Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

На особенности избираемых терапевтом техник влияют не только особенности семьи, но и динамика терапевтического процесса. Так, на начальном этапе работы терапевт оценивает выраженность семейной дисфункции, изучает родительскую семью, выясняет особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи, а также определяет эмоциональный возраст каждого ребенка. При этом он уделяет особое внимание переживаниям членов семьи во время интервью. Гораздо большее внимание, чем в других подходах, в семейной психотерапии, основанной на опыте, уделяется динамике терапевтического процесса. Хотя сторонники подхода не склонны действовать систематически, всё же тщательное изучение их работы показывает наличие у них терапевтических стратегий. Эти стратегии включают ряд неструктурированных техник (фантазий, аффективных конфронтаций и абсурдизации), а также структурированных техник, (скульптура, хореография семьи и др.).

Так, на начальном этапе они придерживаются определенной схемы вмешательства: проводя интервью, они защищают выбранную структуру терапии и собственную инициативу в процессе ее проведения. Таким образом, психотерапевты дают членам семьи понять, "кто здесь главный".

На промежуточном этапе психотерапевт все больше сближается с семьей. Чувствуя принятие, члены семьи начинают прорабатывать волнующие их вопросы. Здесь применяются техники, способствующие прерыванию "негативной" семейной динамики, такие как "новое определение симптома", "предложение фантастических альтернатив" и "аффективная конфронтация" (К. Витакер).

На заключительном этапе члены семьи становятся более самостоятельными, и психотерапевт (как умный родитель) начинает постепенно "отпускать" их, отдаляться от семьи. Члены семьи больше общаются друг с другом. Это указывает на необходимость завершения психотерапии.

Использование эмпатических техник во время психотерапевтических сессий дает каждому члену семьи возможность полностью реализовать свой потенциал. Психотерапевт в ее системе работает "всей своей личностью". Он показывает пример личностного роста, служит источником ресурсов для развития конгруэнтной коммуникации в семье. С целью улучшения семейной коммуникации, психологи специально работают с различными паттернами взаимодействия членов семьи. При моделировании коммуникации стремятся объединять людей не на почве гнева, взаимных обвинений и враждебности, но на почве разочарования, боли и надежды" (Хоффман). Так, в случае неясного сообщения, сделанного одним из членов семьи, проясняют его смысл и устанавливают правила коммуникации. Назовем основные из этих правил, разработанные Вирджинией Сатир:

1. Членам семьи следует  говорить о своих мыслях и  чувствах от первого лица.

2. Каждому члену семьи  предлагается занять "я" - позицию. Для этого они используют "Я" - утверждения, которые указывают  на то, что члены семьи несут  ответственность за себя ; способствуют  выражению своих чувств другими  людьми и примиряют с различиями  во взглядах.

3. Каждый должен ориентироваться  на уровень понимания других  членов семьи. Все элементы сообщения  должны быть сонаправлены: слова, выражение лица, положение тела  и тон голоса.

Техники, разработанные в терапии, основанной на опыте, имеют много общего с психодрамой и гештальттерапией. Важнейшими приемами являются использование терапевтом собственного поведения в качестве модели, техника "скульптура семьи" и ее различные модификации ("хореография семьи", "работа с куклами").

Особую популярность в отечественной практике семейного консультирования приобрели два метафорических приема, разработанных в данном подходе семейной терапии: семейная скульптура и работа через метафорический предмет. Остановимся на каждом из них подробнее.

1) техника "Скульптура  семьи - представляет собой метафорическое  отражение позиций членов семьи  по отношению друг к другу, а также дистанции между ними  и динамики взаимоотношений. Внешне  она напоминает психодраму Якоба  Морено, где члены семьи разыгрывают  привычные семейные роли, но по  своей сути близка к парадоксальному  предписанию, поскольку зачастую  представляет взаимоотношения между  членами семьи и их эмоции  в гротескной форме.

Применяя эту технику (последователи Сатир нередко называют ее "расстановкой семьи") необходимо физически поместить каждого из членов семьи на подобающее ему место в живой скульптуре, так чтобы другие члены семьи могли его видеть. Место каждого соответствует выполняемой им в семье роли. Пространство служит метафорой близости или отдаленности, символически отображая границы системы. При этом членам семьи предлагается демонстрировать свои эмоции, несколько преувеличивая их невербальное выражение (например, не просто улыбаться, а "улыбаться до ушей" или преувеличенно хмуро смотреть друг на друга).

Сначала свое видение скульптуры "ваяют" по очереди все члены, а потом это делает сам терапевт. В результате могут получиться очень меткие картины. Например, один из членов семьи становится спиной ко всем остальным, или, наоборот, с протянутыми руками, но на большом расстоянии. Если в семье все подчинено интересам одного человека, он может оказаться на пьедестале, а все остальные смотрят на него с раболепием в глазах и заломленными руками. Такая скульптура отражает ситуацию, когда у одного из родителей слишком жестокий характер или важная работа, заставляющая других подлаживать под него свое расписание, интересы. На пьедестал может быть воздвигнут и ребенок - кумир и гордость всех окружающих. Кто-то из участников может быть поставлен на колени или презрительно указывать на всех пальцем.

Иногда скульптура бывает весьма динамичной. Например, если наша цель - показать матери, что она слишком потворствует своему капризному ребенку, можно попросить его взять маму за руку и беспрерывно дергать ее, прыгать, запутываться между ней и отцом или другими детьми, пока неудобство не заставит мать (или кого-то другого) остановить этот процесс. Движение в скульптуре может перемещаться с одного человека на другого; в зависимости от степени своей успешности ребенок может возводиться на пьедестал или сидеть на корточках; или ребенок может постоянно перебегать от отца к маме, символизируя собой "телефонный шнур" и т.п.

Поскольку важным компонентом семейного благополучия является четкость границ, то порой появляется необходимость ввести в скульптурную композицию воображаемую фигуру бабушки или предмет, символизирующий работу, дачу или даже телевизор. Иными словами, скульптура выражает через метафору, ту стратегию взаимодействия, которую несет в себе каждый участник. А задействуя в "строительстве" всех участников терапевтического процесса, мы способствуем получению обратной связи, в том числе и от тех из них, кто в домашних условиях пассивно реагирует на события.

В скульптуре явно находит свое отражение то, насколько глубок контакт между участниками, все ли включены во взаимодействие и т.д.; производит весь портрет в целом ресурсное или нересурсное впечатление. Так же легко можно отследить конгруэнтно ли смотрятся люди в очевидной им роли; на чем именно фокусирует свое внимание каждый из участников, а что он опускает в своем восприятии ситуации. Выраженное в метафоре в символической форме видение каждым из клиентов общей ситуации позволяет всем остальным по-новому осознать семейную ситуацию и свою роль в ней, выйти на новый уровень осмысления и увидеть возможности трансформации.

Применяя "Скульптуру семьи", можно через метафорическую форму выявить как актуальное состояние семьи, так и образ желаемого состояние для каждого человека ("Как бы вы хотели, чтобы это выглядело?", "Что нужно изменить в скульптуре, чтобы это вас больше удовлетворяло?"). Такой прием формирует у каждого представление о том, как это должно выглядеть. Иногда при построении такой "идеальной" скульптуры сразу всплывают ограничивающие убеждения одного или нескольких участников ("Такого никогда уже не будет", "Он не захочет подойти к нам ближе" и др.). Бывает и так, что портрет, отражающий желаемое состояние, для всех членов семьи очень схож, например, они символизируют всеобщую гармонию и близость, стоя близко друг к другу и держась за руки. Это позволяет нам отлично проиллюстрировать отделение намерений от поведения: как бы различны ни были позиции в актуальном состоянии, все они стремятся к одной общей позитивной цели - сблизиться, но стремятся различными поведенческими путями. Это объединяет семью, делает очевидной необходимость совместных усилий.

2) Работа с метафорическим  предметом. Метафорическим предметом  может выступать что угодно: игрушка, подушка, надувной шарик или мяч, который во время семейной  консультации "изображает" беспокоящий  клиентов вопрос. Лучше всего  этот прием применим к детям. Дело в том, что детское сознание  в 2,5-3 года становится "символичным": в игре у ребенка появляются  замещающие предметы. Он может  использовать палочку вместо  ложки, градусника; брусок конструктора - вместо машинки; понимает, что папу  или маму в игре может изображать  любой ребенок. Поэтому дошкольнику  достаточно легко принять, что  какой-нибудь реальный предмет  будет в нашем разговоре выполнять  роль ссоры, обиды, плохого настроения, непослушания и т.д. То есть  те самые существительные, которые "нельзя положить в тачку", становятся реально осязаемыми.

Сначала ребенок выбирает игрушку или предмет, дает ему имя или название, определяет его размеры. Затем мы спрашиваем ребенка: "Кто первый берет этот предмет, зачем? Кому хочет передать? Что случится с игрушкой, если ею не заниматься, не брать ее? Каким образом она передается другому? В каком количестве, на какое время? Хочет ли еще кто-то в доме поиграть с игрушкой? Получит ли он ее?" Вопросы могут задаваться не только ребенку. По правилам циркулярной логики, принятым в семейной терапии, мы спрашиваем о взаимодействии мамы с дочерью - у отца ("Что было бы, если бы дочь не взяла игрушку?"), о чувствах мамы - у ребенка ("Изменяются ли размеры игрушки - если она отражает, например, тревогу или вину, - пока мама хранит ее у себя?"), об отношении одного родителя - у другого ("Как бы поступил с игрушкой ваш муж?").

И наконец, наличие игрушки как символа определенного чувства, или состояния, или паттерн поведения подразумевает, что это нельзя просто выкинуть из жизни. Таким образом, мы начинаем искать взаимоприемлемые пути решения задачи. Например: "Как ты думаешь, что было бы, если бы мама не отдавала игрушку никому, не бросала и не заставляла ее брать, а просто поставила бы на стол и рассказала о ней? А если бы она "разобрала" игрушку и разделила со всеми понемногу?"

В результате метод метафорического предмета позволяет снять агрессию, приобрести коммуникативные навыки, отработать модель поведения и т.п. - путем манипуляций с искусственным предметом, используемым в качестве реального, и переносом на него свойств и отношений людей из реальной жизни.

Отметим, что любой из приемов воздействия, применяемый в терапии, основанной на опыте, "работает" на позитивную реконструкцию семейных отношений и увеличения взаимного удовлетворения, если дополняется позитивным подкреплением. Завершая анализ, подчеркнем главное: в супружеской терапии данного направления психотерапевт не переделывает семью, а создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания, росту внутреннего потенциала семьи.

 

5. ИНТЕГРАТИВНЫЕ  МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

5.1. Краткосрочное  семейное психологическое консультирование  в кризисных ситуациях

В литературе дается следующая квалификация жизненного события как кризисного: оно создает потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом ставит перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом. В настоящее время круг состояний, относящихся к кризисным достаточно широк. В первую очередь к кризисным состояниям относятся те состояния, которые сопровождаюся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или психохарактерологической реакцией, также к ним относят кризисов семьи, кризисы идентичности- чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, а также состояния в структуре стрессовых и постстрессовых расстройств.

Часто происходит, что семья сама не может распознать у кого-то из членов семьи кризисного состояния и принимает его поведение как неуважение, пренебрежение, безделие и т.д., делают постоянные замечания, упреки, чем усугубляют ситуацию.

Важнейшими эмпирическими событиями, которые могут привести к кризису, являются: утрата близкого человека (смерть, развод), тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей; изменение внешности, женитьба (замужество), изменение социального статуса и т.д.

В отличие от клиентов, обращающихся за семейно-супружеской психотерапией, кризисные клиенты имеют свои особенности:

1) обнаруживают суициидальные  тенденции;

2) находятся на поздних  стадиях семейного кризиса.

В связи с вышесказанным кризисная семейная психотерапия направлена на устранение суициидальных тенденций и быструю нейтрализацию кризисной ситуации, а не на сохранение и укрепление семейных отношений.

Идейные, теоретические истоки психологии кризисов разнообразны. К ним относят в первую очередь: теорию эволюции к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теорию цикличности психического развития личности; теорию достижения и роста человеческой мотивации; теорию эмоциональных состояний.

Большое значение для разработки проблем личностных кризисов имел психоанализ (особенно такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), гуманистическая психология с ее идеями смысла жизни (В.Франкл), личностно-ориентированная психотерапия (К.Роджерс).

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях