Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

 

Критические значения по субшкале «социальной желательности»:                   2 учащихся – 14%.

Состояние тревожности испытуемому не свойственно: нет учащихся – 0%;

Нормальный уровень тревожности: 12 учащихся – 79%;

Несколько повышенная тревожность: 1 учащийся – 7%;

Явно повышенная тревожность: 1 учащийся – 7%;

Очень высокая тревожность: 1 учащийся – 7%.

Повышенная тревожность (НП + ЯП + ОВ): 3 учащихся – 21%;

Нормальная тревожность (- + Н): 12 учащихся – 79%.

 

Протокол индивидуальных значений уровня явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) у учеников 4 класса

 

И.Ф.

Показатель наличия тревожности

Екатерина Б.

Н

Ольга Г.

Н

Владислав К.

Н

Наталья К.

Н

Евгений К.

Н

Александр К.

НП

Мария М.

НП

Мария Н.

НП

Арсений П.

НП

Максим С.

Н

Евгений С.

Н

Марина Т.

НП

Анастасия У.

Н

Никита Ф.

Н

Екатерина Х.

Н


 

Критические значения по субшкале «социальной желательности»:                   1 учащийся – 7%.

Состояние тревожности испытуемому не свойственно: нет учащихся – 0%;

Нормальный уровень тревожности: 10 учащихся – 67%;

Несколько повышенная тревожность: 5 учащихся – 33%;

Явно повышенная тревожность: нет учащихся – 0%;

Очень высокая тревожность: нет учащихся – 0%.

Повышенная тревожность (НП + ЯП + ОВ): 5 учащихся – 33%;

Нормальная тревожность (- + Н): 10 учащихся – 67%.

 

Приложение II

 

Тест школьной тревожности Филлипса

(по А. Филлипсу)

 

 

Описание

Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (7-12 лет) (исследование школьной тревожности). Данный тест был разработан британским психологом, детским психотерапевтом, литературным критиком и писателем Адамом Филлипсом в 1960 году. Данная методика – стандартизированная, успешно прошла валидность и надежность.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Примерное время выполнения теста – 15-25 минут.

Инструкция

Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всем  классом?

2. Волнуешься ли ты, когда  учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать  в классе так, как этого хочет  учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от  того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоего класса бил или  ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился  при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он  говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что боишься  сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя  колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники  смеются над тобой, когда вы  играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе  ставят более низкую оценку, чем  ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос  о том, не оставят ли тебя  на второй год?

13. Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делается  выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не  хочет делать то, что хочешь  ты?

16. Сильно ли ты волнуешься  перед тем, как начать выполнять  задание?

17. Трудно ли тебе получать  такие отметки, каких ждут от  тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в  классе?

19. Будут ли твои одноклассники  смеяться над тобой, если ты  сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на  своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

22. Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в  том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь  ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более  усердно, если знаешь, что результаты  такой работы будут сравнивать  в классе с результатами твоих  одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами  вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что  твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель говорит, что  собирается проверить твою готовность  к уроку?

29. Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли кто-нибудь  из твоих друзей, что ты хочешь  выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята  относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют  ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что  большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя  мама в организации вечеров, как  другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе  окружающие?

38. Надеешься ли ты в  будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу так же  хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные  ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят  в классе?

42. Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один  на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами  твои одноклассники твою внешность  и поведение?

46. Думаешь ли ты, что  беспокоишься о своих школьных  делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот  расплачешься?

48. Когда  вечером  ты  лежишь  в  постели,  думаешь  ли  ты  временами  с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49. Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что  начинаешь нервничать, когда учитель  говорит, что собирается дать  классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка  твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу  задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут  сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, что  твои одноклассники понимают  его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты  по дороге в школу, что учитель  может дать классу проверочную  работу?

57. Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед  всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (см. таблица XXV, таблица XXVI). Например, на    58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, – это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений  по всему тесту. Если оно меньше 50% – нормальная тревожность, больше 50%, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов  теста –     о высокой  тревожности.

 

Таблица XXV

 

Распределение вопросов по факторам

 

Фактор

Номера вопросов

1. Общая тревожность в  школе 

2 4 7 12 16 21 23 26 28 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Σ=22

2. Переживание социального  стресса

5 10 15 20 24 30 33 36 39 42 44

Σ=11

3. Фрустрация  потребности  в достижении успеха

1 3 6 11 17 19 25 29 32 35 38 41 43

Σ=13

4. Страх самовыражения

27 31 34 37 40 45

Σ=6

5. Страх  ситуации  проверки  знаний

2 7 12 16 21 26

Σ=6

6. Страх   не соответствовать ожиданиям окружающих

3 8 13 17 22

Σ=5

Фактор

Номера вопросов

7. Низкая   физиологическая  сопротивляемость стрессу

9 14 18 23 28

Σ=5

8. Проблемы  и  страхи  в отношениях с учителями

2 6 11 32 35 41 44 47

Σ=8


 

Таблица XXVI

 

Ключ к вопросам теста школьной тревожности

 

1.  –

18.  –

35.  +

52.  –

2. –

19.  –

36.  +

53.  –

3.  –

20.  +

37.  –

54.  –

4.  –

21.  –

38.  +

55.  –

5.  –

22.  +

39.  +

56.  –

6.  –

23.  –

40.  –

57.  –

7.  –

24.  +

41.  +

58.  –

8.  –

25.  +

42.  –

 

9.  –

26.  –

43.  +

 

10.  –

27.  –

44.  +

 

11.  +

28.  –

45.  –

 

12.  –

29.  –

46.  –

 

13.  –

30.  +

47.  –

 

14.  –

31.  –

48.  –

 

15.  –

32.  –

49.  –

 

16.  –

33.  –

50.  –

 

17.  –

34.  –

51.  –

 

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста