Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

 

По результатам  методики в блоке инструментальных ценностей в группе, в которую  входят ценности-средства, связанные  с самоутверждением 1-е место в  иерархии ценностей у юношей занимает ценность «высокие запросы». У подростков данная ценность занимает 3-е место. Это говорит о том, что юноши предъявляют к жизни более высокие требования, чем подростки.

Ценность «твердая воля» в подростковом возрасте находится  на 3-ем месте, в юношеском на 6-м месте. Это говорит о том, что подростки умеют сильнее стоять на своем чем юноши, не отступают перед трудностями для достижения поставленных задач и целей.

Такая ценность, как «независимость» у подростков и юношей находится на 4-м месте. Это говорит о том, что для них свойственно способность действовать самостоятельно и решительно, не зависимо от других.

На последнем  месте в этой категории у подростков и юношей находятся две ценности: «смелость в отстаивании своего решения» и непримиримость к недостаткам в себе и других. Это свидетельствует о том, что для данной категории они являются малозначимыми.

Среди качеств, с помощью которых подростки  и юноши желают осуществлять свои цели в будущем, - это ценности-средства, связанные с профессиональной самореализацией. На 1-м месте у подростков находится ценность «аккуратность». У юношей данная ценность стоит на 3-м месте. Это говорит о том, что подростки считают, что умение содержать в порядке вещи и иметь порядок в делах помогает профессиональной самореализации.

На 2-м месте  у юношей находится ценность «воспитанность», в отличие от подростков, у которых  данная ценность стоит на 3-м месте. Для юношей в большей степени, чем для подростков воспитанность  является средством профессиональной самореализации.

Такая ценность, как «исполнительность» у подростков стоит на 5-м месте, у юношей на 4-м месте. Это говорит о том, что юноши более дисциплинированы, чем подростки.

«Образованность», «ответственность» и «эффективность в делах» для подростков и юношей являются наименее нужными для достижения профессиональной самореализации.

Среди ценностей-средств, связанных с экзистенциальным мироощущением, наиболее значимой ценностью является «жизнерадостность». У подростков эта  ценность занимает 2-е место, у юношей 4-е место. Это говорит о том, что подростки в большей степени, чем юноши считают, что юмор является необходимым для хорошего настроения и самочувствия. Юноши считают, что для достижения такого состояния жизнерадостности мало.

Остальные средства-средства («рационализм», «самоконтроль», «терпимость», «широта взглядов», честность», «чуткость»), являются менее значимыми для подростков и юношей, поэтому в иерархии ценностей занимают  последние места.

Таким образом, среди терминальных ценностей на 1-м месте у подростков и юношей находится ценность «активная деятельная жизнь». У подростков наиболее значимые ценности распределились следующим образом: 2-е место – «свобода», 3-е место – «развитие», 4-е место – «здоровье», 5-е место – «любовь». У юношей наиболее значимыми ценностями являются следующие: на 2-м месте – «красота природы и искусства», на 3-м месте – «здоровье», на 4-м месте – «развитие» на 5-м месте – «интересная работа».

Наименее значимыми  для подростков являются ценности: «познание», «творчество», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь», «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «общественное признание». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», « познание», «творчество», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание». Эти ценности в иерархии ценностей стоят на последних местах.

Среди инструментальных ценностей  1-е место в подростковом возрасте занимает «аккуратность», 2-е  место – «жизнерадостность», 3-е место – «воспитанность», «твердая воля» и «высокие запросы», 4-е место – «независимость», 5-е место – «исполнительность». В юношеском возрасте иерархия значимых ценностей следующая: 1-е место – «высокие запросы», 2-е место – «воспитанность», 3-е место – «аккуратность», 4-е место – «жизнерадостность», «исполнительность» и «независимость», 5-е место – «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов».

Наименее значимыми  для подростков являются  ценности: «непримиримость к недостаткам  в себе и других», «образованность», «рационализм», «самоконтроль», «терпимость», «эффективность в делах». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «честность», «рационализм», «эффективность в делах», «терпимость». Эти ценности в иерархии ценностей занимают последнее место.

Ценностные  ориентации подростков и юношей имеют  определенный уровень общественной значимости и широты.

Для выявления  степени выраженности социально-психологических  установок личности нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкиной). По данной методике было протестировано 139 подростков и 95 юношей.

 Полученные  результаты представлены в таблице  10.

 Таблица  10

Социально-психологические  установки личности подростков и юношей

Группа испытуемых

Установки личности

процесс

результат

альтруизм

эгоизм

труд

свобода

власть

деньги

Подростки

5,7

5,3

5

3,5

4,7

6,1

2,7

3,2

Юноши

5,7

5,4

4,1

4,3

4,1

6,5

3,1

3,5


 

Поскольку выборки  отличаются друг от друга по количеству тестируемых, мы определили дисперсию, чтобы посмотреть соответствует ли разброс значений нормальному распределению признака или нет.

Мы рассчитали дисперсию по формуле:

S2 = Σ (xi – x)2

             n-1

где хi - каждое наблюдаемое значение признака;

       х – среднее арифметическое  значение признака;

       n – количество наблюдений.

Таблица 11

Сравнительный анализ дисперсий социально-психологических  установок личности подростков и  юношей

Группа испытуемых

Установки личности

процесс

результат

альтруизм

эгоизм

труд

свобода

власть

деньги

Подростки

3,8

3,1

3,8

3,3

4,03

4,07

3,7

3,8

Юноши

3,2

4,4

4,6

5,1

5,1

2,5

5,4

3,2


 

Анализ дисперсий  двух выборок показал, что распределение  признака соответствует нормальному, поэтому мы можем сравнивать две выборки между собой.

Используя формулу  для эмпирического значения F-критерия Фишера, мы проверили гипотезу о том, что дисперсии двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые выборки, отличаются друг от друга.

Формула для  эмпирического значения критерия F-Фишера:

Fэ = σ12  

      ___

       σ22

где σ12 – большая дисперсия;

       σ22 – меньшая дисперсия.

Полученные  данные представлены в таблице 12.

 

Таблица 12

Результаты  статистической обработки  данных по методике диагностики социально-психологических установок личности

Группа испытуемых

Установки личности

процесс

результат

альтруизм

эгоизм

труд

свобода

власть

деньги

Подростки

Юноши

+

+++

++

++


Обозначения:

+ - различия  значимы, при р≥0,05

++ - различия  значимы при р≤0,01

+++ - различия  значимы, при р≥0,001

− - различия не значимы, при р≤0,05

При сравнении  дисперсий первой и второй выборки  мы получили, что есть различия между  дисперсиями, а, следовательно, значит, есть различия и между средними значениями.

Статистически значимыми и достоверными являются различия по таким социально-психологическим установкам как: «результат», «эгоизм», «свобода» и «власть».

По результатам  исследования в категории социально-психологических  установок на «процесс-результат», ориентация на результат выше у юношей (4,4 балла), чем у подростков (3,1 балла), ориентация на процесс наоборот выше у подростков (3,8 балла), чем у юношей (3,2 балла). Это говорит о том, что для юношей больше важен результат деятельности, а для подростков сам процесс выполнения этой деятельности, т.е. последовательная смена действий в процессе деятельности.  Можно предположить, что для подростков сам процесс выполняемой работы более интересен, чем этап ее завершения, а для юношей уже более важен сам итог, следствие, завершающее собой какие-либо действия.

В категории  социально-психологический установок  на «альтруизм – эгоизм» ориентация на альтруизм и эгоизм выше у юношей (4,6 и 5,1 балла соответственно), чем  у подростков (3,8 и 3,3 балла соответственно). Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки проявляют эти качества. Это может быть связано с тем, что юноши способны лучше адаптироваться в социуме, чем подростки, меня тактику проявления альтруизма на эгоизм.

В категории  социально-психологических установок на «труд - свободу» ориентация на труд выше у юношей (5,1 балла), чем у подростков (4 балла). Труд предполагает общественную деятельность людей, направленную на потребности индивида и общества. Это говорит о том, что юноши больше ориентированы на выполнение действий, которые приводят к определенной цели, чем подростки. Это может быть связано с тем, что юноши все чаще начинают задумываться над выбором профессии и поэтому стараются выполнять действия, направленные на достижение запланированной цели.

Ориентация на свободу больше выражена у подростков (4 балла), чем у юношей (2,5 балла). Это говорит о том, что такая ориентация связана со стремлением в подростковом возрасте к независимости, самостоятельности, выражению собственной индивидуальности. Можно предположить, что такое стремление к свободе связано с особенностями возраста. Возникающее на данном этапе чувство взрослости приводит к тому, что подростки стремятся выйти из-под опеки взрослых и показать свою самостоятельность.

В категории  социально-психологических установок на «власть – деньги» ориентация на власть выше у юношей (5,4 балла), чем у подростков (3,7 балла). Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки хотят иметь верх над другими, руководить другими людьми. Это может быть связано с тем, что юноши стремясь показать свою состоятельность, оказывают властное давление на сверстников. Ориентация на деньги выше у  подростков (3,8 балла), чем юношей (3,2 балла). Что говорит о том, что установка на материальное благополучие у подростков выше, чем у юношей.

Установки на власть и деньги находятся в зоне ближайшего развития, имеют меньшую значимость для подростков и юношей, поскольку  данные установки не являются главными ориентирами в данном возрасте. Это  может быть объяснено тем, что  для подростков и юношей не характерно стремление к увеличению своего благосостояния и влияние на других людей и общество.

По результатам  исследования мы можем сказать, что  в подростковом и юношеском возрастах  на первом месте стоит установку  на свободу, затем установка на процесс и на третьем месте установка на результат.

Таким образом, значимые различия между выборками  были обнаружены по таким социально-психологическим  установкам, как «результат», «эгоизм», «свобода» и «власть».

Итак, мы можем  сказать, что выраженность социально-психологических установок в проявлениях направленности личности в подростковом и юношеском возрастах имеет определенный уровень общественной значимости и широты. Установки подростков и юношей имеют слабую интенсивность в проявлении направленности личности.

Анализ практической части исследования позволяет нам  сделать следующие выводы:

1. Доминирующим типом направленности в подростковом возрасте является два типа направленности: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. В юношеском возрасте доминирующим типом направленности является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.

2. В подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений, в юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.

3. В подростковом возрасте в проявлении направленности личности доминирует тип мотивации «сотрудничество», что говорит об уровне значимости и устойчивости данного типа мотивации в проявлениях направленности личности. В юношеском возрасте проявляются два типа мотивации взаимодействия «приспособление» и «сотрудничество» одновременно, что подчеркивает определенный уровень широты.

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей