Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей оказания педагогической поддержки дошкольникам с негативными формами поведения (агрессивность, упрямство, сквернословие и т.п.)
Задачи исследования:
1. Изучить проблему оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста.
2. Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста.
3. Организовать работу по оказанию педагогической поддержки детям с негативными формами поведения
Введение………………………………………………………………………………..2
1Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с агрессивными формами поведения
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки………………………………...5
1.2 Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста………..8
1.3. Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников……….12
1.4.Негативные формы поведения в дошкольном возрасте………………………..16
1.5. Преодоление негативного поведения ребенка в доу…………………………22
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АНРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель задачи и база исследования…………………………………….…………26
2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………………………29
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………………….36
2.4. Контрольный эксперимент………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….49
Первоначально работа должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучать ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкцию взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно на этом выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском саду.
Следующий этап - вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) - тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включить такого ребенка в работу и в игру подгруппой детей (2 - 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в обще групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудится, что приводит в свою очередь, к дефициту активного внимания. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. В связи с этим с данной категорией детей необходимо больше играть.
кроме игровой терапии могут применяться и другие методы коррекционного поведения, которые можно разделить на две группы:
Первая группа - методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности, изменение содержание видов деятельности, смысла деятельности.
Одним из видов таких деятельностей, можно использовать художественную деятельность в различных жанрах искусства
Использование искусства в коррекционной работе получило название арттерапия. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др. Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, в литературном и музыкальном творчестве, драматизации - ребенок получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.
Музыка и музыкотерапия (музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмичные движения под музыку) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения.
Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнить музыкальным сопровождением некотоҏыҳ коррекционных занятий, например рисование, для усиления их воздействия.
Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения.
В процессе чтения, слушание литературного произведения, сопереживание литературным персонажем, дети учатся понимать не только чувства, поведение поступки героев, художественного произведения, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать эмоциональные реакции, свое поведение.
Таким образом, основные усилия
педагогов и родителей в
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель задачи и методики исследования
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №80 на 2-х старших группах с детьми 5-6 лет. В исследовании приняло участие 36 детей (контрольная группа – 18 детей: 8 мальчиков, 10 девочек; экспериментальная группа - 18 детей: 7 мальчиков, 11 девочек) и 3 воспитателя старших групп. Экспериментальное исследование проходило в два этапа:
1) подбор методик и
проведение диагностик по
2) программа коррекции негативного поведения старших дошкольников проведение сравнительного анализа результатов исследования
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное», графическая методика «Кактус» и анкета для воспитателей «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет».
1-я методика - тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, книга «Психологические рисуночные тесты» А.Л. Венгер) [1]. Цель - диагностика наличия агрессии по специфическим графическим деталям изображения и описания жизни животного. Метод исследования построен на теории психомоторной связи.
Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается движением»).
По своему характеру тест
«Несуществующее животное»
Анализируя рисунок ребенка
можно получить информацию об индивидуальных
эмоциональных реакциях ребенка, степени
его эмоциональной зрелости и
психической уравновешенности. Для
исследования особую ценность представляют
особенности рисунка, которые характеризуют
агрессивные тенденции
Таблица 1.
Уровни и критерии наличия агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»
Название уровня |
Критерии |
Высокий уровень |
1.Наличие нескольких 2. Большое количество острых углов при рисовании животного. 3. Образ жизни животного
носит агрессивный характер, направленный
против другого объекта ( |
Средний уровень |
1. Наличие какой-либо одной
агрессивной детали у 2. Образ жизни животного не носит негативного характера. |
Низкий уровень |
1. Отсутствие агрессивных
деталей в изображении 2. Мирный образ жизни животного. |
Методика 2 «Кактус» в модификации М.А. Панфиловой [2, C.91].
Цель - диагностика наличия
агрессивности по специфическим
графическим деталям
Таблица 2.
Уровни и критерии агрессивности по методике «Кактус»
Название уровня |
Критерии |
Высокий уровень |
Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок. |
Средний уровень |
Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка. |
Низкий уровень |
Отсутствие колючек у кактуса. |
Методика 3. Анкета для воспитателей «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет» (М. Алворд, П. Бейкер) [4]. Методика предназначена для выявления уровня агрессивности детей на основе наблюдения человека, непосредственно находящегося в общении c данным ребенком.
Исследователь (родитель, воспитатель) в течение 2 - 3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений. В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-». При обработке результатов наблюдения следует помнить, что каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной агрессивности. Случайные, эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости - тоже не показатели высокого уровня данного свойства. Лишь систематически наблюдаемые проявления перечисленных особенностей поведения и взаимодействия могут свидетельствовать об агрессивности дошкольника.
Данную анкету было предложено заполнить воспитателям, хорошо знающим детей своей группы. Анкета состоит из 20 высказываний, характеризующих ребенка, воспитателю необходимо было отметить наличие «+» или отсутствие «-» данного признака у ребенка. Результаты опросника переводят в стандартные баллы и по суммарному количеству баллов определяют уровень агрессивности в поведении. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается как 1 балл. Все полученные баллы суммируются. По количеству баллов определяется уровень агрессивности каждого ребенка. Уровни и критерии агрессивности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни и критерии агрессивности по анкете для воспитателей «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет»
Название уровня |
Критерии |
Высокий уровень |
15 - 20 баллов |
Средний уровень |
7 - 14 баллов |
Низкий уровень |
1 - 6 баллов |
2.2. Констатирующий эксперимент
В данном дошкольном учреждении
2 старшие группы, одна из них была
контрольной, другая – экспериментальной.
Ниже представлено описание проведения
констатирующего эксперимента по трем
выбранным методикам в
При оценке рисунков «Рисунок несуществующего животного» оценивались следующие параметры, связанные с агрессивностью. В контрольной группе к низкому уровню агрессии относятся рисунки 6 детей (33 %): Ильи И., Насти Ст., Егора Ц., Маши Н., Антона В., Алины П. В рисунках этих детей есть реальные животные с невыраженными признаками агрессии, например, рисунок Ильи И., где изображена улыбающаяся кошка без когтей и хвоста. В описании жизни животного мальчик упомянул, что это доброе животное, питается Вискасом и водой. Так же были рисунки цыплят у Насти С. и Егора Ц. Это так же добрые животные, причем у Егора «золотой» цыпленок, который может выполнять желания людей.
Повышенная агрессия характеризуется в рисунках за счет наличия острых выступов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). В данной группе к таким рисункам относятся животные 7 человек (39 %): Лизы В., Арина К., Руслан Д., Дима И., Соня В., Максим А., Полины Р. В данной подгруппе детей можно выделить разные уровни присутствия агрессии. Так рисунки 9 детей (50 %) имеют характер скрытой агрессии. Например, рисунки Димы И. и Лизы В., в которых единственным признаком агрессии является один рог животного. Описание данных животных лишено агрессивных признаков, они добрые, травоядные, дружат либо со всеми, либо с представителями своего рода или подобными (мамонт дружит со слонами). Так же агрессивный уровень представленный в одной конкретной детали отмечен в рисунке Руслана Д. (волшебные ежики с «шипами»), Сони В. (человек – ворона с острым розовым клювом), Максима А. (множество кошек с лапами – шипами), Полина Р. (животное без названия с шипами). Описание всех перечисленных животных не несет негативного характера – это добрые, веселые, хозяйственные животные, которые питаются растениями или специальным кормом, дружелюбные, дружат либо с себе подобными, либо с человеком.
Так же выделены рисунки с несколькими агрессивными чертами – 5 детей (28 %) – Кристина Д., Настя Е., Арина С., Дима Г., Глеб Б. Так у Кристины нарисовано 4 летающие собаки с большими когтями и шипованными крыльями. У Арины С. у разного слона 4 бивня, острые копыта, другого разного животного острый хвост, острые уши и длинный красный язык. Причем образ жизни первого (разного) животного не носит негативного характера (питается грушами, животное хорошее, доброе), то второй слон описан как злое животное, которое убивает людей. У Насти Е. много птиц с острыми крыльями, острыми клювами. Девочка описала этих птиц как всеядных (кушают груши и мясо. Мясо дают), хотя они добрые, дружат с орлами. При обработке данных исследования мы получили следующие результаты: высокий уровень агрессивности – у 7 детей (39 %); средний уровень агрессивности – у 5 детей (28%); низкий уровень агрессивности - у 6 детей (33 %).
Информация о работе Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста