а остальные 2, социально-психологические трудности, возникающие в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности. В результате определяется, какие из них есть у испытуемого. Полученные данные обеих методик, подвергались количественному и качественному анализу, относительно состава выборок и особенностей полученных результатов. Были также подсчитаны данные по методикам в целом по выборке в процентах.
Для установления различия выраженности видов трудностей использовался T-критерий Стьюдента. Он направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. С использованием критерия Стьюдента проводится сравнение средних значений. Данный критерий может использоваться для сопоставления средних значений у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Различия между индивидуально-психологическими
и социально-психологическими трудностями
в выполнении научно-
Проверка значимости различий между уровневыми показателями трудностей на эмоциональном и рациональном уровнях проводилась при помощи критерия U- Манна-Уитни. Мы определяли, представляют ли трудности на эмоционально и трудности на рациональном уровне одну и ту же популяцию, есть ли между ними различия. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Кроме того, по всем методикам нами проводился качественный анализ полученных результатов.