Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

4.Далее, протагонист может  выйти из разыгрываемой ситуации  и реконструировать ее по своему  желанию, помещая членов своей  семьи и самого себя в отношения, которые он предпочел бы тогда  иметь.

5.Позвольте группе обменяться  своими чувствами и мыслями  с протагонистом, которые возникли  у них в процессе наблюдения  за сценой, а затем позвольте "дополнительному  Я" обменятся ролями.

Вариации

Это упражнение может выполняться в связи разными ситуациями, в которых протагонист чувствовал, что не может открыто выразить свои мысли и чувства. Идея состоит в том, чтобы та невыраженная реальность, которая была весьма значимой, но не понятой, получила голос. В дисфункциональных семьях та реальность, которую человек видит своими глазами, и то, что он ощущает, в значительной степени отличаются друг от друга. Когда две реальности не совпадают, человеку начинает казаться, что он "сходит с ума", и он начинает сомневаться в собственном восприятии. В дисфункциональных семьях всячески подчеркивается необходимость делать вид, что все хорошо; чем слабее семья, тем шире разрыв между тем, как семья выглядит, и тем, что она реально чувствует. В этом упражнении мы "даем голос" этому разрыву и добиваемся некоторого понимания того, что происходит в смутной области чувств.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

Цель упражнения выявить родительскую проекцию, или включенного родителя, и идентифицировать слепые пятна в интрапсихических отношениях с родителем.

Последовательность шагов:

1.Начните с короткого  направленной стимуляции воображения, когда вы просите участников  вчувствоваться в те характеристики  родителей, которые, как им кажется, они несут в себе. Речь может  идти о тех аспектах личности, которые пугают их, или заставляют  страдать, или напротив аспектах, которые заставляют их чувствовать  себя хорошо.

2.Попросите членов группы  за две-три минуты "показать" одного из своих родителей. Все, что приходит в голову.

3.После того, как каждый, кто вызвался это сделать, "покажет" своего родителя, выделите некоторое  время для обсуждения этого  показа.

4.Предложите членам группы  еще раз выполнить это упражнение, если они вызовутся, с тем же  или другим родителем.

5.Затем попросите группу  обменяться своими мыслями и  чувствами, которые они вынесли  из второго раунда показа. Что  они пережили, выполняя это упражнение  еще раз?

6.Некоторые члены группы  могут выразить желание использовать  это упражнение как "разогрев" к психодраме, посвященной их  родителям. Для этого они могут  выбрать среди членов группы  исполнителей роли их родителей, или сами решат сыграть эту  роль и выбрать еще кого-нибудь  сыграть их самих или других  людей на сцене.

Вариации

В любой момент эти маленькие эпизоды могут перерасти в более объемные сцены, при условии, что протагонист захочет пойти этим путем, и это получит одобрение группы. Это полезно для всех членов группы, поскольку мы все в той или иной степени несем личностные проекции своих родителей внутри себя. Проигрывание проекций позволяет нам взглянуть на то, что мы интериоризировали, и отнестись к ним критически или одобрительно.

Еще один вариант может состоять в том, чтобы взглянуть на жизненную ситуацию "как родитель", дабы понять то, как родители думают. Это можно сделать вербально или психодраматически с помощью интервью. Просто опишите ситуацию, разыграйте сцену или используйте иную ранее упоминавшуюся технику.

СЕМЕЙНЫЕ ПОТЕРИ

Цель упражнения прикоснуться к тому, что семья как единое целое потеряла, и идентифицировать потери таким образом, чтобы они были проработаны.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  группы приготовить ручку и  бумагу.

2.Отведите некоторое время  для направленного воображения, так чтобы участникам удалось  погрузиться: во-первых, в свою родительскую  семью, и, во-вторых, в проблемы, которые  они ощущают как потери.

3.Скажите: "На листке  бумаги позвольте высказаться  вашему внутреннему голосу, возможно  голосу ребенка, сохранившемуся  внутри вас. Опишите отдельным  словом или фразой, что этот  ребенок потерял".

4.Если вы работаете  с группой, вы можете структурировать  психодраму вокруг любой из  этих ситуаций. Наряду с тем, что  было потеряно, участники могут  обсудить и то, что они хотели  бы изменить в своем детстве.

5.Попросите участников  обсудить с группой или с  терапевтом все возникшие у  них чувства.

Вариации

Если вы работаете с большой группой и не хотите проводить психодраму, вы можете разбить ее на пары или группы из трех или четырех человек и обсудить свои записи, после чего вернуться в большую группу и продолжить шэринг.

Если вы используете это упражнение в индивидуальной терапии, проиграйте все чувства со своим клиентом. Вы можете поставить пустые стулья для репрезентации действующих лиц и поговорить с ними.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Цель упражнения выявить то, что было хорошего в детстве человека и определить те места и людей, от которых исходило это хорошее.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  группы приготовить ручку и  бумагу.

2.Попросите участников  схематически изобразить себя  в детстве любым способом, который  им покажется выразительным.

3.Скажите: "Вспомните позитивные  послания, которые вы услышали, или  почувствовали, когда были детьми".

4.Скажите, "Запишите эти  послания в любом месте на  листе бумаги. Рядом с посланием  напишите, от кого оно исходило, включая вас самих".

5.Наконец, "Обсудите это  с доверенным лицом или с  группой, или выберете исполнителя  роли, чтобы произнести эти послания  лицу в любой приемлемой для  вас форме".

Вариации

Мы все усваиваем позитивные послания о нас - и, хотя необходимо получить доступ к негативным посланиям, в равной степени важно выявить и положительные послания, которые представляют собой часть нашего бессознательного "Я". Положительное восприятие себя самого представляет собой жизненно необходимое условие нашего хорошего самочувствия.

ЛИЧНЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТАЛАНТЫ

Цель упражнения понимание и выявление наших сильных сторон и талантов и толерантности к чувствам, которые возникают при осознании наших положительных качеств, а также взять ответственность за хорошие качества и работа над ними, а также сфокусироваться на них.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить ручку и бумагу.

2.Сажите: "Мы все обладаем  качествами, которые считаем положительными. Мы иногда сосредотачиваемся  на негативных сторонах и забываем  о своих хороших качествах, которые  мы унаследовали и развили. Перечислите  некоторые из этих основополагающих  качеств, которые вы пронесли  через свою жизнь, и которые  дают вам силы для изменения  и перестройки в будущем".

3.Попросите участников  выбрать любого человека в  их жизни, от которого они хотели  бы получить письмо с положительной  оценкой собственной личность, где  содержалась бы благодарность  за их силу и помощь, и признание  их хороших качеств. Попросите  их написать это письмо самим  себе, как будто они были этим  лицом.

4.Попросите участников  обсудить это письмо с группой  или доверенным лицом, или разбившись  на пары. Можно попросить участников  выбрать кого-нибудь в группе, кто хотел бы, чтобы письмо  было прочитано ему. Протагонист  может также выбрать кого-то, кто  сыграл бы его самого, когда  он будет читать свое письмо, исполняя роль "дополнительного  Я".

5.Вернитесь в большую  группу и проведите шэринг.

Вариации

Если это упражнение выполняется в индивидуальной работе, письмо может быть обсуждено и проработано с терапевтом. Вы можете также построить психодраму с пустыми стульями или "дополнительными Я", представляющими позитивные качества клиента. Вы можете попросить участников поговорить с "этим положительным качеством" и поменяться ролями с ним, выступая от имени этого качества.

СЕМЕЙНЫЕ БОГИ.

Цель упражнения найти игровой способ для идентификации семейных идеалов и посмотреть, какую роль играют идеалы в жизни отдельного человека.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить бумагу или цветные  ручки или карандаши.

2.Скажите: "Закройте глаза  и вспомните те моменты, которые  идеализировались вашей семьей: работа, популярность, мозги, успех, физическая  сила, красота, власть, неизменная жертвенность, неудача и пр.".

3.Продолжите: "Сейчас, используя  символы, слова или разные цвета, изобразите или опишите различных  богов и божков, которым поклонялась  ваша семья".

4.Продолжите: "Рядом с  тем, что вы написали, попытайтесь  определить, кто был хранителем  каждого идеала, - чья задача состояла  в том, чтобы проводить в жизнь  определенный идеал или репрезентировать  интересы семьи, воплощая эти  характеристики. Возможно, носителем  того или иного идеала служила  одна личность, а возможно несколько. Запишите их имена в соответствующих  местах".

5.Продолжите: "Далее, определите, как вы лично относились к  каждому идеалу, какую роль он  сыграл в вашей жизни?"

6.Попросите участников  обсудить полученные диаграммы  и свои чувства в маленькой  группе или с другим лицом. Кроме того, вы можете провести  психодраму, используя членов группы  или пустые стулья для исполнения  различных ролей.

Вариации

Семьи часто приписывают определенную функцию или роль своим членам. В деструктивных семьях подобные идентификации становятся чрезмерно фиксированными, и их члены начинают чувствовать себя носителями определенных качеств. В семье отсутствует достаточная гибкость в смене отдельных стадий и ролей естественным путем. Поскольку члены семьи пытаются сохранить ситуацию стабильной и избежать хаоса, она становится фиксированной.

ДНЕВНИК "СЕМЕЙНЫХ БОГОВ"

Цель понять, каковы были главные устремления семьи, и обменяться ролями с другими членами семьи игровым и занимательным способом.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  вначале выполнить предыдущее  упражнение "Семейные боги и  божки".

2.Попросите их сделать  запись в "дневнике" с точки  зрения каждого бога и божка. Пишите от первого лица в  шутливом тоне: "Я божок красоты  и я живу в мечтах Маши. Она  поклоняется мне с помощью  журналов, клипов, групп и пр.".

3.Участники могут обсудить  эти записи парами, маленькими  группами или всей группой, если  захотят.

Вариации

Каждый участник может выбрать одного божка, чтобы создать его портрет. Он может представить себя группе любым способом. Протагонист может использовать пустой стул, чтобы представить себя группе от имени божка, встать перед стулом и выразить свое отношение к "данной персоне" на стуле. После этого может быть произведен обмен ролями.

ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПСИХОДРАМЫ

Цел упражнения понять своих родителей и их эмоциональные проявления, играя в их жизнь, и выявить межпоколенческие черты, которые передаются от родителей ребенку.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  поделиться своими чувствами  относительно жизни своих родителей, выбрав те моменты для обсуждения, которые они считают особенно  острым. Попросите их обратиться  к тому, что, по их мнению, стало  незаконченным делом их родителей. Далее попросите их обратить  внимание на те аспекты этого "незаконченного дела", которые  особенно на них повлияли, - либо  потому что они несут родительскую  боль, либо потому что они интериоризировали  некоторые характерологические  черты этого родителя. Вы можете  также использовать упражнение "Родительские  тени" в качестве "разогрева".

2.Попросите участников  пригласить члена группы, который  достаточно "разогрет" для исполнения  его роли (или используйте пустой  стул), когда он сам играет роль  родителя. Затем выберите из членов  группы исполнителей других участников  разыгрываемой сцены.

3.По ходу развития родительской  психодрамы просите протагониста  обмениваться ролями с другими  ее участниками.

4.Потагонист должен закончить  сцену в любой момент, когда  он почувствует, что она закончена. Вы можете предложить протагонисту, исполняющему роль одного из  родителей, повести себя так, как  протагонисту хотелось бы, чтобы  родитель вел себя в его  детстве, и выделить время для  корректирующего опыта. Здесь полезным  был бы обмен ролями.

5.Предоставьте достаточно  большое время для шэринга.

Комментарии

Проигрывание психодрамы родителя дает возможность клиенту почувствовать, какой жизнью жили родители. Возникает много возможностей для понимания родителя, прощения и освобождения от застарелых травм. Гораздо эффективнее разыграть тень родителя на сцене, чем в жизни. Эта игра также помогает клиенту пройти стадию индивидуализации \ отделения. Тот же процесс может быть осуществлен для дедушки или бабушки, сиблинга или кого-то еще, кто оказал значительное влияние на жизнь клиента.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях