Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа_Мусина.docx

— 282.75 Кб (Скачать файл)

В результате построения генограммы легко вычленялись паттерны поведения, устойчиво переходящие в поколениях. В нашей работе оказалось, что такие паттерны, во-первых – наследуются четко по женской линии, во-вторых – оказываются удивительно устойчивы, несмотря на осознаваемую деструктивность поведения, в третьих – с удручающей достоверностью – длительные конфликты с матерью ведут к соматическим заболеваниям.

ПРИМЕР: Наталья М. 34года, сохранение беременности, срок 21 неделя. В четырех поколениях семьи по женской линии – браки с алкоголиками, ранние смерти мужей или разводы после многолетних мучительных попыток «наладить жизнь, как у всех». Татьяна может вспомнить себя, начиная с 12 лет (к этому времени мать выходит замуж вторично, семья меняет место жительства и девочка идет в другую школу). На просьбу вспомнить любой эпизод из более раннего детства пациентка отвечает: «Это пьяный папа». Сама Татьяна выходит замуж в 19 лет за алкоголика (!), живет 8 лет в браке, который характеризует как «сплошной кошмар», разводится и выходит вторично замуж за «абсолютно непьющего человека из семьи алкоголиков». В новом браке проживает (на момент госпитализации) полгода. Все это время первый муж снится в кошмарах. Татьяна уточняет, что первый брак был «по большой любви, надеялась исправить мужа, но быстро поняла, что не получится». Почему терпела 8 лет – ответить не может.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Типичный пример генограммы.

На рисунке 3.1 представлена весьма типичная генограмма. В семье пациентки Натальи О. (31 лет, сохранение беременности – 35 нед.) прослеживаются тяжелые многолетние конфликты по женской линии. Отношения настолько накалены, что Анна (см. схему) не была на похоронах собственной матери – Зои. До 14 лет пациентка жила с няней. Наталья вспоминает, что во время постоянных ссор говорила: «Мама, я не запла чу, я не доставлю тебе удовольствия». В 18 лет Наталья выходит замуж, чтобы «обрести свободу». Брак длится 2 года («мама нас развела»). Новый брак считает «избавлением», с матерью почти не общается. В генограмме определяется ряд вспомогательных, но характерных паттернов: женщины выбирают мужей на несколько лет моложе себя, принимают лидирующую роль в семье, не одобряют выбор своих дочерей. Но наиболее значимым, на взгляд автора, представляется сочетание эмоций, испытываемых пациенткой по отношению к матери: раздражение и обида («как она могла так поступать со мной»), а позже – чувство вины («я – плохая, потому что не люблю свою мать»).

В примерах, подобных приведённым выше, выделялись три основные линии поведения. В первом варианте пациентка не осознавала наличия проблемы и не пыталась предпринимать сколько-нибудь целенаправленных, последовательных действий для изменения жизненной ситуации. Она считала, что такова судьба и пассивно следовала моделям поведения, принятым в данной семье. В других случаях пациентки воспринимали роль, определенную для них историческими семейными вертикалями как чужую, неудобную, но продолжали действовать в рамках этой навязанной роли, следуя пессимистичному стилю определения любых попыток изменения своих целей и функций как неудачных. Третья линия поведения предполагала отказ от предписываемых семейными правилами моделей поведения и построение собственного сценария, который формировался с конструктивных позиций, либо как антисценарий. Т. е., можно выделить три способа восприятия «генетических паттернов»:

• Присвоение – лозунг становится собственным девизом.

• Отрицание – вырабатывается собственный жизненный сценарий или антисценарий, в обоих случаях вырабатывается свой собственный девиз.

• Подчинение. Для данного случая возможны две версии построения сценариев: следование (жизнь по чужому сценарию) и пассивное сопротивление. Обе версии формируют жизнь по завету.

При построении генограмм были выделены следующие  генетические модели поведения.

Группа Fatum Паттерн тревожной привязанности, сильные связи с релевантным окружением, сопротивление автономии. Тенденции вызывать

(требовать)  заботу и защиту со стороны  других, обеспечение вторичной выгоды. Обида на близких. Повышенная раздражимость по отношению к

внешнему  миру («все меня обижают, я достойна лучшего отношения).

Соматические  жалобы как средство привлечения  внимания со стороны семьи и специалистов. Выбор медикаментозных способов лечения как основной возможности помочь себе. Тревога при принятии самостоятельных решений. Закрепление зависимых схем поведения в качестве основных адаптационных стратегий.

Группа Logic AIDS. Генетическая модель долженствования. Паттерн одностороннего разрыва отношений - дистанциирование от родителей, сведение семейных контактов к минимуму с целью избавления от давления и одновременное присвоение конструкта долженствования (вместо ты должна со стороны родителей, формируется собственное я должна со своей системой приоритетов). Высокая внутренняя тревожность (контейнирование эмоций) и, как следствие, проблемы соматического характера. Дискомфорт при переживании эмоций, ограниченное выражение любви.

Группа Norma Практическое отсутствие дисфункциональных паттернов поведения либо точки бифуркации (генетический выбор грамотных стратегий). История семьи – предмет гордости. Генограмма семьи оказалась мощным диагностическим инструментом генерирования гипотез для дальнейшего системного анализа.

 

3.2.2 Диагностика особенностей атрибутивных стилей

На основании  теста на оптимизм (см. Приложение 3. «Тест на оптимизм») и диагностических бесед определялись особенности атрибутивного стиля и наиболее устойчивые дезадаптивные или деструктивные паттерны мышления, то, что А. Бек и А. Фримен называют когнитивным сдвигом. Ниже представлены обобщенные характеристики атрибутивно-стилевых особенностей для каждой группы.

Группа Fatum в крайности относительно независимости: либо полная беспомощность, либо независимость и одиночество без градаций между этими состояниями. То же относительно своих способностей: либо пациентка считает, что делает все неправильно, являясь беспомощной, либо абсолютно права, т. е. используются стратегии мольбы, а еще чаще, требований помощи. Навязчивость поступков, демонстрирующих агрессивно-пассивное сопротивление либо жертвенная покорность судьбе, которая должна быть замечена и оплачена близкими, а так же социальными работниками Благотворительной организации – в виде помощи, благодарности, внимания.

Пассивно-агрессивная  зависимость. Показатели по шкале Ps близки к 0 – отсутствие ответственности за все происходящее, по шкале PmG – низкие – демонстративный пессимизм по временной шкале оправдывает ожидание/требование поддержки извне. Уровень оптимизма по шкале PvG – высок, но при этом демонстрируется степень некоего потенциального наличия данных качеств, но не их. Лозунг: От меня ничего не зависит».

Из табл. 3.4 (см. Приложение 3, табл. 3.4) видно, что для данной группы также присутствует корреляция в оценке хороших событий по всем шкалам, и отмечается зависимость в оценках успехов и неудач с позиций персонализации.

Группа LogicAIDS Напряженный сосредоточенный стиль мышления. Активное невнимание к новой информации или влиянию извне, если они противоречат жестким внутренним установкам, перфекционизм - «Я должна хотеть… Я должна избегать ошибок… Потеря контроля опасна…». Несовершенное решение является неправильным по определению и, являясь таковым, недопустимо. Деятельность осуществляется согласно строгим внутренним стандартам. Задачи имеют силу императива и заменяют личные желания как первичный источник мотивации. Оптимизм как механизм защиты. Гибкое взаимодействие на уровне социальных масок, комплекс отличника. Чувство юмора и самоирония (как защита). Высокие показатели по шкале персонализации – «Я за все в ответе». Достаточно высокий уровень оптимизма по широтной и временной шкалам при наличии внутреннего напряжения – «Все будет хорошо, потому что должно быть хорошо».

Анализ  корреляционных связей показал что помимо присутствующих, как и в предыдущих случаях, корреляций в оценке успеха по всем шкалам, для данной группы характерно наличие связей между оценкой успеха с позиций локализации и оценкой неуспешности по всем шкалам. Очень высок уровень взаимозависимости в объяснении причин успеха по широтной и временной шкалам.

В табл. 3.5 (см. приложение 3) приведены результаты факторного анализа атрибутивно-стилевых особенностей исследуемых. Фактор 1 объединил показатели оценки событий с позиций широты и постоянства. В фактор 2 вошли шкалы оценки хороших событий. Фактор 3 выделил уровень персонализации по плохим событиям.

Можно отметить, что для всех трех групп происходит подстраивание атрибутивного стиля под привычные схемы реагирования. Стратегии, тиражируемые в поколениях, как адаптивные, являются высокочастотными как в рутинном, так и в стрессогенном функционировании. Если предъявление таких стратегий не снимает неопределенность в коммуникации, то при переходе с уровня быстрой рефлексии к логическому анализу ситуации, человек должен признать свою постоянную неуспешность, либо выстраивать объяснительные схемы, уменьшающие когнитивный диссонанс. Именно последняя коммуникативная модель и является характерной для основной выборки:

• дисфункциональные модели поведения требуют оправдания – формируется рациональное объяснение применяемых (как адаптивные) стратегий.

• стиль объяснения, становясь привычным, автоматическим, сохраняет поведенческий инструментарий.

• в процессе принятия решений происходит, по сути, выбор из одного – одна конструктная схема срабатывает при воздействии различных стрессоров.

Группа Norma Группа отличается от остальных высокой обучаемостью и большим набором моделей поведения, демонстрируя спокойный оптимизм по всем шкалам теста и чувство юмора. Лозунг: Человек – кузнец своего счастья». Отсутствие фундаментальной ошибки атрибуции, принятие реальности так как есть позволяет этой группе гибко и адекватно реагировать на изменение внешних условий, успешно адаптироваться.

Из табл. 3.4 (см. приложение 3) видно, что для данной выборки присутствует корреляция в оценке успехов и неудач для каждой шкалы (при оценке персонализации – уровень тенденции и положительная связь, для остальных шкал – уровень корреляции и отрицательная связь). Определена также взаимосвязь в оценке успешности с позиций широты и постоянства. Количество и уровень корреляционных связей ниже, чем у основной выборки.

 

3.2.3. Измерение формально-динамических характеристик

В табл. 3.5 (см. приложения 3) приведены результаты факторного анализа корреляционных связей исследуемых атрибутивно-стилевых особенностей. Фактор 1 объединил показатели широты и постоянства для хороших событий. Фактор 2 выделил персонализацию в оценке успеха и временную шкалу хороших событий. Фактор 3 – показатель персонализации в оценке неудачи. Измерение формально-динамических характеристик на основании анализа данных, полученных с применением ОФДСИ В. М. Русалова, можно отметить обобщенные темпераментальные особенности пациенток по группам. Гистограммы формально-динамических свойств для каждой группы представлены на рис. 3.7; 3.8 и 3.9 (см. Приложения).

Группа Fatum Нежелание физического напряжения, общая двигательная пассивность. Невысокая пластичность, вязкость движений. Средняя скоростьмоторно-двигательных операций. Преобладание низких значений в области психомоторной активности. Отсутствие беспокойства в случае некачественного выполнения физической работы.

Средний уровень интеллектуальных возможностей, вязкость, ригидность мышления, стереотипный подход к решению проблем, средняя скорость умственных процессов. Высокая чувствительность по поводу расхождения между ожидаемыми и реальными результатами, беспокойство по поводу задач, связанных с умственным напряжением. Повышенная эмоциональность в когнитивной области. Высокая потребность в общении, тяга к обеспечению прочных связей с окружением. Ограниченный набор коммуникативных программ, стремление к поддержанию однообразных контактов. Низкая пластичность в коммуникативной сфере. В остальном – преобладают средние значения параметров. На гистограммах видны корреляции между эргичностью в психомоторной сфере и показателями в когнитивной сфере. Существуют также связи между показателями пластичности в разных сферах, и определено соотнесение показателей пластичности и скорости в когнитивной и коммуникативной сферах. Фактор 1 объединил показатели эмоциональности. Фактор 2 – фактор скоростных и коммуникативных показателей. В Фактор 3 вошли активностные свойства эргичности в коммуникативной и интеллектуальной сферах. Фактор 4 – фактор пластичности в психомоторной и интеллектуальной сферах.

Группа LogicAIDS. Высокая потребность в движении, широкая сфера психомоторной активности, высокая мышечная работоспособность, жажда психомоторной деятельности. Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, плавность движений. Высокий темп в различных видах двигательной активности, высокая чувствительность к недостаткам в работе. Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокая способность к обучению, легкость умственного побуждения, нормальная гибкость мышления, высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Очень высокая чувствительность при сравнении результата действия с акцептором. Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Нормальная пластичность при коммуникации, легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности. Высокая ранимость при неудачных социальных контактах, ощущение беспокойства в процессе социального

взаимодействия. Гистограммы (см. приложения, рис. 3.7; 3.8 и 3.9) показывают значимое смещение в область высоких значений для показателей эргичности, скорости и эмоциональности, а также – высокий психомоторный темп. Корреляционные связи существуют между эргичностью в когнитивной сфере и показателями пластичности и скорости в коммуникативной сфере. Достаточно высок уровень корреляции между показателями скорости в различных сферах. Наличествует зависимость между уровнем пластичности в коммуникативной и психомоторной сферах. Фактор 1 –объединил когнитивную активность с показателями скорости в когнитивной и коммуникативной сферах. Фактор 2 – фактор эмоциональности, фактор 3 объединил активностные шкалы в коммуникативной сфере. В фактор 4 вошли активностные свойства, описывающие психомоторную сферу поведения.

Группа Norma Высокая двигательная активность и хорошие когнитивные показатели. Высокая пластичность. В эмоциональной сфере – нормальные показатели чувствительности к неудачам в работе, спокойное отношение к различным версиям развития коммуникативных отношений.

Для этой группы характерны высокие значения параметров в областях активности, пластичности и скорости при сохранении средних показателей в эмоциональной сфере. Выявлены корреляционные связи в следующих областях: эргичность и пластичность в когнитивной сфере соотносится со скоростными показателями, а скорость в психомоторной сфере имеет значимый уровень корреляции со всеми показателями эргичности и пластичности. Отмечены также уровни корреляции между показателями в коммуникативной и когнитивной сферах. Высокий уровень корреляции отмечен между показателями эмоциональности во всех областях. Существует взаимосвязь психомоторной активности и скорости в коммуникативной сфере. Фактор 1 – фактор интеллектуальной активности. Фактор 2 – фактор эмоциональности, фактор 3 объединил активностные шкалы в коммуникативной сфере. В фактор 4 вошли активностные свойства, описывающие психомоторную сферу поведения.

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности