Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V

VI
Заключение
47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Темперант.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

I

Введение

3

II

Общее понятие о темпераменте

5

II.1

История развития темперамента

5

II.2

Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента

8

II.3

Характеристика темпераментов.

18

III

Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

26

III.1

Организация и проведение психодиагностического  исследование темперамента младших  школьников

26

III.2

Индивидуальный подход учителя  к младшему школьнику с учетом типа темперамента

29

IV

Список использованной литературы

43

V

Приложение А

44

VI

Заключение

47


 

I Введение

 

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.

К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие  многих психических различий между  людьми, в том числе по интенсивности  и устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях  – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.

Несмотря на то, что предпринимались  неоднократные и постоянные попытки  исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится  к разряду спорных и до конца  не решенных проблем современной  психологической науки. Сегодня  существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива.

Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. В личности каждого человека главенствует её социально обусловленная сторона – направленность. Поэтому, обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Этим и объясняется актуальность данной темы.

В данной работе затронуты такие  вопросы как: понятие темперамента человека, соотношение типов темперамента и типов нервной системы, психологическая характеристика типов темперамента, исследование темперамента, учёт темперамента в учебно-воспитательной работе.

Многочисленные исследования (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов и др.) развили представления о темпераменте – устойчивом индивидуальном стиле поведения, имеющем природную основу. Согласно современным взглядам в основе темперамента лежат характеристики психофизиологических систем, которые интегрируют поведение индивида, его эмоции и вегетативные функции (Э. Кречмер, Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо и др.). Тем не менее, учет типа темперамента в учебной деятельности исследованы недостаточно.

Цель исследования – изучить возможности использования типа темперамента в учебно-воспитательной работе.

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу по указанной теме;
  • выявить основные типы темпераментов;
  • определить психолого-педагогические условия работы с младшими школьниками разными по темпераменту в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования – учебный процесс.

Предмет исследования – типы темперамента.

Исходя из цели и задач исследования, выдвинем гипотезу: если каждый человек имеет индивидуальный стиль в зависимости от темперамента, то необходимо учитывать это свойство характера в учебно-воспитательном процессе школы.

Методы исследования: для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента младших школьников. Установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями. С помощью методики А. Томас – С. Чесса выдели три типа свойств темперамента: легкий темперамент, трудный темперамент, темперамент с длительным привыканием.

Базой для исследования послужила  школа №24 города Павлодара.

 

II Общие понятие о темпераментах

 

II.1 Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1) Общая активность психической  деятельности и поведения человека  выражается в различной степени  стремления активно действовать,  осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

 Можно отметить две крайности:  с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой –  большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2) Двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности  двигательного и речевого аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3) Эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

 Древнегреческий врач Гиппократ,  живший в V веке до н.э., описал  четыре темперамента, которые получили  следующие названия: сангвинический  темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов, то есть сила нервных процессов, характеристика работоспособности нервных клеток переносить торможение или возбуждение, уравновешенность нервных процессов, способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

 Помимо темперамента, у человека  есть характер! Часто эти понятия  путают или подменяют друг  другом, но это разные понятия,  которые тесно связаны друг  с другом. Понятие характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в разных видах деятельности и общения, обуславливает типичные для нее (личности) способы поведения. Формирование характера существенно зависит от темперамента человека, черты характера развиваются на его базе. Характер формируется в течение всей жизни. Так, например, человек будучи подростком имеет один характер, а, повзрослев лет на 30, имеет другой. На это влияет образ жизни человека, его опыт, трудовая деятельность, также общественные условия и жизненные обстоятельства. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность, подвижность или инертность реакций, но темперамент не определяет характер, характер развивается самостоятельно. Так у людей с одним типом темперамента могут быть разные характеры. Черты темперамента и характера связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя индивидуальную личность.

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (V-IV вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), – входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека [5, с. 102]. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

Имануил Кант (1724- 1804) говорил, что «с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относят также тепло или холод при обработке этих соков)» [7, с. 89].

У Вундта (конец XIX в.) темперамент – это соотношение скорости и силы «душевных движений». В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.

Близка к точке зрения И. Канта идея русского педагога, анатома и врача П.Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX – начале XX в.) о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие — мера возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы [12, с. 241].

На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер» [4, с. 74]. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Информация о работе Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе