Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 2.4 − Показатели
уровня развития логического мышления
дошкольников контрольной и
Имя, фамилия ребенка |
Уровень сформированности (1 срез) |
Уровень сформированности (2 срез) | ||||
Контрольная группа |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
Милена Х. |
+ |
+ |
||||
Ваня Х. |
+ |
+ |
||||
Маша Ю. |
+ |
+ |
||||
Глеб Х. |
+ |
+ |
||||
Никита Н. |
+ |
+ | ||||
Валера Д. |
+ |
+ |
||||
Ира Б. |
+ |
+ |
||||
Илья М. |
+ |
+ |
||||
Света Н. |
+ |
+ |
||||
Настя В. |
+ |
+ |
||||
Экспериментальная группа |
||||||
Сережа Б. |
+ |
+ |
||||
Вадим Л. |
+ |
+ |
||||
Вова Б. |
+ |
+ |
||||
Рита Е. |
+ |
+ |
||||
Арина С. |
+ |
+ |
||||
Глеб П. |
+ |
+ |
||||
Аня П. |
+ |
+ |
||||
Настя И. |
+ |
+ |
||||
Полина В. |
+ |
+ |
||||
Катя К. |
+ |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 2.5 − Показатели
уровня развития мелкой моторики дошкольников
контрольной и
Имя, фамилия ребенка |
Уровень сформированности (1 срез) |
Уровень сформированности (2 срез) | ||||
Контрольная группа |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
Милена Х. |
+ |
+ |
||||
Ваня Х. |
+ |
+ |
||||
Маша Ю. |
+ |
+ |
||||
Глеб Х. |
+ |
+ |
||||
Никита Н. |
+ |
+ |
||||
Валера Д. |
+ |
+ |
||||
Ира Б. |
+ |
+ |
||||
Илья М. |
+ |
+ |
||||
Света Н. |
+ |
+ |
||||
Настя В. |
+ |
+ |
||||
Экспериментальная группа |
||||||
Сережа Б. |
+ |
+ |
||||
Вадим Л. |
+ |
+ |
||||
Вова Б. |
+ |
+ |
||||
Рита Е. |
+ |
+ |
||||
Арина С. |
+ |
+ |
||||
Глеб П. |
+ |
+ |
||||
Аня П. |
+ |
+ |
||||
Настя И. |
+ |
+ |
||||
Полина В. |
+ |
+ | ||||
Катя К. |
+ |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Комплекс развивающих занятий по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Задачи:
ЗАНЯТИЕ №1
1. Упражнение «Кольца».
Цель: развитие продуктивности, распределения и переключения внимания.
Оборудование: таблица с изображением колец на каждого ребенка, простой карандаш.
Инструкция: ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).
Время работы – 1 минута.
2. Игра «Волшебный мешочек».
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: тряпичный мешочек, в котором находятся различные предметы (большие и маленькие, тяжелые и легкие, разных цветов и т.д.).
Инструкция: каждый ребенок с закрытыми глазами достает предмет из мешочка и получает задание определить, что это такое.
3. Игра «Что изменилось».
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: шесть картинок с изображением различных предметов.
Инструкция: перед детьми раскладываются картинки, просят по очереди рассказать, что за предметы нарисованы на картинках. Затем дети закрывают глаза, психолог либо меняет картинки местами, либо убирает одну-две картинки. Дети должны определить, что изменилось.
4. Игра «Четвертый лишний».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Инструкция: ребята, перед вами 4 карточки, на которых изображены по 4 предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой. Ваша задача – внимательно посмотреть и назвать, какой из этих четырех предметов лишний, и объяснить, почему.
5. Игра «Выкладываем фигуры».
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: коробок со спичками на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, мы сейчас будем выкладывать из спичек разные фигуры. Психолог рисует на доске фигуру, дети выкладывают такую же из спичек на столе. (3-4 фигуры)
ЗАНЯТИЕ №2
Цель: развитие внимания.
Оборудование: две картинки, имеющие 7-10 различий.
Инструкция: ребята, скажите, чем различаются эти картинки.
В течение 1 минуты дети должны найти различия и показать их.
2. Игра «Дорисуй фигуры».
Цель: развивать точность восприятия.
Оборудование: бланки задания на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.
3. Игра «Каскад слов».
Цель: развитие памяти.
Инструкция: ребята, вы сейчас должны за мной повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три ит.д.
огонь
огонь, дом
огонь, дом, конь
огонь, дом, конь, гриб
огонь, дом, конь, гриб, мел
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна.
А теперь назовите слова, которые мы с вами повторяли.
4. Игра «Сравни предмет».
Цель: развивать процессы мыслительных операций.
Инструкция: ребята, я буду читать вам пары слов, а вы мне скажите, чем эти слова похожи и чем отличаются.
Муха и бабочка.
Дом и сарай.
Стол и стул.
Вода и молоко.
Молоток и топор.
5. Игра «Графический диктант».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Оборудование: лист в клеточку и карандаш на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, мы сейчас будем писать диктант, но он не простой. Если вы будете внимательно меня слушать, то у каждого из вас получится очень красивый рисунок. Я буду говорить, куда провести черту: вправо или влево, вверх или вниз, одну клеточку или несколько. Итак, начинаем, слушайте внимательно и четко выполняйте мои инструкции.
ЗАНЯТИЕ №3
Цель: развитие речи.
Инструкция: ребята, я буду читать предложения, но одно слово в каждом предложении потерялось. Вставьте пропущенное слово.
Катя … своего брата.
Мальчик … и дверь открылась.
Маша взяла … и нарисовала домик.
Дима взял … и построил мост.
Цель: развитие памяти.
Инструкция: ребята, вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, любого человека и т.д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмотреть все предметы, которые лежат на этом столе. Затем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить.
Цель: развивать скорость мышления.
Инструкция: ребята, сейчас я зачитаю начало слова, его первый слог, а вы должны его закончить. Отгадайте, какое слово я хочу назвать.
Предлагается десять слов: 1. По; 2. На; 3. За; 4. Ми; 5. Му; 6. До; 7. Че; 8. Ку; 9. Пры; 10. Зо.
Цель: развитие мелкой моторики.
Инструкция: ребята, нарисуйте такую же собачку, как на этой картинке.
ЗАНЯТИЕ №4
Цель: развивать навык
внимательно слушать и
Оборудование: бланки с нарисованными шарами на каждого ребенка.
Инструкция: Раскрасьте шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.
Цель: развитие речи.
Инструкция: ребята, я вам буду называть разных животных, а вы мне скажите, у кого какой детеныш.
Кошка – …
Собака – …
Слон – …
Тигр – …
Кукушка – …
Мышь – …
Кенгуру – …
Лошадь – …
Корова – …
Лягушка – …
Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста