Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений в России возрастает потребность в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и эффективно развивать свою профессиональную компетентность. Если понимать личность не только как объект воздействия со стороны институтов воспитания и общества в целом, но и как субъект развития - саморазвивающуюся, самодостаточную, самоцельную, самоактуализирующуюся единицу человеческого общества, то встает вопрос о воспитании психологической культуры человека, которая обеспечит его саморазвитие. Здесь главным принципом выступает гуманистическая направленность формирования личностных новообразований, которые должны быть доступны самоконтролю со стороны личности и неподвластны внешнему манипулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.
1.1. Генезис изучения проблемы аутопсихологической компетентности личности…………………………………………………………...………..8
1.2. Понятие аутопсихологической компетентности…………………….……..9
1.3. Аутопсихологическая компетентность, как возможность снижения уровня профессионального стресса……………………………………...18
Глава 2. Исследование профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2.1. Понятие профессионального стресса……………………………………...34
2.2. Психологические детерминанты профессионального стресса…………..37
2.3. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы…………...46
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального стресса у преподавателей высшей школы и возможность снижения его с помощью аутопсихологической компетентности.
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….54
3.2. Организация и методика исследования……………………………………55
3.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….55
Выводы…………………………………………………………………………...99
Заключение…………………………………………………………….............104
Список литературы……………………………………….…………………..106

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Носалёвой Юлии.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Таким образом, доказано, что эмоциональная удовлетворенность профессиональной деятельностью является одним из условий предупреждения синдрома эмоционального выгорания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Профессия учителя связана со значимым риском развития синдрома профессионального стресса и профессионального выгорания. Один из факторов успешной профессиональной адаптации педагогов – развитые адаптационные способности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Развитые адаптационные способности обуславливают устойчивость учителей по отношению к профессиональным стрессам и способствуют сохранению профессионального здоровья.

Большое значение для противостояния профессиональному стрессу и выгоранию и сохранению профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать просоциальные действия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт) и ассертивные (уверенные) действия. Эти модели поведения способствуют успешной социальной адаптации и снижают риск развития синдрома выгорания. Неконструктивные модели поведения – избегание, манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Профессиональный стресс и синдром выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень выгорания учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу. Возможность развития профессионального стресса и синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности человека свидетельствует о необходимости разработать психопрофилактические и реабилитационные меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.

Один из важных компонентов совладения профессиональными стрессами и синдрома выгорания – коррекция неконструктивных стратегий поведения и формирование конструктивных копинг - стратегий (совладение с профессиональным стрессом), к которым относится уверенное поведение и навыки социального взаимодействия.

Семейное положение учителей также касается выгорания. Разведенные мужчины хуже справляются с жизненными и профессиональными стрессами, они чаще женатых коллег переживают синдром выгорания. Женщины-учителя в большей мере подвержены выгоранию в семье.

Последствие выгорания становятся переживание одиночества, снижение удовлетворенности жизнью и своими достижениями (самореализацией).

В связи с высоким риском выгорания учителей особую актуальность приобретает вопрос о мерах психопрофилактики профессиональных стрессов в профессии типа «человек-человек». Существуют два основных направления профилактической и реабилитационной работы:

- профилактические меры – обучение  социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей  преодолевающего поведения;

- реабилитация уже «сгоревших» лиц – восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Психологические  и жизненные потери (к проблеме  экологии человека) / Психология  личности в условиях социальных  изменений. - М. : Институт психологии  РАН, 1993. - С. 7-20.

2. Аминов, Н. А. Дифференциальный подход в исследовании структурной организации главных компонентов педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопр. психологии. - 1995. - № 5. - С. 5-17.

3. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных  жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцифирова // Психол. журн. – 1994. - № 1. – С. 3-18.

4. Анцыферова, Л. И. Способность личности  к преодолению деформации своего развития / Л. И. Анцифирова // Психол. журн. - 1999. – Т. 20, № 1. - С. 6-19.

5. Берзин, Б.Ю. Сознание масс и самосознание группы. - М. : Изд. АОН, 1991. - 173с.

6. Бойко, В. В. Энергия эмоций в  общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 469 с.

7. Большакова, В.В. Очерки по истории  русской психологии (XIX - начало XX вв.) /часть 1, проблема формирования личности. Н.Новгород : изд. ВВКЦ, 1994. - 160с.

8. Бодров, В.А. Информационный стресс. М., 2000.

9. Водопьянова, Н. Е. Стратегии и  модели преодолевающего поведения / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб., 2001.

10. Byrne, B.M. Burnout: testing for the validity, replication and invariance of causal structure across elementary, intermediate and secondary teachers // American Educational Research J. 1994. V. 31. (3). P. 645-673.

11. Гришина, Е.Н. Методологические проблемы  профессиональной и психологической  культуры государственных служащих//Развитие  профессиональной и психологической  культуры государственных служащих/Отв. ред. Е.А. Суслова. – М. : Изд-во РАГС, 2000. – С. 5-10.

12. Гусева, А.С., Лешин, В.В. Развитие  аутопсихологических способностей  личности: Методы и технологии: Учеб. - метод. пособие. – М. : Изд-во РАГС, 2000.

13. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание  учителя. - М. : Просвещение, 1987. - 143с.

14. Егорова, Т.Е. Аутопсихологическая  компетентность личности. – Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 1997.

15. Егорова, Т.Е. Формирование аутопсихологической  компетентности личности в условиях  групповой интенсивной подготовки: Автореф. дис…канд. психол. наук. –  М., 1997. – 21 с.

16. Егорова, Т.Е. Введение в теорию  и практику психофизического  и духовного саморазвития личности. – Н.Новгород: ВГИПИ, 1999.

17. Жариков, Е.С. Психологические средства  стрессоустойчивости. - М. : МГУ, 1990. - С. 25-27.

18. Жданов, О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. - М. : РАГС, 1999.

19. Зейгарник, Б.В. Опосредование и  саморегуляция в норме и патологии// Вестн. москв. ун-та. Сер.14. Психология. – 1981 - N2. - С. 9-15.

20. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика  и изменение организационной культуры. СПб., 2001.

21. Козиев, В.Н. Психологический анализ  профессионального самосознания учителя./Автореф. канд. дисс. - Л. : ЛГУ, 1980. - 21с.

22. Козлова, Р.П. Преодоление барьеров  общения как фактор развития  интегральной индивидуальности. (Исследование специалистов ресурсовых центров). Дисс.канд.псих.наук. Пермь, 1994. - 152с.

23. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности  преподавателя и мастера производственного обучения.- М. : Высшая школа, 1990. - 119c.

24. Кайгородов, Б.В. Самопонимание: миф и реальность. – М. : Моск. Психол. - соц. ин-т, 2000. – 184 с.

25. Куликов, Л.В., Михайлова, О.А. Виды  трудового стресса // Психология  психических состояний. Вып. 3 / Под  ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. - С. 245-255.

26. Маркова, А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 190 c.

27. Маркова, А.К. Психологический анализ  профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика,  1990 - N8.

28. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М. : Москва, 1996. - 308с.

29. Марасанов, Г.И., Зингер, Т.Э. Психологическая культура руководителя: направления акмеологического анализа// Акмеология: методология, методы и технология. – М., 1998. – С. 201-204.

30. Maslach, C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research/ Washington D.C.; Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.

31. Метельский, Г.И. Психологические  особенности гностической деятельности учителя. Л. : ЛГУ, 1979.

32. Местон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы  менеджмента. М., 1992.

33. Митина, Л.М. Формирование профессионального  самосознания учителя // Вопросы психологии, 1990 - N 3. - С. 58-64.

34. Мирзиев, И.Х., Прохоров, А.О. Особенности  регуляции психических состояний  в трудных жизненных ситуациях// Психология психических состояний: Сб. ст. / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2002. – Вып. 4. – С. 275-283.

35. Носс, И. Н. Введение в практику  психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина ; Моск. гуманитар. ин-т им. Е. Р. Дашковой. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 346 с. : ил.

36. Платонов, К.К. Структура и развитие  личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

37. Панов, В.И. Методологические предпосылки  анализа психики как объекта  психологии созидания // Антология  современной психологии конца XX века: Ежегодн. / рос. Психол. О-во. – Т.7, Вып. 3. – Казань, 2001. – С. 28-40.

38. Пособие по применению личностного  опросника Р. Кеттелла / сост. А. А. Руковишников, М. В. Соколова. - Ярославль. : Психодиагностика, 1995. – 43 с.

39. Прохоров, А.О. Психические состояния и их свойства. – Казань, 1994.

40. Прохоров, А.О. Феноменология регуляции  психических состояний // Психология  психических состояний. – Вып. 4. – С. 263-274.

41. Практикум по общей, экспериментальной  и прикладной психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2000. - 559 с. : ил.

42. Прохоров, А. О. Психические состояния  и их проявление в учебном процессе / А. О. Прохоров. – Казань :  Изд-во КГУ, 1991. – 167 с.

43. Психология: Слов. – М., 1990.

44. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

45. Психология - производству и восприятию / Под ред. Е.С. Кузьмина. Л., 1977.

46. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопр. психологии. - 1997. - № 1. - С. 94.

47. Рогов, Е. И. Учитель как объект  психологического исследования : пособие для школ. психологов по работе с учителем и пед. коллективом / Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1998. - 494 с. : ил.

48. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания  в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 85-95.

49. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности  в себе / В. Г. Ромек. - СПб. : Речь, 2002. – 175 с.

50. Рукавишников, А. А. Личностные детерминанты  и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03, 19.00.05. / А. А. Рукавишников. - Ярославль, 2001. – 173 с.

51. Сандомирский, М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия : практ. рук.  / М. Е. Сандомирский. - М. : Класс, 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

52. Саморегуляция и прогнозирование  социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - Л. : Наука, 1979. - 264 с.

53. Селье, Г. Стресс без дисстресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. – 124 с.

54. Ситников, А.П., Деркач, А.А., Елшина, И.В. Аутопсихологическая компетентность  руководителей: прикладные технологии. - М. : Изд-во Луч, 1994. - 225с.

55. Смит, М. Д. Тренинг уверенности в себе : пер. с англ. / М. Д. Смит. - СПб. : Речь, 2000. – 243 с.

56. Столин, В.В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 286c.

57. Степнова, Л.А. Сущностные характеристики  аутопсихологической компетентности  личности. – М.: Эдельвейс, 2000.

58. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика  профессиональной деятельности. М., 1999. - С. 186-213.

59. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального  выгорания» как показатель профессиональной  дезадаптации учителя// вопросы психологии. 1994. - № 6. - С. 54-67.

60. Holt, P., Fine , M.J., Tollefson N. Mediating stress: Survival of the hardy // Psychology in the Schools. 1987. V/24 (1) P. 51-58.

61. Цветков, Э.А. В поисках утраченного  Я. – СПб.: Лань, 1995. – 78 с.

62. Четвериков, А.В. Переживание как  средство преодоления невозможности реализации жизненных потребностей россиян в период социальных перемен // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. – М.: РАГС, 2000. – С. 44-52.

63. Шафранова, А.С. Из опыта изучения  труда работников посвящения. М., 1925.

64. Шейн, Э. Организационная культура  и лидерство. СПб., 2002.

65. Щулшенко, И.М. Семестровые экзамены  в медицинском вузе: учебная необходимость  или дань традиции? // Врачебное  дело (Лiкар. справа). 1998. №1. - С. 202-204.

66. Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность  и ее формирование в процессе  обучения в вузе (на материале деятельности врача) /Диссертация. - Ярославль, 1994. - 227с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Описание методов исследования.

Нами в эмпирическом исследовании использовались методики для исследования профессионального стресса такие, как методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко; тест- опросник «Самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; самоактуализационный тест (САТ); 16-F опросник Кеттелла; методика исследования социальных ценностей.

Методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко:

Информация о работе Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы