Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
По результатам методики в блоке инструментальных ценностей в группе, в которую входят ценности-средства, связанные с самоутверждением 1-е место в иерархии ценностей у юношей занимает ценность «высокие запросы». У подростков данная ценность занимает 3-е место. Это говорит о том, что юноши предъявляют к жизни более высокие требования, чем подростки.
Ценность «твердая воля» в подростковом возрасте находится на 3-ем месте, в юношеском на 6-м месте. Это говорит о том, что подростки умеют сильнее стоять на своем чем юноши, не отступают перед трудностями для достижения поставленных задач и целей.
Такая ценность,
как «независимость» у
На последнем месте в этой категории у подростков и юношей находятся две ценности: «смелость в отстаивании своего решения» и непримиримость к недостаткам в себе и других. Это свидетельствует о том, что для данной категории они являются малозначимыми.
Среди качеств, с помощью которых подростки и юноши желают осуществлять свои цели в будущем, - это ценности-средства, связанные с профессиональной самореализацией. На 1-м месте у подростков находится ценность «аккуратность». У юношей данная ценность стоит на 3-м месте. Это говорит о том, что подростки считают, что умение содержать в порядке вещи и иметь порядок в делах помогает профессиональной самореализации.
На 2-м месте у юношей находится ценность «воспитанность», в отличие от подростков, у которых данная ценность стоит на 3-м месте. Для юношей в большей степени, чем для подростков воспитанность является средством профессиональной самореализации.
Такая ценность,
как «исполнительность» у подростков
стоит на 5-м месте, у юношей на
4-м месте. Это говорит о том,
что юноши более
«Образованность»,
«ответственность» и «
Среди ценностей-средств, связанных с экзистенциальным мироощущением, наиболее значимой ценностью является «жизнерадостность». У подростков эта ценность занимает 2-е место, у юношей 4-е место. Это говорит о том, что подростки в большей степени, чем юноши считают, что юмор является необходимым для хорошего настроения и самочувствия. Юноши считают, что для достижения такого состояния жизнерадостности мало.
Остальные средства-средства («рационализм», «самоконтроль», «терпимость», «широта взглядов», честность», «чуткость»), являются менее значимыми для подростков и юношей, поэтому в иерархии ценностей занимают последние места.
Таким образом, среди терминальных ценностей на 1-м месте у подростков и юношей находится ценность «активная деятельная жизнь». У подростков наиболее значимые ценности распределились следующим образом: 2-е место – «свобода», 3-е место – «развитие», 4-е место – «здоровье», 5-е место – «любовь». У юношей наиболее значимыми ценностями являются следующие: на 2-м месте – «красота природы и искусства», на 3-м месте – «здоровье», на 4-м месте – «развитие» на 5-м месте – «интересная работа».
Наименее значимыми для подростков являются ценности: «познание», «творчество», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь», «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «общественное признание». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», « познание», «творчество», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание». Эти ценности в иерархии ценностей стоят на последних местах.
Среди инструментальных ценностей 1-е место в подростковом возрасте занимает «аккуратность», 2-е место – «жизнерадостность», 3-е место – «воспитанность», «твердая воля» и «высокие запросы», 4-е место – «независимость», 5-е место – «исполнительность». В юношеском возрасте иерархия значимых ценностей следующая: 1-е место – «высокие запросы», 2-е место – «воспитанность», 3-е место – «аккуратность», 4-е место – «жизнерадостность», «исполнительность» и «независимость», 5-е место – «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов».
Наименее значимыми для подростков являются ценности: «непримиримость к недостаткам в себе и других», «образованность», «рационализм», «самоконтроль», «терпимость», «эффективность в делах». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «честность», «рационализм», «эффективность в делах», «терпимость». Эти ценности в иерархии ценностей занимают последнее место.
Ценностные ориентации подростков и юношей имеют определенный уровень общественной значимости и широты.
Для выявления
степени выраженности социально-психологических
установок личности нами была использована
методика диагностики социально-
Полученные
результаты представлены в
Таблица 10
Социально-психологические установки личности подростков и юношей
Группа испытуемых |
Установки личности | |||||||
процесс |
результат |
альтруизм |
эгоизм |
труд |
свобода |
власть |
деньги | |
Подростки |
5,7 |
5,3 |
5 |
3,5 |
4,7 |
6,1 |
2,7 |
3,2 |
Юноши |
5,7 |
5,4 |
4,1 |
4,3 |
4,1 |
6,5 |
3,1 |
3,5 |
Поскольку выборки отличаются друг от друга по количеству тестируемых, мы определили дисперсию, чтобы посмотреть соответствует ли разброс значений нормальному распределению признака или нет.
Мы рассчитали дисперсию по формуле:
S2 = Σ (xi – x)2
n-1
где хi - каждое наблюдаемое значение признака;
х – среднее арифметическое значение признака;
n – количество наблюдений.
Таблица 11
Сравнительный
анализ дисперсий социально-
Группа испытуемых |
Установки личности | |||||||
процесс |
результат |
альтруизм |
эгоизм |
труд |
свобода |
власть |
деньги | |
Подростки |
3,8 |
3,1 |
3,8 |
3,3 |
4,03 |
4,07 |
3,7 |
3,8 |
Юноши |
3,2 |
4,4 |
4,6 |
5,1 |
5,1 |
2,5 |
5,4 |
3,2 |
Анализ дисперсий двух выборок показал, что распределение признака соответствует нормальному, поэтому мы можем сравнивать две выборки между собой.
Используя формулу для эмпирического значения F-критерия Фишера, мы проверили гипотезу о том, что дисперсии двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые выборки, отличаются друг от друга.
Формула для эмпирического значения критерия F-Фишера:
Fэ = σ12
___
σ22
где σ12 – большая дисперсия;
σ22 – меньшая дисперсия.
Полученные данные представлены в таблице 12.
Таблица 12
Результаты статистической обработки данных по методике диагностики социально-психологических установок личности
Группа испытуемых |
Установки личности | |||||||
процесс |
результат |
альтруизм |
эгоизм |
труд |
свобода |
власть |
деньги | |
Подростки Юноши |
− |
+ |
− |
+++ |
− |
++ |
++ |
− |
Обозначения:
+ - различия значимы, при р≥0,05
++ - различия значимы при р≤0,01
+++ - различия значимы, при р≥0,001
− - различия не значимы, при р≤0,05
При сравнении дисперсий первой и второй выборки мы получили, что есть различия между дисперсиями, а, следовательно, значит, есть различия и между средними значениями.
Статистически значимыми и достоверными являются различия по таким социально-психологическим установкам как: «результат», «эгоизм», «свобода» и «власть».
По результатам
исследования в категории социально-
В категории
социально-психологический
В категории
социально-психологических уста
Ориентация на свободу больше выражена у подростков (4 балла), чем у юношей (2,5 балла). Это говорит о том, что такая ориентация связана со стремлением в подростковом возрасте к независимости, самостоятельности, выражению собственной индивидуальности. Можно предположить, что такое стремление к свободе связано с особенностями возраста. Возникающее на данном этапе чувство взрослости приводит к тому, что подростки стремятся выйти из-под опеки взрослых и показать свою самостоятельность.
В категории социально-психологических установок на «власть – деньги» ориентация на власть выше у юношей (5,4 балла), чем у подростков (3,7 балла). Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки хотят иметь верх над другими, руководить другими людьми. Это может быть связано с тем, что юноши стремясь показать свою состоятельность, оказывают властное давление на сверстников. Ориентация на деньги выше у подростков (3,8 балла), чем юношей (3,2 балла). Что говорит о том, что установка на материальное благополучие у подростков выше, чем у юношей.
Установки на власть и деньги находятся в зоне ближайшего развития, имеют меньшую значимость для подростков и юношей, поскольку данные установки не являются главными ориентирами в данном возрасте. Это может быть объяснено тем, что для подростков и юношей не характерно стремление к увеличению своего благосостояния и влияние на других людей и общество.
По результатам исследования мы можем сказать, что в подростковом и юношеском возрастах на первом месте стоит установку на свободу, затем установка на процесс и на третьем месте установка на результат.
Таким образом,
значимые различия между выборками
были обнаружены по таким социально-
Итак, мы можем сказать, что выраженность социально-психологических установок в проявлениях направленности личности в подростковом и юношеском возрастах имеет определенный уровень общественной значимости и широты. Установки подростков и юношей имеют слабую интенсивность в проявлении направленности личности.
Анализ практической части исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Доминирующим типом направленности в подростковом возрасте является два типа направленности: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. В юношеском возрасте доминирующим типом направленности является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.
2. В подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений, в юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.
3. В подростковом возрасте в проявлении направленности личности доминирует тип мотивации «сотрудничество», что говорит об уровне значимости и устойчивости данного типа мотивации в проявлениях направленности личности. В юношеском возрасте проявляются два типа мотивации взаимодействия «приспособление» и «сотрудничество» одновременно, что подчеркивает определенный уровень широты.
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей