Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- примерно
1/3 занимают социально-психологические
трудности и 2/3 индивидуально-психологические;
- в эмоциональной
сфере наиболее выражен мотивационный
уровень, на втором месте по выраженности
находится методический уровень трудностей,
далее следует коммуникационный и наименее
выраженным является информационный уровень;
- таким
образом, можно говорить о подтверждении
выдвинутой нами гипотезы о том, что у
студентов трудности в выполнении научно-исследовательской
работы имеют ряд особенностей, а именно:
- индивидульно-психологические
трудности преобладают над социально-психологическими;
- рациональной
сфере студентов характерны трудности
коммуникационного, информационного,
методического и мотивационного уровней;
в эмоциональной сфере преобладают трудности
мотивационного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл научно-исследовательской деятельности
состоит в приобретении студентами навыков
самостоятельного решения практических
проблем с научных позиций и письменного
изложения полученных результатов. Такие
навыки, являются необходимы не только
академическим ученым и исследователям,
но и всем, кто желает посвятить себя любой
интеллектуальной профессии.
Научная работа является студенческим
квалификационным исследовательско-научным
произведением, посвященным самостоятельной
разработке избранной проблемы. Она обладает
всеми чертами научного произведения:
в ней четко сформулированы проблема и
исследовательские вопросы, обоснована
их актуальность, изложена степень изученности
проблемы, состояние ее исследования;
она выполняется на основе знакомства
с теоретическими подходами к проблеме,
использования методологических знаний;
содержит научные выводы, имеющие значение
для дальнейших исследований проблемы
и, таким образом, носит целостный, однородный
и завершенный характер.
В связи с тем, что большая
часть деятельности при написании научной
работы, выполняется студентом самостоятельно,
в процессе этой работы неизбежно возникают
затруднения. Ряд трудностей, носящих
технический характер и связанных с правилами
оформления работы, легко преодолимы.
Студенту достаточно прочесть методические
рекомендации, посоветоваться со студентом
старшего курса или научным руководителем,
просмотреть уже написанные ранее работы
других исследователей.
Трудности же индивидуально-психологического
характера, связанные с отсутствием умений
и навыков студентов к анализу и синтезу,
формулированию выводов, постановке проблем,
не так легко разрешимы. У студента возникают
чувства страха и паники из-за перспективы
не справиться с работой, беспомощности
из-за иллюзорного восприятия невозможности
обработать большой объем информации
и нехватки времени. Соответственно, у
студентов складывается определенное
отношение к процессу написания научно-исследовательской
работы. В дальнейшем, обычно данное положение
вещей лишь усложняется и ситуация усугубляется.
Чем легче и спокойнее для студента
на начальном этапе обучения проходит
научно-исследовательская деятельность,
тем более положительное отношение формируется
у учащихся к этому виду деятельности.
Если человек изначально (на начальных
курсах) выбирает компетентного научного
руководителя, способного на конструктивную
критику, в таком случае трудностей возникает
на порядок меньше. Проблемные вопросы
быстро и успешно разрешаются. В последствии,
студент уже знает, где можно найти недостающую
информацию, ведь у него есть опыт написания
подобных работ.
Отметим, что по результатам
проведённого исследования, примерно
1/3 занимают социально-психологические
трудности и 2/3 индивидуально-психологические
среди общего числа трудностей у студентов
в выполнении научно-исследовательской
работы. В эмоциональной сфере наиболее
выражен мотивационный уровень, на втором
месте по выраженности находится методический
уровень трудностей, далее следует коммуникационный
и наименее выраженным является информационный
уровень трудностей.
Выдвинутая нами гипотеза
о преобладании индивидуально-психологических
трудностей над социально-психологическими
нашла свое подтверждение.
Для снижения количества трудностей
в процессе выполнения научно-исследовательской
деятельности у студентов, путем объединения
усилий профессорско-преподавательского
состава и самих студентов в данной работе
были предложены рекомендации:
- для профессорско-преподавательского состава:
- проводить мероприятия, по
оптимизации учебного процесса в вузе,
с учетом реальных интересов и потребностей
студентов;
- включать интересы студентов
в рамки учебных занятий и разнообразных
обучающих форм, таких как курсовых и дипломные
проекты;
- построение процесса обучения
на основе проблемного метода;
- стимулирование самостоятельной
работы студентов над профессиональными
задачами.
- для студентов:
- развивать профессиональную
рефлексию и идентификацию;
- формировать у себя представления
перспективы развития изучаемой профессии
и её роли в решении практических задач.
В заключении
следует сказать, что данное исследование
может быть дополнено новыми данными на
основе увеличения выборки. Кроме того,
в составе выборки выделить и рассмотреть
разные возрастные группы.
В качестве
перспектив исследования данного направления
можно говорить о выявлении и изучении динамики трудностей
в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности. Нам
кажется достаточно перспективным рассмотрение
различий между трудностями в выполнении
научных работ у студентов младших и старших
курсов, а а также выявление подобных трудностей
у состоявшихся учёных-исследователей.
Одной
из прогрессивных задач в дальнейшем,
является разработка методов, позволяющих
изучить особенности трудностей, индивидуально_психологического
и социально-психологического плана, возникающих
у студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г. С. Возрастная психология
/ Г. С. Абрамова. – М. : Издательский центр
«Академия», 1999. – 672 с.
- Абульханова К. А. Психология
и сознание личности (Проблемы методологии,
теории и исследования реальной личности)
: Избранные психологические труды / К. А. Абульханова.
– М. : Московский психолого-социальный
институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК»,
1999. – 224 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология
образования / Г. В. Акопов. – М. : МПСИ ; Флинта,
2000. – 296 с.
- Алешин Л. И. Представления студентов
гуманитарного профиля о будущей профессии
/ Л. И. Алешин // Вуз культуры и искусств
в образовательной системе региона. –
Самара : СГАКИ, 2003. –
С. 147–151.
- Аллахвердян А. Г. Психология
науки : учеб. пособ. / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова,
А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. – М. : Московский
психолого-социальный институт : Флинта,
1998. – 312 с.
- Андреева Г. М. Зарубежная социальная
психология ХХ столетия / Г. М. Андреева,
Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М.
: Аспект-Пресс, 2002. 286 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология
/ Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. –
375 с.
- Ансимова Н. П. Специфика научно-исследовательской
работы студентов и аспирантов педагогического
вуза / Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический
вестник. – 2009. – № 3. – С. 87–91.
- Белинская Е. П. Социальная
психология : Хрестоматия / Е. П. Белинская,
О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-Пресс,
2003. – 475 с.
- Битянова М. Р. Социальная психология
/ М. Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2008. – 368
с.
- Вербицкий А. А. Самостоятельная
работа студентов / А. А. Вербицкий и др.
// Высш. образование в России. – 1995. – №
2. – С. 137–145.
- Вертушкина Н. И. Социально-психологические
трудности в написании курсовой работы
у студентов гуманитарных специальностей:
курсовая работа по специальности 030301
Психология. – Воронеж : ВГУ, 2011. – 47 с.
- Володарская Е. А. Социально-психологическое
содержание представлений о современной
российском ученом / Е. А. Володарская //
Психол. журн. – 2002. – Т. 23, № 4. – С. 60-65.
- Волков И. П. Социометрические
методы в социально-психологическом исследовании
/ И. П. Волков. Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та,
1970. – 88 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч. :
в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика,
1982. – Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии.
– 488 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений:
В 6-ти т. Т. 2-З. Проблемы развития психики
/ Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. –
368 с.
- Гайдар К. М. Изучение динамики
социально-психологического развития
студенческих групп. Методические указания
для аспирантов, слушателей факультета
повышения квалификации / К. М. Гайдар.
– Воронеж : ВГУ, 1995. – 16 с.
- Гайдар К. М. Субъектный подход
к психологии малых групп : история и современное
состояние : монография / К. М. Гайдар. –
Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. – 160
с.
- Гехтляр С. Я. О стандартах как
составляющих научно-исследовательской
работы студента вуза: за и против / С. Я. Гехтляр
// Вестник Брянского госуниверситета.
– 2008. – №1. – С. 84–89.
- Гиссен Л. Д. Время стрессов
/ Л. Д. Гиссен. – М. ФиС: , 1990. – 240 с.
- Гогунов Е. Н. Психология физического
воспитания и спорта: учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов,
Б. И. Мартьянов. – М. : Издательский центр
«Академия», 2000. – 288с.
- Григорович Л. А. Введение в
профессию «психолог» : учеб. пособ. / Л. А. Григорович.
– М. : Гардарики, 2004. – 192 с.
- Донцов
А. И. Психология коллектива (Методологические
проблемы исследования). М. : Изд-во Моск.
ун-та, 1984. – 208 с.
- Дьяченко М. И. Психология высшей
школы: учеб. пособ. / М. И. Дьяченко, Л. А.
Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск :
Харвест, 2006. – 416 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая
психология / И. А. Зимняя. – М. : Издательская
корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
- Иванова Е. М. Психологическая
системная профессиография / Е. М. Иванова.
– М. : ПЕР СЭ, 2003. – 208 с.
- Кон И.
С. Психология ранней юности / И. С. Кон.
– М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
- Кон И. С. Психология юношеского
возраста : Проблемы формирования личности.
Учеб. пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон.
– М. : Просвещение, 1979. – 175 с.
- Кричевский Р. Л. Социальная
психология малой группы / Р.Л. Кричевский,
Е. М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2001.
– 318 с.
- Лисова Е. Н. Мотивационные основы
научно-исследовательского компонента
профессионального становления студентов-психологов
: дис. канд. психол. наук по спец. 19.00.07 –
педагогическая психология / Екатерина
Николаевна Лисова. – Воронеж, 2008. – 222 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические
и теоретические проблемы психологии
/ Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1999. – 350 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология
: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. :
Питер, 2008. – 512 с.
- Мезенцева И. А. Особенности
динамики научно-исследовательской активности
будущих педагогов в период обучения в
вузе / И. А. Мезенцева // Вестник Брянского
госуниверситета. – 2008. – №1. – С. 95–98.
- Методические рекомендации
оформлению письменных работ : для студентов
Филиала Северо-Западной академии государственной
службы в городе Твери. – Тверь : ТФ СЗАГС,
2008. – 35 с.
- Методическое пособие по выполнению
курсовых и дипломных работ по социологии
/ сост. Н. А. Головин; рец. Н. Г. Скворцов и
др. – СПб : СПбГУ, 1996. – 25 с.
- Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов
// В 3 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. – Кн. 2. – 608 с.
- Осетрова О. В. Формирование
системы взаимосвязи дидактических целей
научной подготовки аспирантов с организационно-педагогическими
мероприятиями / О. В. Осетрова // Известия
Самарского научного центра Российской
академии наук. – 2010. – Т. 12. – №5 (2). – С.
379–382.
- Правила написания курсовых
и дипломных работ студентами всех специальностей
и специализаций института психологии.
– М. : РГГУ, 2007. – 24 с.
- Ремшмидт Х. Подростковый и
юношеский возраст : проблемы становления
личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. –
320 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер,
2000. – 712 с.
- Сосновчик Н. В. Курсовая работа
: методические рекомендации по выполнению
/ Н. В. Сосновчик, О. В. Шейнкер. – СПб. : СЗФ
ГУ ВПО Минюста России, 2010. – 24 с.
- Социальная психология / под ред. А. Л. Журавлева. – М. : Per Se, 2002. – 351 с.
- Харченко М. А. Корреляционный
анализ : учеб. пособие для вузов / М. А.
Харченко. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 30 с.
- Харченко М. А. Теория статистического
вывода : учеб. пособие для вузов / М. А.
Харченко. – Воронеж : ВГУ, 2008. - 80 с.
- Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики /
В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – М. : Феникс, 2006. – 480 с.
- Шорохова Е. В. Проблема сознания
в психологии и естествознании / Е. В. Шорохов.
– М. : Знание, 1961. – 363 с.
- Якунин В. А. Психология учебной
деятельности студентов / В. А. Якунин. –
М. : Просвещение, 1994. – 354 с.
Факультет ___________________ Специальность
_______________
Курс
___ Группа____
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Инструкция:
В процессе выполнения научно-исследовательской
деятельности мне тяжело … (отобразите
эти трудности на рисунке).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Инструкция:
опишите, пожалуйста, трудности, с которыми
Вы сталкиваетесь в процессе выполнения
научно-исследовательской деятельности.