Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Библиотека http://www.koob.ru
Воронин А.Н., Габриелян Н.А.
Содержание
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А.................
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ
БИРЮКОВ С.Д...........................
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ
ЛЮТОВАЕ.К.....................
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ.....................
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ.
Б.............................
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е.............................
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА..................
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА................
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...........................
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН......................
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК
М.И...........................
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Воронин А.Н., Габриелян Н.А.
Институт психологии РАН
Проблема взаимосвязи
интеллекта, креативности и особенностей
личности не теряет своей актуальности
многие годы. Основные попытки установления
исследователями
Исходя из самого общего определения интеллекта "как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством
решения задачи во внутреннем плане действия ("в уме") при доминирующей роли сознания над бессознательным" мы предположили, что интеллект влияет на проявление личностных особенностей в процедурах группового взаимодействия, изменяя проявление личностных особенностей в зависимости от требований ситуации.
Мы предположили также, что
общая установка сознания, экстравертная,
либо интровертная, также влияет на
проявление личностных особенностей в
процедурах группового взаимодействия.
Согласно К. Юнгу, в экстравертной
установке проявляется
Выбранные нами ситуации группового взаимодействия для участников нашего исследования выступают как реальные, актуальные и новые, требующие от них определенных усилий по модификации и адаптации своего поведения в них соответственно задачам, предлагаемым в ходе проведения тренингов. При этом важно следующее:
1. В наших ситуациях
группового взаимодействия
2. В условиях специально
организованного группового
3. Деловые игры
представляют собой искусственные
ситуации со специально
разработанными правилами,
в которых играющего
ставят в неожиданные
положения, побуждают к
сознательный контроль личности за своим поведением (Айламазьян А.М., Лебедева М.М., 1983).
В ходе исследования мы попытались
сопоставить данные, полученные в
ходе проведения различных видов
группового взаимодействия: социально-психологический
треннинг, деловая игра и групповое
взаимодействие в ходе выполнения ситуационного
теста в рамках проведения ассесмента.
Виды группового взаимодействия, используемые
в нашем исследовании, отличаются
друг от друга по степени социального
давления на участников и регламентированности
их деятельности в групповом взаимодействии:
в тренинге общения социальное давление
на участников и регламентация их
деятельности минимальны (опробование
новых видов поведения в
Сама ситуация эксперимента
значимо влияет на его результаты.
Считается, что основными мотивами
испытуемого в эксперименте являются
стремление к социальному одобрению,
стремление к позитивной самопрезентации
и стремление вести себя эмоционально
стабильно (Дружинин В.Н., 1997). Мотивация
позитивной самопрезентации и социальной
желательности оказывается
Можно сказать, что от участников
различных видов группового взаимодействия
для успешной адаптации в различных
ситуациях требуется
Однако отчего зависит проявление тех или иных черт у данного конкретного человека остается невыясненным.
Мы предположили, что уровень развития интеллекта непосредственно предопределяет проявление определенных личностных особенностей в различных ситуациях группового взаимодействия. Нам представляется, что интеллект предопределяет понимание человеком необходимости определенным образом модифицировать свое поведение в той или иной ситуации, чтобы в большей степени ей соответствовать и вести себя в ней адекватно. Исходя из этой посылки, мы предполагаем, что фиксация некоторых особенностей поведения в ходе группового взаимодействия как проявления определенных личностных черт будет нести в себе и информацию не только о них самих, но и об их изменении в соответствии с требованиями
ситуации. При этом степень
расхождения, согласно нашей гипотезе,
должна соответствовать уровню развития
интеллекта и свидетельствовать
об адаптационных возможностях человека.
Другими словами, мы попытались найти
взаимосвязь между уровнем
Мы предположили также, что
адаптационные возможности
Для диагностики общих интеллектуальных способностей испытуемых, участвующих в деловой игре, ассесменте, тренинге общения использовался тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и "Краткий ориентирововчный тест (КОТ)".
Диагностика личностных особенностей участников исследования проводилась с использованием личностных опросников 16 PF, MBTI.
Дополнительно проводилась экспертная оценка личностных особенностей участников группового взаимодействия по шкалам, соответствующим шкалам опросников 16PF и MBTI. Оценка проводилась тремя экспертами - оценщиками, присутствующими непосредственно при проведении групповых процедур или по видеоматериалам, отснятым в ходе их проведения.
В тренинге общения принимали участие 26 человек, менеджеры по продажам крупного торгового дома, примерно 30% из них составили интроверты. Испытуемые были разбиты на две группы по 13 человек в каждой. Тренинг проводился с каждой из групп в течение 5 дней по 4 часа ежедневно. Экспертная оценка проводилась после второго дня треннинга.
В деловой игре принимали участие 15 человек, менеджеры высшего и среднего звена коммерческой фирмы, все экстраверты. Деловая игра проводилась в течение 2 дней, по 8 часов ежедневно.
В ходе деловой игры, использованной
в нашем исследовании, моделировалась
реальная профессиональная задача (Ефимов
В.М., Комаров В.Ф., 1980), которую предлагалось
решать с помощью синектических
приемов (Ильясов И.И., 1992.). Эта задача
являлась значимой для участников деловой
игры, предполагалось, что в ходе
ее решения участники имели
Ассесмент (оценка) персонала проводилась в крупной торговой фирме, проводящей реструктуризацию. В оценке участвовало 46 человек - руководителей среднего и высшего звена, примерно 25% из них - интроверты. Участники эксперимента были разбиты на группы по 11-12 человек. Процедура ассесмента состояла из двух частей: диагностика личностных особенностей и интеллекта участников и ситуационный тест. Ассесмент проводился в течение 2-2.5 часов для каждой группы.
В ситуационном тесте каждой группе предлагалась игровая ситуация, в ходе которой участники должны были распределить социальные роли и решить определенную профессиональную (организационную) задачу. Участники были осведомлены о том, что успешное выполнение поставленной задачи будет способствовать сохранению или повышению социального статуса. Экспертная оценка личностных особенностей проводилась по окончании ситуационного теста.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия