Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V

VI
Заключение
47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Темперант.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Задание на дом: описать не менее 6 случаев или ситуаций из повседневной жизни, произошедших между занятиями, в которых человек поступил творчески, неординарно (это можете быть вы сами, ваш знакомый или случайный человек). Это может быть и эпизод из увиденного вами фильма или прочитанной книги.

Ритуал окончания занятия. Цель: создание эмоционального комфорта.

Все члены группы становятся по кругу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Ведущий: Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового – в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!».

Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает  у них ощущение принадлежности к  группе и чувство душевного подъема  от совместной деятельности. Эта процедура  выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения тренинга, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии знания со старыми, уже имеющимися.

Приведем пример общего занятия  со всеми детьми по второму блоку  «Конфликты и поведение».

Тема: Уверенное и неуверенное поведение.

Задачи:

  • отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;
  • всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
  • овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я».

Важно научиться адекватно оценивать  собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность  или неуверенность в себе. Можно  утверждать, что неуверенное поведение  вредит человеку, приводит к тому, что  неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Существует целый ряд характеристик  уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость  в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение  собственного мнения, без оглядки  на окружающих.

3. Использование местоимения Я,  отсутствие попыток спрятаться  за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное  выражение чувств и потребностей.

Отработкой навыков уверенного поведения и должны послужить  занятия тренинга.

Упражнение «Три имени».

Назначение:

  • развитие саморефлексии;
  • формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три  карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Упражнение «Хвастовство».

Назначение:

  • создание условий и формирование навыков самораскрытия;
  • совершенствование навыков группового выступления.

Участники садятся в большой  круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе.

На выступление отводится  – 1 минута.

По окончании всех выступлений  группа обсуждает ощущения, возникшие  в процессе выполнения упражнения.

Упражнение «Контраргументы».

Назначение:

  • создание условий для самораскрытия;
  • умение вести полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих  слабых сторонах – о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Упражнение «Всеобщее внимание».

Назначение:

  • развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,
  • формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.

Упражнение «Прорвись в круг».

Назначение:

  • стимуляция групповой сплоченности;
  • снятие эмоционального напряжения.

Члены группы берутся за руки и  образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т.е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов:

1) В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия?

2) Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?

3) Что я при этом испытываю?

4) Что препятствует мне самореализоваться?

По окончании дискуссии целесообразно  провести творческую заключительную комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с ответами на две группы вопросов:

  • что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга;
  • что понравилось (не понравилось) в ходе тренинга при взаимной (с тренером) рефлексии полученных ответов.

Приведем пример занятия по блоку  «Культура общения» для сангвиников и флегматиков.

Тема: Дискуссия «Способы общения».

Давайте подумаем: а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в  виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счет? Я буду записывать их на ватмане.

Учащиеся предлагают, а ведущий  записывает на ватмане под заголовком «Способы общения» все названные  средства общения. Следует направлять учеников на то, чтобы они назвали  примерно следующие способы общения:

1. Слова (речь).

2. Выражение лица (мимика).

3. Жесты.

4. Позы.

5. Взгляды.)

Молодцы. Вы назвали много разных способов общения. Я только внесу  ваш список.

(Пояснение для ведущего)

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.

При этом ведущий записывает свои дополнения на листе ватмана, где  уже есть указанные участниками  способы общения.

В конечном счете, должна получиться следующая схема:

Способы общения:

Вербальные (слова): Невербальные (несловесные):

  • устная речь – интонация;
  • письменная речь – взгляды;
  • выражение лица (мимика);
  • жесты;
  • позы.

Рассказ ведущего «Распознавание невербальных сообщений»

Словами человек передает не всю информацию в процессе общения. Часто люди даже больше доверяют невербальным элементам информации. Ну, например, если сказать: «Очень вкусно» – и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам. А равнодушная интонация при произнесении слов «Я люблю тебя» вообще меняет их смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это очень важно, поскольку невербальная информация действительно намного чаще соответствует истинным чувствам, чем слова.

Сейчас я покажу вам слайд, на котором наши герои рассматривают  детские рисунки на стене. Попробуйте определить, какую информацию выражают позы, жесты, внешний вид этих фигурок, и предположите, какие состояния за всем этим могут скрываться.

Необходимо дать учащимся возможность  высказать свои предположения относительно содержания невербальной информации.

Если ученики не смогут сделать  никаких предположений, можно наводящими вопросами подтолкнуть их; если предположения будут неверными, то по возможности следует поддержать их (т.е. в том случае, если они совершенно не расходятся с рисунками).

По рисункам, изображенным детьми на стене, можно прочитать следующую  невербальную информацию об эмоциях и состояниях:

  • художник рисует картину (вдохновение, удовлетворение...);
  • злодей и ребенок (ребенок - испуг, страх; злодей - ярость, злость...);
  • мальчик и девочка (удовольствие, радость, счастье,..); девочка и кошка (жалость, доброта, печаль...).

А сейчас послушайте внимательно. Я  должен сказать вам одну важную вещь. Дело в том, что абсолютно верно  распознать невербальную информацию сложно. Вы убедились в этом сами. Способность  понимать невербальную информацию партнера во многом зависит от того, в каком состоянии находится сам воспринимающий ее. Мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию. Понятно, что, если мы хотим научиться верно понимать других людей, надо уметь улавливать не только смысл сказанных ими слов, но и все невербальные сигналы. Но для нас столь же важно, чтобы наши слова не расходились с тем, что мы сообщаем другим людям без помощи слов. Мы сейчас потренируемся и в этом деле.

Игра-упражнение «Разговор через  стекло».

Предлагаю вам поиграть в игру «Разговор через стекло». Правила такие: сейчас вы рассчитаетесь на первый-второй, и я дам вам задание - выразите кое-что без помощи слов.

Первые номера не будут знать, какое  задание получили вторые, и наоборот. Потом каждый первый номер выберет  себе пару из числа вторых, и в паре оба партнера постараются объяснить друг другу то, что я им сообщу. Объяснения начинать по моей команде. Говорить вслух или писать нельзя! Пока я не разрешу, никто не должен произносить ни звука. Вообще, считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят.

После этого мы послушаем сначала, что поняли вторые номера (первые в  это время будут молчать), а  потом – первые (тогда будут  молчать вторые).

(Пояснение для ведущего).

Пары можно рассаживаем таким  образом, чтобы не было возможно «коллективное объяснение».

Первым номерам дается задание  объяснить без помощи слов, что  спортсмены не употребляют спиртных напитков, а вторым – что курение  вызывает у них неприятные ощущения, связанные с пожелтением зубов  и появлением запаха изо рта. Не позволяйте ученикам перешептываться или писать (в том числе и «по воздуху»). Как только первые номера закончат объяснять (не следует затягивать объяснение более чем на 2-3 мин), сразу попросите их по очереди рассказать, что они поняли. После этого приступать к объяснению могут вторые номера.

Работа в подгруппах «Правила эффективного и безопасного общения».

 Ну что, повеселились? Молодцы.  Игра получилась у вас просто  замечательная. Вы, наверное, согласитесь,  что умение понимать невербальные  сигналы собеседника облегчает общение. Но не только это одно делает общение приятным и продуктивным. Вероятно, чтобы собеседнику было интересно и приятно с вами общаться, требуются еще какие-то правила, которым нужно следовать, контактируя с другими людьми. Вот сейчас мы и попробуем сформулировать такие правила правильного общения.

Следует разбить учеников на подгруппы  по 3-5 человек. Способ разбивки случайный  и очень простой, например рассчитаться на первый-второй-третий или красный-желтый-зеленый. Одинаковые номера или цвета составляют подгруппу. Задача каждой группы - придумать по 5 правил общения, которые могли бы облегчить и улучшить его. Затем подгруппы по очереди представляют свои правила, а ведущий записывает их на листе ватмана или на доске.

Следует обязательно убедиться в том, что ученики поняли смысл каждого правила и его важность. Будет лучше задать вопрос вроде: «Кто не согласен с каким-либо из этих правил?» или «Кто не понимает какое-либо из этих правил?» Если такие ученики найдутся, то их позиция и их вопросы могут послужить поводом для дискуссии, и этим поводом необходимо воспользоваться.

Информация о работе Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе