Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей оказания педагогической поддержки дошкольникам с негативными формами поведения (агрессивность, упрямство, сквернословие и т.п.)
Задачи исследования:
1. Изучить проблему оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста.
2. Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста.
3. Организовать работу по оказанию педагогической поддержки детям с негативными формами поведения

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с агрессивными формами поведения
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки………………………………...5
1.2 Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста………..8
1.3. Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников……….12
1.4.Негативные формы поведения в дошкольном возрасте………………………..16
1.5. Преодоление негативного поведения ребенка в доу…………………………22
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АНРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель задачи и база исследования…………………………………….…………26
2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………………………29
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………………….36
2.4. Контрольный эксперимент………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 198.23 Кб (Скачать файл)

Первоначально работа должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучать ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкцию взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно на этом выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском саду.

Следующий этап - вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) - тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включить такого ребенка в работу и в игру подгруппой детей (2 - 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в обще групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудится, что приводит в свою очередь, к дефициту активного внимания. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. В связи с этим с данной категорией детей необходимо больше играть.

кроме игровой терапии могут применяться и другие методы коррекционного поведения, которые можно разделить на две группы:

Первая группа - методы изменения  деятельности детей: введение новых  видов деятельности, изменение содержание видов деятельности, смысла деятельности.

Одним из видов таких деятельностей, можно использовать художественную деятельность в различных жанрах искусства

Использование искусства  в коррекционной работе получило название арттерапия. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др. Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, в литературном и музыкальном творчестве, драматизации - ребенок получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.

Музыка и музыкотерапия (музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмичные движения под музыку) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения.

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный  фактор, так и дополнить музыкальным  сопровождением некотоҏыҳ коррекционных занятий, например рисование, для усиления их воздействия.

Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения.

В процессе чтения, слушание литературного произведения, сопереживание литературным персонажем, дети учатся понимать не только чувства, поведение поступки героев, художественного произведения, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать эмоциональные реакции, свое поведение.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области  преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск  позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись  параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ  АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Цель задачи и методики  исследования

 

Исследование проводилось  на базе дошкольного  образовательного учреждения №80 на 2-х старших группах с детьми 5-6 лет. В исследовании приняло участие  36 детей  (контрольная группа – 18 детей: 8 мальчиков, 10 девочек; экспериментальная группа - 18 детей: 7 мальчиков, 11 девочек) и 3 воспитателя старших групп. Экспериментальное исследование проходило в два этапа:

1) подбор методик и  проведение диагностик по изучению  уровня агрессивного поведения  старших дошкольников;

2) программа коррекции  негативного поведения старших дошкольников проведение сравнительного анализа результатов исследования

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие  методики: проективная методика «Несуществующее  животное», графическая методика «Кактус» и анкета для воспитателей «Исследование  уровня агрессивности детей 3 - 7лет».

1-я методика - тест «Несуществующее  животное» (М.З. Дукаревич, книга «Психологические рисуночные тесты» А.Л. Венгер) [1].  Цель - диагностика наличия агрессии по специфическим графическим деталям изображения и описания жизни животного. Метод исследования построен на теории психомоторной связи.

Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной  в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается  движением»). 

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится  к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах [3]. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.  Детям дается следующая инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Время рисования не ограничивается. После рисования с ребенком проводится беседа о животном, уточняется: как животное называется, какой у него характер, чем питается, с кем дружит.

Анализируя рисунок ребенка  можно получить информацию об индивидуальных эмоциональных реакциях ребенка, степени  его эмоциональной зрелости и  психической уравновешенности. Для  исследования особую ценность представляют особенности рисунка, которые характеризуют  агрессивные тенденции личности. Такие как,  рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.  Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Нами были выведены уровни агрессивности: высокий, средний, низкий, уровни и критерии представлены в таблице 1. Интерпретация рисунков проводится на основе данных критериев.

Таблица 1.

Уровни и критерии наличия  агрессивности по проективной методике  «Несуществующее животное» 

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

1.Наличие нескольких выраженных  агрессивных деталей у животного:  рога, копыта, клыки.

2. Большое количество  острых углов при рисовании  животного.

3. Образ жизни животного  носит агрессивный характер, направленный  против другого объекта (против  людей)

Средний уровень

1. Наличие какой-либо одной  агрессивной детали у животного.

2. Образ жизни животного  не носит негативного характера.

Низкий уровень

1. Отсутствие агрессивных  деталей в изображении животного.

2. Мирный образ жизни  животного.


 

Методика 2 «Кактус» в модификации М.А. Панфиловой [2, C.91].

Цель - диагностика наличия  агрессивности по специфическим  графическим деталям изображения. Данная методика предназначена для  работы с детьми с 3-х лет. Детям  предлагается следующая инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй  кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Время рисования  не ограничено. Рисунки детей оцениваются  по следующим параметрам: наличие  колючек у цветка, характер рисования  колючек. На основании, полученных данных так же можно выделить три уровня агрессии, которые представлены в  таблице 2.

Таблица 2.

Уровни  и критерии  агрессивности по методике «Кактус»

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы  тщательно. Большое количество иголок.

Средний уровень

Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка.

Низкий уровень

Отсутствие колючек у  кактуса.


 

Методика 3. Анкета для воспитателей «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет» (М. Алворд, П. Бейкер) [4]. Методика предназначена для выявления уровня агрессивности детей на основе наблюдения человека, непосредственно находящегося в общении c данным ребенком.

Исследователь (родитель, воспитатель) в течение 2 - 3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в  специальный лист наблюдений. В течение  дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-». При обработке результатов наблюдения следует помнить, что каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной агрессивности. Случайные, эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости - тоже не показатели высокого уровня данного свойства. Лишь систематически наблюдаемые проявления перечисленных особенностей поведения и взаимодействия могут свидетельствовать об агрессивности дошкольника.

Данную анкету было предложено заполнить воспитателям, хорошо знающим  детей своей группы. Анкета состоит  из 20 высказываний, характеризующих  ребенка, воспитателю необходимо было отметить наличие «+» или отсутствие «-» данного признака у ребенка.  Результаты опросника переводят в стандартные баллы и по суммарному количеству баллов определяют уровень агрессивности в поведении. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается как 1 балл. Все полученные баллы суммируются. По количеству баллов определяется уровень агрессивности каждого ребенка. Уровни и критерии агрессивности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни  и  критерии  агрессивности по анкете  для  воспитателей «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет»

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

15 - 20 баллов

Средний уровень

7 - 14 баллов

Низкий уровень

1 - 6 баллов


 

2.2. Констатирующий  эксперимент

В данном дошкольном учреждении 2 старшие группы, одна из них была контрольной,  другая – экспериментальной. Ниже представлено описание проведения констатирующего эксперимента по трем выбранным методикам в контрольной  группе.

При оценке рисунков «Рисунок несуществующего животного» оценивались следующие параметры, связанные с агрессивностью.  В контрольной группе к низкому уровню агрессии относятся рисунки 6 детей (33 %): Ильи И., Насти Ст., Егора Ц., Маши Н., Антона В., Алины П. В рисунках этих детей есть реальные животные с невыраженными признаками агрессии, например, рисунок Ильи И., где изображена улыбающаяся кошка без когтей и хвоста. В описании жизни животного мальчик упомянул, что это доброе животное, питается Вискасом и водой.  Так же были рисунки цыплят у Насти С. и Егора Ц. Это так же добрые животные, причем у Егора «золотой» цыпленок, который может выполнять желания людей.

Повышенная агрессия характеризуется  в рисунках за счет наличия острых выступов, независимо от того, что они  изображают (рога, уши, щупальца, клешни). В данной группе к таким рисункам относятся животные 7 человек (39 %): Лизы В., Арина К., Руслан Д., Дима И., Соня В., Максим А., Полины Р. В данной подгруппе  детей можно выделить разные уровни присутствия агрессии. Так рисунки 9 детей (50 %) имеют характер скрытой  агрессии. Например, рисунки Димы И. и Лизы В., в которых единственным признаком агрессии является один рог  животного. Описание данных животных лишено агрессивных признаков, они добрые, травоядные, дружат либо со всеми, либо с представителями своего рода или  подобными (мамонт дружит со слонами). Так же агрессивный уровень представленный в одной конкретной детали отмечен в рисунке Руслана Д. (волшебные ежики с «шипами»), Сони В. (человек – ворона с острым розовым клювом), Максима А. (множество кошек с лапами – шипами), Полина Р.  (животное без названия с шипами). Описание всех перечисленных животных не несет негативного характера – это добрые, веселые, хозяйственные животные, которые питаются растениями или специальным кормом, дружелюбные, дружат либо с себе подобными, либо с человеком.

Так же выделены рисунки  с несколькими агрессивными чертами  – 5 детей (28 %) – Кристина Д., Настя  Е., Арина С., Дима Г., Глеб Б. Так у  Кристины нарисовано 4 летающие собаки с большими когтями и шипованными крыльями. У Арины С. у разного слона 4 бивня, острые копыта, другого разного животного острый хвост, острые уши и длинный красный язык. Причем образ жизни первого (разного) животного не носит негативного характера (питается грушами, животное хорошее, доброе), то второй слон описан как злое животное, которое убивает людей. У Насти Е. много птиц с острыми крыльями, острыми клювами. Девочка описала этих птиц как всеядных (кушают груши и мясо. Мясо дают), хотя они добрые, дружат с орлами.  При обработке данных исследования мы получили следующие результаты: высокий уровень агрессивности – у 7 детей (39 %); средний уровень агрессивности – у 5 детей (28%); низкий уровень агрессивности -  у 6 детей (33 %).

Информация о работе Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста