Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Таблица 2

Виды направленности личности подростков и юношей в %

Группа испытуемых

Личная направленность

Направленность на взаимодействие

Деловая направленность

Подростки

28,6

57,1

14,3

Юноши

36,7

20

43,3


 

Проведя статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты  статистической обработки данных по видам социальной направленности подростков и юношей

Группа испытуемых

Личная направленность

Направленность на взаимодействие

Деловая направленность

Подростки

Юноши

++

+


Обозначения:

+ - различия значимы при р≥0,05

++ - различия  значимы, при р≥0,01

− - различия не значимы, при р≤0,05

Проанализировав полученные результаты, мы установили статистически значимые различия по таким видам социальной направленности как: направленность на взаимодействие и деловая направленность.

Наиболее значимые различия были получены по типу направленности  «направленность на взаимодействие». Более высокая выраженность наблюдается  у подростков, это означает, что  они в большей степени, чем  юноши стремятся действовать  в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом, действовать вместе с другими. Мы можем предположить, что выраженность направленности на взаимодействие у подростков, по сравнению с юношами, может быть связана с тем, что это является особенностью подросткового периода, когда ведущим видом деятельности  становится общение со сверстниками, и поэтому, им важно находится в группе. В юношеском возрасте ведущий вид деятельности меняется и поэтому направленность на взаимодействие не является для них столь значимым.

Высокая степень  общественной направленности означает, что подростки ставят интересы группы выше интересов собственной активности, личной выгоды или интереса к заданию. Эффективность деятельности подростка  выше всего в таких действиях  и условиях, которые способствуют сохранению целостности группы.

Деловая направленность более выражена у юношей (43,3%), чем  у подростков (14,3%). Это говорит  о том, что  юноши в большей  степени, чем подростки стремятся  включаться в исследовательскую  и преобразующую деятельность людей, стремятся к достижению ранее поставленных целей и задач. Мы можем предположить, что такая направленность на дело связана с тем, что в юношеском возрасте учащиеся начинают определяться с выбором профессии и поэтому они, прежде всего, ориентированы на выполнение действий или решение задач и лишь во вторую очередь -  на удовлетворение групповых или индивидуалистских потребностей.

Различий в  личностной направленности между группами испытуемых обнаружено не было, но мы считаем  необходимым проинтерпретировать полученные результаты. Выраженность личностной направленности  выше у юношей (36,7%), чем у подростков (28,6%). Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки стремятся к самосовершенствованию, а также к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию. Такая направленность на себя связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такие люди чаще всего заняты собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагируют на потребности людей вокруг себя.

 Мы провели статистическую обработку данных между видами направленности внутри одной группы и получили следующие результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Результаты  статистической обработки данных по видам социальной направленности внутри каждой группы

Виды направленности

Подростки

Юноши

Личная и общественная

++

+

Личная и деловая

Общественная и деловая

++

+


 

Обозначения:

+ - различия  значимы, при р≥0,05

++ - различия  значимы при р≥0,01

− - различия не значимы, при р≤0,05

Проанализировав результаты статистической обработки, мы получили, что в подростковом возрасте доминирует общественная направленность («на взаимодействие»). Это означает, что направленность на взаимодействие у подростков проявляется в сфере  отношений.

Общественная  направленность проявляется:

- в переживаниях  сопричастности в делах и поступках;  переживаниях успеха или неуспеха  совместных действий, удовлетворенности  или неудовлетворенности общением  с людьми; расчетом в переживаниях  на сочувствие и помощь, с ожиданием помощи оказанием ее; переживаний, окрашенных дружескими товарищескими отношениями;

- в оценивании  других и самого себя, соотносимом  критериями сотрудничества, взаимодействия;

- в действиях,  связанных с поиском путей  и средств помощи другим, ориентированных на поиск и ожидание помощи от других; направленных на координацию взаимодействия, координацию общения; способствующих налаживанию дружеских товарищеских связей, соблюдению и культивированию правил человеческого общежития.

У юношей доминирует два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.

Таким образом, статистически значимые различия между  группами были получены по таким видам  социальной направленности как: направленность на взаимодействие и деловая направленность. В подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений. В юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.

 Виды направленности  личности подростков и юношей  характеризуются устойчивостью,  определенным уровнем общественной  значимости и широты.

 

2.3 Изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей

Для выявления  основного типа мотивации (мотивационной стратегии) мы использовали методику «Конструктивность мотивации» В.П. Трусова. По данной методике прошли тестирование 71 учащийся в возрасте 11-14 лет и 71 учащийся в возрасте 15-17 лет.

 Полученные  результаты представлены в таблице  5.

Таблица 5

Типы мотивации  подростков и юношей

Группа испытуемых

Приспособление

Соперничество

Избегание

Сотрудничество

Подростки

26,8%

5,6%

15,5%

52,1%

Юноши

49,3%

5,6%

8,4%

36,6%


 

Проведя статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Результаты  статистической обработки данных по типам мотивации подростков и  юношей

Группа испытуемых

Приспособление

Соперничество

Избегание

Сотрудничество

Подростки

Юноши

++

+


Обозначения:

+ - различия значимы, при р≥0,05

++ - различия значимы, при р≥0,01

− - различия не значимы, при р≤0,05

Проанализировав полученные данные, мы установили статистически  значимые различия между группами по таким типам мотивации как, «приспособление» и «сотрудничество», по двум другим типам мотивации статистически значимых различий обнаружено не было.

По результатам  исследования мы получили, что наиболее значимые различия были выявлены по типу мотивации – «приспособление». У  юношей данный тип сильнее выражен, чем у подростков (49,3% и 26,8% соответственно). Это может говорить о том, что юноши в большей степени могут приспосабливаться к позиции других людей и собственным привычкам, в отличие от подростков, у которых данный тип мотивации выражен в меньшей степени.

Мотив «приспособление» - это мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности.

В принципе инструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления». Первая из них - это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира - как своего, так и мира других людей. Вторая форма - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования.

Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом. В людях с такой мотивации сочетаются одновременно экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности.

По результатам  исследования статистически значимые различия были получены по такому типу мотивации как «сотрудничество». Данный тип мотивации сильнее  выражен у подростков, чем у  юношей (52,1% и 36,6 соответственно). Это говорит о том, что подростки в большей степени устремлены к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий, чем юноши. Это может быть связано с особенностями возраста, когда подростки стремятся к общению со своими сверстниками и быть вместе с ними в группе.

Мотивация по типу «сотрудничество»- это мотив взаимного  принятия внутреннего и внешнего, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации  достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности.

Такие люди интернальны и экстравертированны, устремлены к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности - сангвиник.

По двум типам  мотивации («избегание» и «соперничество») статистически значимых различий получено не было, но мы считаем необходимым  проанализировать полученные результаты.

Тип мотивации  «избегание» у подростков встречается  чаще, чем у юношей (15,5% и 8,4% соответственно). Это говорит о том, что подростки  чаще избегают сложных ситуаций, в  которых возникают острые вопросы  взаимодействия внутреннего и внешнего, по сравнению с юношами. Это может быть связано с тем, что подростки еще не готовы брать на себя ответственность за решения в сложных ситуациях.

Основной мотив  взаимодействия «избегание» - это мотив  реконструктивного единства мотивации  достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является избегание сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют такую личность как интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями - более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. В случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее - в благоприятных обстоятельствах, проявляется как сангвиник.

Мотив взаимодействия «соперничество» получил одинаковое значение в обеих группах (5,6%). Основной мотив взаимодействия «соперничество», означает отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели как инструкции. Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к соперничеству, на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека.

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей