Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 09:11, дипломная работа
Цель исследования - выявить психологические особенности медиаторства как одного из наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи исследования:- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме конфликта и методов его разрешения;
- выявить факторы, причины и условия возникновения и решения конфликтных ситуаций на основе психологических исследований;
- опытно-экспериментальным путем выявить пути решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и психологические особенности медиаторства; осуществить разрешение конфликтной ситуации в ООО «Гигиена и экспертиза».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МЕДИАТОРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИТНЫХ СИТУАЦИЙ….….7
1.1. Проблема конфликта в отечественной и зарубежной психологии ……....7
1.2. Пути преодоления конфликтов в трудовом коллективе…..…………………………………………………………….……...19
1.3. Медиаторство как один из методов преодоления конфликтов…..…………………………………………………………………..37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТОРСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ…53
2.1. Организация и методы исследования……………….…………………….53
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………….………………………61
2.3. Особенности разрешения конфликтной ситуации в трудовом
коллективе ООО «ГИГИЕНА И ЭКСПЕРТИЗА»…….……………….……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………77
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: «Центр», 1997
7. Руткевич М. Социальный конфликт: философское измерение. Вестник Российской Академии Наук. Июнь 2004, т.64, с,481
8. Социология. Учебное пособие. М.: «Знание», 1997
9. Фролов С.С. Социология. М.: «Логос», 1996
10. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002г.
11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2000
12. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. М.: ХАРВЕСТ, 1999, 642 с.
13. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев:
1. Издат. Об-во «Верзилин и К ЛТД». 1991
14. Управление персоналом. Учебник./Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: ЮНИТИ. 2002
15. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. М.: ПМБ РАУ 1993. 521 с.
16. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. 412 с.
17. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах/Пер. с нем. Н.В. Маловой. Калуга: «Духовное познание» 2004. 176 с.
18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е издание, доп. и перераб. М.: Проспект, 2002. 456 с.
19. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Ин-т практической психологии. 1996. 401 с.
20. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: «Тандем» ЭКМОС, 1998. 288 с.
21. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. 291 с.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Тест «Самооценка конфликтности»
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли вас это?
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) нет;
б) разумеется, признаю;
в) постараюсь примирить наши точки зрения.
Приложение 2
Тест «Оценка глубины конфликта»
1. Стороны осознают причину конфликта | 12345 | Стороны не осознают 1 причину конфликта |
2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер | 12345 | Причина конфликта имеет материальный характер |
3 Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости | 12345 | Цель конфликтующих — получение привилегий |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | 12345 | Общей цели нет |
5 Сферы сближения выражены | 12345 | Сферы сближения не выражены |
6 Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | 12345 | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
7. Лидеры мнений не выделяются | 12345 | Замечено влияние лидеров мнений |
8 В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | 12345 | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Информация о работе Исследование роли медиаторства в преодолении конфлитных ситуаций