Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа

Краткое описание

Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 16 мая (Автосохраненный).docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. примерно 1/3 занимают социально-психологические трудности и 2/3 индивидуально-психологические;
  2. в эмоциональной сфере наиболее выражен мотивационный уровень, на втором месте по выраженности находится методический уровень трудностей, далее следует коммуникационный и наименее выраженным является информационный уровень;
  3. таким образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы о том, что у студентов трудности в выполнении научно-исследовательской работы имеют ряд особенностей, а именно:
  4. индивидульно-психологические трудности преобладают над социально-психологическими;
  5. рациональной сфере студентов характерны трудности коммуникационного, информационного, методического и мотивационного уровней; в эмоциональной сфере преобладают трудности мотивационного уровня. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Смысл научно-исследовательской деятельности состоит в приобретении студентами навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки, являются необходимы не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.

Научная работа является студенческим квалификационным исследовательско-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

В связи с тем, что большая  часть деятельности при написании научной работы, выполняется студентом самостоятельно, в процессе этой работы неизбежно возникают затруднения. Ряд трудностей, носящих технический характер и связанных с правилами оформления работы, легко преодолимы. Студенту достаточно прочесть методические рекомендации, посоветоваться со студентом старшего курса или научным руководителем, просмотреть уже написанные ранее работы других исследователей.

Трудности же индивидуально-психологического характера, связанные с отсутствием умений и навыков студентов к анализу и синтезу, формулированию выводов, постановке проблем, не так легко разрешимы. У студента возникают чувства страха и паники из-за перспективы не справиться с работой, беспомощности из-за иллюзорного восприятия невозможности обработать большой объем информации и нехватки времени. Соответственно, у студентов складывается определенное отношение к процессу написания научно-исследовательской работы. В дальнейшем, обычно данное положение вещей лишь усложняется и ситуация усугубляется.

Чем легче и спокойнее для студента на начальном этапе обучения проходит научно-исследовательская деятельность, тем более положительное отношение формируется у учащихся к этому виду деятельности. Если человек изначально (на начальных курсах) выбирает компетентного научного руководителя, способного на конструктивную критику, в таком случае трудностей возникает на порядок меньше. Проблемные вопросы быстро и успешно разрешаются. В последствии, студент уже знает, где можно найти недостающую информацию, ведь у него есть опыт написания подобных работ.

Отметим, что по результатам  проведённого исследования, примерно 1/3 занимают социально-психологические трудности и 2/3 индивидуально-психологические среди общего числа трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы. В эмоциональной сфере наиболее выражен мотивационный уровень, на втором месте по выраженности находится методический уровень трудностей, далее следует коммуникационный и наименее выраженным является информационный уровень трудностей.

Выдвинутая нами гипотеза о преобладании индивидуально-психологических трудностей над социально-психологическими нашла свое подтверждение.

Для снижения количества трудностей в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности у студентов, путем объединения усилий профессорско-преподавательского состава и самих студентов в данной работе были предложены рекомендации:

  1. для профессорско-преподавательского состава:
  • проводить мероприятия, по оптимизации учебного процесса в вузе, с учетом реальных интересов и потребностей студентов;
  • включать интересы студентов в рамки учебных занятий и разнообразных обучающих форм, таких как курсовых и дипломные проекты;
  • построение процесса обучения на основе проблемного метода;
  • стимулирование самостоятельной работы студентов над профессиональными задачами.

 

  1. для студентов:
  • развивать профессиональную рефлексию и идентификацию;
  • формировать у себя представления перспективы развития изучаемой профессии и её роли в решении практических задач.

В заключении следует сказать, что данное исследование может быть дополнено новыми данными на основе увеличения выборки. Кроме того, в составе выборки выделить и рассмотреть разные возрастные группы.

В качестве перспектив исследования данного направления можно говорить о выявлении и изучении динамики трудностей в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности. Нам кажется достаточно перспективным рассмотрение различий между трудностями в выполнении научных работ у студентов младших и старших курсов, а а также выявление подобных трудностей у состоявшихся учёных-исследователей.

Одной из прогрессивных задач в дальнейшем, является разработка методов, позволяющих изучить особенности трудностей, индивидуально_психологического и социально-психологического плана, возникающих у студентов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
  3. Акопов Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. – М. : МПСИ ; Флинта, 2000. – 296 с.
  4. Алешин Л. И. Представления студентов гуманитарного профиля о будущей профессии / Л. И. Алешин // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. – Самара : СГАКИ, 2003. –

С. 147–151.

  1. Аллахвердян А. Г. Психология науки : учеб. пособ. / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998. – 312 с.
  2. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М. : Аспект-Пресс, 2002. 286 с.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
  4. Ансимова Н. П. Специфика научно-исследовательской работы студентов и аспирантов педагогического вуза / Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 87–91.
  5. Белинская Е. П. Социальная психология : Хрестоматия / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 475 с.
  6. Битянова М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2008. – 368 с.
  7. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов / А. А. Вербицкий и др. // Высш. образование в России. – 1995. – № 2. – С. 137–145.
  8. Вертушкина Н. И. Социально-психологические трудности в написании курсовой работы у студентов гуманитарных специальностей: курсовая работа по специальности 030301 Психология. – Воронеж : ВГУ, 2011. – 47 с.
  9. Володарская Е. А. Социально-психологическое содержание представлений о современной российском ученом / Е. А. Володарская // Психол. журн. – 2002. – Т. 23, № 4. –  С. 60-65.
  10. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании / И. П. Волков. Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. – 88 с.
  11. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии. – 488 с.
  12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
  13. Гайдар К. М. Изучение динамики социально-психологического развития студенческих групп. Методические указания для аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации / К. М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 1995. – 16 с.
  14. Гайдар К. М. Субъектный подход к психологии малых групп : история и современное состояние : монография / К. М. Гайдар. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. – 160 с.
  15. Гехтляр С. Я. О стандартах как составляющих научно-исследовательской работы студента вуза: за и против / С. Я. Гехтляр // Вестник Брянского госуниверситета. – 2008. – №1. – С. 84–89.
  16. Гиссен Л. Д. Время стрессов / Л. Д. Гиссен. – М. ФиС: , 1990. – 240 с.
  17. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
  18. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособ. / Л. А. Григорович. – М. : Гардарики, 2004. – 192 с.
  19. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 208 с.
  20. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособ. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск : Харвест, 2006. – 416 с.
  21. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
  22. Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 208 с.
  23. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
  24. Кон И. С. Психология юношеского возраста : Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1979. – 175 с.
  25. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 318 с.
  26. Лисова Е. Н. Мотивационные основы научно-исследовательского компонента профессионального становления студентов-психологов : дис. канд. психол. наук по спец. 19.00.07 – педагогическая психология / Екатерина Николаевна Лисова. – Воронеж, 2008. – 222 с.
  27. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1999. – 350 с.
  28. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 512 с.
  29. Мезенцева И. А. Особенности динамики научно-исследовательской активности будущих педагогов в период обучения в вузе / И. А. Мезенцева // Вестник Брянского госуниверситета. – 2008. – №1. – С. 95–98.
  30. Методические рекомендации оформлению письменных работ : для студентов Филиала Северо-Западной академии государственной службы в городе Твери. – Тверь : ТФ СЗАГС, 2008. – 35 с.
  31. Методическое пособие по выполнению курсовых и дипломных работ по социологии / сост. Н. А. Головин; рец. Н. Г. Скворцов и др. – СПб : СПбГУ, 1996. – 25 с.
  32. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов // В 3 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – 608 с.
  33. Осетрова О. В. Формирование системы взаимосвязи дидактических целей научной подготовки аспирантов с организационно-педагогическими мероприятиями / О. В. Осетрова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №5 (2). – С. 379–382.
  34. Правила написания курсовых и дипломных работ студентами всех специальностей и специализаций института психологии. – М. : РГГУ, 2007. – 24 с.
  35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 320 с.
  36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2000. – 712 с.
  37. Сосновчик Н. В. Курсовая работа : методические рекомендации по выполнению / Н. В. Сосновчик, О. В. Шейнкер. – СПб. : СЗФ ГУ ВПО Минюста России, 2010. – 24 с.
  38. Социальная психология / под ред. А. Л. Журавлева. – М. : Per Se, 2002. – 351 с.
  39. Харченко М. А. Корреляционный анализ : учеб. пособие для вузов / М. А. Харченко. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 30 с.
  40. Харченко М. А. Теория статистического вывода : учеб. пособие для вузов / М. А. Харченко. – Воронеж : ВГУ, 2008. - 80 с.
  41. Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики / 
    В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – М. : Феникс, 2006. – 480 с.
  42. Шорохова Е. В. Проблема сознания в психологии и естествознании / Е. В. Шорохов. – М. : Знание, 1961. – 363 с.
  43. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. – М. : Просвещение, 1994. – 354 с.

 

 

 Факультет ___________________   Специальность _______________

Курс ___    Группа____

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Инструкция: В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности мне тяжело … (отобразите эти трудности на рисунке).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Инструкция: опишите, пожалуйста, трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности.


Информация о работе Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы