Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Библиотека http://www.koob.ru

Российская академия наук Институт психологии

Воронин А.Н., Габриелян  Н.А.

Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

сборник научных статей

Москва 2000

 

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В  УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33

ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ  ДЕТЕЙ.

ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ  ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..

Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39

ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.

ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ  УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90

ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ  ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ

Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104

СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В  ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ

НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.

НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ  ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА

Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА

(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК  М.И..................................................................142

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И  ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

У    ЭКСТРАВЕРТОВ    И    ИНТРОВЕРТОВ    В    УСЛОВИЯХ    ГРУППОВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Воронин А.Н., Габриелян  Н.А.

Институт психологии РАН

Проблема взаимосвязи  интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости  личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль". По данным сравнительного исследования Айзенка и Коксона уровня общего интеллекта (IQ) у экстравертов и интровертов уровень экстраверсии слабо коррелирует с IQ (Дружинин В.Н., 1995).

Исходя из самого общего определения интеллекта "как некоторой  способности, определяющей  общую  успешность  адаптации  человека  к  новым  ситуациям  посредством

решения задачи во внутреннем плане действия ("в уме") при  доминирующей роли сознания над бессознательным" мы предположили, что интеллект влияет на проявление личностных особенностей в процедурах группового взаимодействия, изменяя проявление личностных особенностей в зависимости от требований ситуации.

Мы предположили также, что  общая установка сознания, экстравертная, либо интровертная, также влияет на проявление личностных особенностей в  процедурах группового взаимодействия. Согласно К. Юнгу, в экстравертной  установке проявляется направленность интереса к внешнему миру, внешние  факторы являются для экстраверта  движущей силой, самые важные решения  и действия экстравертов обусловливаются  не субъективными воззрениями, а  объективными обстоятельствами. Экстраверт мыслит и действует так, как это  непосредственно соответствует  объективным условиям и их требованиям, приспосабливаясь, адаптируясь к  среде. Интроверт, напротив, сохраняет  свое особое воззрение, которое выдвигается  между ним и объективно данным. Интровертное сознание видит внешние  условия и, тем не менее, выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Тенденция интровертов - обороняться  от внешних требований и, насколько  возможно, сохранять отстраненность, субъективность. При этом Юнг подчеркивает, что как объективно данное не остается всегда неизменным, так и субъективный фактор подлежит изменчивости (К.Юнг, 1995).

Выбранные нами ситуации группового взаимодействия для участников нашего исследования выступают как реальные, актуальные и новые, требующие от них определенных усилий по модификации  и адаптации своего поведения  в них соответственно задачам, предлагаемым в ходе проведения тренингов. При  этом важно следующее:

1.   В наших ситуациях  группового взаимодействия воспроизводится  некая значимая экономическая   или производственная  ситуация  или  фрагмент деятельности  человека при сохранении основных, существенных компонентов ситуации  или деятельности. Такого рода  ситуации воспроизводят взятые  из действительности ситуации, что  позволяет исследовать человека  в условиях, максимально приближенных  к жизненным.

2. В условиях специально  организованного группового взаимодействия  участники этого взаимодействия   личностно   включаются   в   происходящее,   зачастую   события   группового взаимодействия становятся  для них даже более личностно  значимыми, чем повседневная профессиональная  деятельность.

3.    Деловые   игры   представляют   собой   искусственные   ситуации   со   специально  разработанными   правилами,   в   которых   играющего   ставят   в   неожиданные   положения, побуждают к решению  конфликтов, проблем и т.п. Следствием  условности игровых ситуаций  является  ненаказуемость  (отсутствие  санкций и  последствий)  за  те  или  иные  "игровые"  действия   участников   тренинга   со   стороны   социальных   институтов.    Психологическим  следствием данных особенностей  игры является то, что она позволяет  снять или уменьшить

сознательный контроль личности за своим поведением (Айламазьян А.М., Лебедева М.М., 1983).

В ходе исследования мы попытались сопоставить данные, полученные в  ходе проведения различных видов  группового взаимодействия: социально-психологический  треннинг, деловая игра и групповое  взаимодействие в ходе выполнения ситуационного  теста в рамках проведения ассесмента. Виды группового взаимодействия, используемые в нашем исследовании, отличаются друг от друга по степени социального  давления на участников и регламентированности их деятельности в групповом взаимодействии: в тренинге общения социальное давление на участников и регламентация их деятельности минимальны (опробование  новых видов поведения в безопасном окружении); в деловой игре деятельность определенным образом регламентируется (ограничения по времени, вводится элемент  соревновательности и т.п.) при этом увеличивается степень социального  давления (в ходе деловой игры должна быть решена конкретная задача, значимая не только для участников игры, но и для ее организаторов); в ситуации ассесмента (оценка деловых качеств) деятельность участников жестко регламентируется и степень социального давления на них максимальна (от успешности решения предлагаемых в ходе процедуры задач в присутствии экспертов-оценщиков во многом зависит будущая карьера оцениваемых) (Ефимов В.М., Комаров В.Ф., 1980).

Сама ситуация эксперимента значимо влияет на его результаты. Считается, что основными мотивами испытуемого в эксперименте являются стремление к социальному одобрению, стремление к позитивной самопрезентации  и стремление вести себя эмоционально стабильно (Дружинин В.Н., 1997). Мотивация  позитивной самопрезентации и социальной желательности оказывается наиболее сильной в ситуации ассесмента, в  меньшей степени эта мотивация  проявляется в ситуации деловой  игры. В ситуации тренинга она минимальна.

Можно сказать, что от участников различных видов группового взаимодействия для успешной адаптации в различных  ситуациях требуется актуализация и проявление соответствующих требованиям  ситуации личностных черт.

Однако отчего зависит  проявление тех или иных черт у  данного конкретного человека остается невыясненным.

Мы предположили, что уровень  развития интеллекта непосредственно  предопределяет проявление определенных личностных особенностей в различных  ситуациях группового взаимодействия. Нам представляется, что интеллект  предопределяет понимание человеком  необходимости определенным образом  модифицировать свое поведение в  той или иной ситуации, чтобы в  большей степени ей соответствовать  и вести себя в ней адекватно. Исходя из этой посылки, мы предполагаем, что фиксация некоторых особенностей поведения в ходе группового взаимодействия как проявления определенных личностных черт будет нести в себе и информацию не только о них самих, но и об их изменении в соответствии с  требованиями

ситуации. При этом степень  расхождения, согласно нашей гипотезе, должна соответствовать уровню развития интеллекта и свидетельствовать  об адаптационных возможностях человека. Другими словами, мы попытались найти  взаимосвязь между уровнем развития интеллекта и проявлением личностных особенностей в различных ситуациях  группового взаимодействия.

Мы предположили также, что  адаптационные возможности человека к требованиям игровых ситуаций будут зависеть еще и от общей  установки сознания, интровертной или  экстравертной, поэтому у экстравертов и интравертов успешная адаптация  будет соответствовать не только уровню развития интеллекта, но и будет  связана с проявлением разных личностных особенностей.

Для диагностики общих  интеллектуальных способностей испытуемых, участвующих в деловой игре, ассесменте, тренинге общения использовался  тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра  и "Краткий ориентирововчный тест (КОТ)".

Диагностика личностных особенностей участников исследования проводилась  с использованием личностных опросников 16 PF, MBTI.

Дополнительно проводилась  экспертная оценка личностных особенностей участников группового взаимодействия по шкалам, соответствующим шкалам опросников 16PF и MBTI. Оценка проводилась тремя экспертами - оценщиками, присутствующими непосредственно при проведении групповых процедур или по видеоматериалам, отснятым в ходе их проведения.

В тренинге общения принимали  участие 26 человек, менеджеры по продажам крупного торгового дома, примерно 30% из них составили интроверты. Испытуемые были разбиты на две группы по 13 человек  в каждой. Тренинг проводился с  каждой из групп в течение 5 дней по 4 часа ежедневно. Экспертная оценка проводилась после второго дня  треннинга.

В деловой игре принимали  участие 15 человек, менеджеры высшего  и среднего звена коммерческой фирмы, все экстраверты. Деловая игра проводилась  в течение 2 дней, по 8 часов ежедневно.

В ходе деловой игры, использованной в нашем исследовании, моделировалась реальная профессиональная задача (Ефимов В.М., Комаров В.Ф., 1980), которую предлагалось решать с помощью синектических  приемов (Ильясов И.И., 1992.). Эта задача являлась значимой для участников деловой  игры, предполагалось, что в ходе ее решения участники имели возможность  приобрести новые навыки взаимодействия, освоить новые эвристические  приемы решения задач, расширить  социально-ролевой репертуар поведения, найти новые способы реагирования в той или иной ситуации. Успешное выполнение этой задачи способствовало повышению социального статуса  участников-победителей и реализации наиболее экономически эффективного решения  предлагаемой в ходе деловой игры задачи. Экспертная оценка личностных особенностей проводилась по окончании деловой игры.

Ассесмент (оценка) персонала  проводилась в крупной торговой фирме, проводящей реструктуризацию. В  оценке участвовало 46 человек - руководителей  среднего и высшего звена, примерно 25% из них - интроверты. Участники эксперимента были разбиты на группы по 11-12 человек. Процедура ассесмента состояла из двух частей: диагностика личностных особенностей и интеллекта участников и ситуационный тест. Ассесмент проводился в течение 2-2.5 часов для каждой группы.

В ситуационном тесте каждой группе предлагалась игровая ситуация, в ходе которой участники должны были распределить социальные роли и  решить определенную профессиональную (организационную) задачу. Участники  были осведомлены о том, что успешное выполнение поставленной задачи будет  способствовать сохранению или повышению  социального статуса. Экспертная оценка личностных особенностей проводилась  по окончании ситуационного теста.

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия