Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ



1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7

1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16



ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.



2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23

2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28

2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЕКТdocx.docx

— 223.67 Кб (Скачать файл)

Цель: развитие памяти.

Инструкция: ребята, я говорю предложение, а следующий играющий должен повторить сказанное мною и добавить еще что-нибудь. Следующий  игрок повторяет фразу от начала и добавляет еще что-то от себя и т.д.

Например:

«Я положил в мешок  яблоки…»

Следующий игрок:

«Я положил в мешок  яблоки, бананы…» и т.д.

  1. Игра «Назови слова».

Цель: развивать гибкость ума.

Инструкция. Ребята, суть этой игры состоит в том, что вам  нужно назвать как можно больше слов, обозначающих:

Деревья (береза, сосна, дуб, ель и т.д.)

Зверей.

Домашних животных.

Наземный транспорт.

Воздушный транспорт.

Овощи.

Фрукты.

Одежду.

  1. Игра «Слушай и рисуй».

Цель: развитие мелкой моторики и внимания.

Оборудование. Цветные карандаши  и лист белой бумаги на каждого  ребенка.

Инструкция. Ребята, слушайте меня внимательно и делайте то, что я скажу: нарисуйте красный  круг в центре листа, нарисуйте зеленый  треугольник в верхнем левом  углу, синий квадрат в нижнем правом углу, желтый круг рядом с зеленым  квадратом, черный квадрат в верхнем  правом углу.

ЗАНЯТИЕ №5

  1. Игра «Хлопай в ладоши».

Цель: развивать способность  к переключению внимания и распределению  внимания.

Инструкция. Сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, кошка, посуда и т.д. Вы должны внимательно  меня слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите слова, обозначающие животного (посуду, мебель).

Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда  услышат слова, на которые нужно  обращать внимание.

  1. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развитие мышления, речи.

Инструкция. Ребята, я скажу  слово, а вы должны назвать противоположное  моему. Например, если я скажу высокий, вы скажите … низкий.

Близко – Далеко

Широкий – Узкий

Большой – Маленький

Справа – Слева

Громко – Тихо

Медленно – Быстро

  1. Игра «Сложи фигуру, как у меня».

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: коробки со спичками на каждого ребенка.

Инструкция. Посмотрите, какую  фигуру я сложила из спичек (2 секунды  дети смотрят). А теперь я закрою свою фигуру, а вы сложите такую  же у себя. Давайте посчитаем, сколько  спичек потребовалось каждому из вас, чтобы сложить фигуру (4-5 фигур).

  1. Игра «Смотри внимательно».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия.

Инструкция. Ребята, внимательно  осмотрите комнату и найдите  предметы, в которых есть окружность, круг (квадрат, красный цвет и т.д.).

  1. Игра «Раскрась фигуры».

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: листы с  нарисованными геометрическими  фигурами.

Инструкция. Ребята, закрасьте  квадрат красным цветом, круг зеленым  и т.д.

 

ЗАНЯТИЕ №6

1. Игра «Найди одинаковые  предметы».

Цель: развитие внимания и  умения сравнивать.

Оборудование. Бланк с  различными фигурами.

Инструкция. Ребята, найдите  два одинаковых рисунка.

2. Игра «Зашиваем коврики».

Цель: развитие восприятия.

Оборудование. Бланк с  изображением ковриков.

Инструкция. Ребята, посмотрите, на красивом коврике оказалась дырка. Возле коврика расположены несколько  заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

3. Игра «Рисуем по памяти  узоры».

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Оборудование. Нарисованный на листе бумаги узор; листы бумаги и карандаш на каждого ребенка.

инструкция. Ребята, посмотрите, какой у меня красивый узор. Нарисуйте такой же. (Образец убирается, дети рисуют по памяти.)

4. Игра «Данетка».

Цель: формирование понятий  и умения обобщать.

Инструкция. Ребята, я сейчас загадаю одно слово, а вы попробуйте отгадать, какое слово я загадала. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я могу ответить только «Да» и «Нет». Выиграет тот, кто первым отгадает слово.

ЗАНЯТИЕ №7

1. Игра «Кузнечик».

Цель: развитие внимания.

Оборудование. Разноцветные «поля» для кузнечика на каждого  ребенка.

Инструкция. Это поле, по которому обожает прыгать кузнечик. Кузнечик дрессированный. Если вы хлопнете в ладоши один раз – он прыгнет  на одну клеточку влево, если вы топнете  ногой один раз – он прыгнет  на одну клеточку вправо. Кузнечик не должен выпрыгнуть за пределы своего поля.

Далее педагог дает команды, куда двигается кузнечик. Начинать игру следует с 4-5 передвижений. В  конце игры сравниваются результаты всех детей.

2. Игра «Слушай внимательно».

Цель: развитие пространственной ориентации.

Оборудование. Бланк с  изображением собак.

Инструкция. Ребята, закрасьте  черным карандашом ту собаку, у которой  пятнышко на правом ухе; желтым карандашом – собаку с пятнышком на левой  ноге, и т.д.

3. Игра «Перестановки».

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Оборудование. Наглядный  материал к игре.

Инструкция. Ребята, посмотрите на этот рисунок. Постарайтесь его запомнить. (Предъявляется другой похожий рисунок.) посмотрите, некоторые предметы оказались не на своем месте. (Дети должны по памяти сказать, какие предметы изменили свое место.)

4. Игра «Вариативность  мышления».

Цель: развитие речи, активизация  словарного запаса.

Инструкция. Ребята, придумайте ситуации и их возможные последствия.

Например, что бы произошло:

Если бы у елки выросли  ножки?

Если бы люди стали ходить вверх ногами?

Если бы кошки стали  большим, как слоны?

5. Игра «Рисунки по  точкам».

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Оборудование. Наглядный  материал к игре.

Инструкция. Ребята, соедините  все точки на своих листах одной  линией. Не торопитесь, работайте медленно и аккуратно, и тогда у вас  получится красивый рисунок.

ЗАНЯТИЕ №8

1. Игра «Кольца».

Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)

2. Игра «Кто спрятался  в рисунках».

Цель: развитие зрительного  восприятия и внимания.

Оборудование. Наглядный  материал к занятию.

Инструкция. Ребята, разберитесь  в этой путанице линий, определите, кто здесь спрятался.

3. Игра «Вспомни фигуру».

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование. Карточки с  геометрическими фигурами.

Инструкция. Я буду вам  показывать на короткое время карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Потом, когда я уберу карточку, вы мне назовете фигуры, которые  были нарисованы на карточке.

4. Игра «Дорисуй недостающую  фигуру».

Цель: развитие логического  мышления.

Оборудование. Распечатанный  бланк к игре на каждого ребенка.

Инструкция. Ребята, дорисуйте  недостающую фигуру.

ЗАНЯТИЕ №9

1. Игра «Дорисуй рисунок».

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Оборудование. Бланк с  заданием.

Инструкция. Посмотрите на образец. Дорисуйте все остальные фигурки  так, чтобы они были как две  капли воды похожими друг на друга  и на образец

2. Игра «Узнай, кто это».

Цель: развитие восприятия.

Оборудование. Наглядный  материал.

Инструкция. Я покажу вам  часть рисунка, а вы постарайтесь определить то целое, к которому эти  части относятся.

3. Игра «Запомни Цифры».

Цель: развитие памяти.

Инструкция. Я буду называть цифры, а вы – повторять за мной.

6 2

2 8 3

3 7 1 4

6 3 9 1 5

8 1 4 9 2 6

7 4 1 8 3 9 2

4. Игра «Подбери признак».

Цель: развитие речи и мышления.

Инструкция. Ребята, я буду называть какое-нибудь слово, а вам  надо подобрать к нему слово-признак. Например: Яблоко – сочное, красное, душистое; собака, ночь, стул, снег.

5. Игра «Срисуй точки».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, самоконтроля, пространственной ориентации.

Инструкция. Ребята, посмотрите, какие узоры из точек нарисованы у меня на доске. Возьмите карандаш и нарисуйте такие же узоры  у себя в тетрадях.

ЗАНЯТИЕ №10.

1. Игра «Кольца».

Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)

2. Игра «Прятки».

Цель: развитие зрительного  восприятия и усидчивости.

Оборудование. Наглядный  материал к занятию.

Инструкция. Ребята, вам нужно  отыскать предметы, которые художник спрятал на картинке (кухня).

3. Игра «Муха».

Цель: тренировка зрительной памяти, умения манипулировать мысленными образами.

Оборудование. Поле с 9-ю клетками и макет мухи.

Инструкция. Ребята, мы сейчас будем передвигать муху по полю из клеточек. Самое главное не выпустить  муху за пределы поля. (Вначале можно играть, держа перед собой нарисованное поле. Затем стоит попытаться перейти к игре без поля.)

4. Игра «Нелепицы».

Цель: развитие словесно-логического  мышления.

Оборудование. Картинка, на которой наряду с реальными вещами изображено то, чего быть не может.

Инструкция. Посмотрите, ребята, на эту картинку. Она смешная? Так  бывает или нет? Все ли правильно  нарисовал художник?

5. Игра «Рисунки по  точкам».

Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятие №7.)

ЗАНЯТИЕ №11

1. Игра «Точки».

Цель: развитие пространственных представлений.

Инструкция. Ребята, перед  вами рисунок, на котором поставлено множество точек.

. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

Ваша задача – соединить  эти точки так, чтобы получилось как можно больше квадратов разных размеров. В конце игры мы подсчитаем, сколько квадратов получилось у  каждого из вас.

2. Игра «Пальцы».

Цель: развитие внимания в  «чистом» виде, формирование способности  к сосредоточению.

Инструкция. Ребята, переплетите  пальцы рук, оставив большие пальцы свободными. По моей команде «Начали» вы медленно начинаете вращать большие  пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы большие пальцы не касались друг друга. Необходимо сосредоточить  внимание на этом движении. По моей команде  «Стоп» прекратите упражнение. (Длительность упражнения – 1, 5 минуты.)

3. Игра «Группировки».

Цель: развитие логического  мышления.

Оборудование. Наглядный  материал к игре.

Инструкция. Ребята, посмотрите на все картинки и постарайтесь найти  как можно больше групп. Например: синица, человек, кошка, лошадь – это живые существа; торт, яблоко – еда; кошка, лошадь – домашние животные и т.д.

4. Игра «Придумай название  к картинкам».

Цель: развитие речи.

Оборудование. Несколько  сюжетных картинок.

Инструкция. Ребята, я вам  покажу картинку. Посмотрите внимательно, что нарисовано на ней, и придумайте название к этой картинке.

5. Игра «Нарисуй такой  же рисунок».

Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятие №3.)

ЗАНЯТИЕ №12

1. Игра «Кольца».

Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)

2. Игра «Пиши кружочками».

Цель: развитие фонематического  слуха.

Инструкция. Ребята, мы сейчас будем писать слова, но не буквами, а  кружочками. Сколько в слове букв, столько вы нарисуете кружочков.

Слова: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

3. Игра «Последовательность».

Цель: развитие логического  мышления и речи.

Оборудование. Картинки к  игре.

Инструкция. Посмотрите, у  меня 4 картинки. Из них можно составить  маленький мультфильм. Разложите  эти картинки так, чтобы получилась история от начала до конца.

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста