Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа
Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V
VI
Заключение
47
Возможно, что для такой дискуссии следует специально зарезервировать некоторое время. Ниже перечислены примерные выводы, к которым лучше будет подвести учеников.
Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем свое уважение, искренность и открытость. Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем свое дружелюбие и уверенность в себе (улыбка помогает даже в споре с врагом). Давая собеседнику возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность учитывать интересы окружающих.
Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром. Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо разговора будет драка.
В окончательном виде сформулированные
правила эффективного и безопасного
общения могут выглядеть
Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным.
Вывод: Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента младших школьников. Мы установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями: одни из них активные, подвижные, более общительные, другие работают медленнее, долго думают, менее эмоциональны.
В связи с этим мы разработали
рекомендации для учителя начальных
классов с целью осуществления
индивидуального подхода к
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
IV Список использованной литературы
V Приложение А
Опросник методики А. Томас – С. Чесса
1. Мой ребенок активно играет и сильно брызгается во время купания.
2. Проводя время с другими детьми, мой ребенок испытывает удовольствие.
3. Мой ребенок чувствителен к запахам, он обращает внимание на неприятные запахи.
4. Мой ребенок застенчив и робок с незнакомыми взрослыми.
5. Когда мой ребенок увлечен, каким-нибудь занятием (играет с конструктором, головоломкой, рисует и т. п.), то может без отдыха работать очень долго, пока не закончит.
6. Мой ребенок имеет стул каждый день примерно в одно то же время.
7. Мой ребенок ест пищу, которую раньше не любил.
8. Мой ребенок с большим
9. Моего ребенка легко отвлечь от плохого настроения (с помощью шутки, ласки и пр.)
10. Мой ребенок застенчив и
робок при встрече с
11. Мой ребенок обращает внимание
на громкость звука (жалуется
на слишком громкие звуки,
12. Моего ребенка приходится
долго уговаривать надеть
13. Мой ребенок просит перекусить (бутерброды, фрукты, печенье) всегда в одно и то же время.
14. Мой ребенок пересказывает
события прошедшего дня с
15. Мой ребенок ведет себя непринужденно в гостях после нескольких визитов.
16. Если мой ребенок расстроен
или у него что-то не
17. Если мой ребенок захочет
игрушку или сладости в
18. Мой ребенок чаще бегает, чем ходит, и дома, и на улице.
19. Мой ребенок получает
20. Моему ребенку требуется одно и то же время, чтобы заснуть после того, как он ляжет в постель.
21. Мой ребенок любит пробовать новые блюда.
22. Когда мама занята и не может заниматься со своим ребенком, он уходит, занимается и играет один, а не пристает к маме.
23. Мой ребенок обращает внимание на цвет предметов, например, может сказать: «Какой красивый (или некрасивый) цвет».
24. На детской площадке мой
ребенок бегает, падает, прыгает
и постоянно находится в
25. Если моему ребенку что-то не нравится (например, стрижка в парикмахерской, умывание и т.п.), он будет долго противиться.
26. Мой ребенок отвлекается на внезапный шум или оживление вокруг него, даже когда он занят любимой игрой.
27. Если прервать любимое занятие моего ребенка, он лишь немного покапризничает.
28. Если моему ребенку что-то пообещаешь, он постоянно будет напоминать об этом.
29. Мой ребенок ссорится, когда играет с другими детьми.
30. Мой ребенок боится подойти к чужим детям и играть с ними (на детской площадке, на елке, на празднике, в гостях и т. п.).
31. Длительность ночного сна моего ребенка не постоянна.
32. Мой ребенок замечает, какую пищу, он ест (холодную или горячую).
33. Мой ребенок быстро
34. Мой ребенок спокойно сидит,
когда слушает сказку или
35. Когда ребенка ругают родители и делают ему замечание, он не плачет и не кричит, а лишь немного похнычет.
36. Если мой ребенок на что-то сердится, его трудно успокоить.
37. Когда мой ребенок, учится какой - либо новой подвижной игре (например, катанию на коньках), он проводит много времени, практикуясь в этом.
38. Мой ребенок голоден каждый день в разное время.
39. Мой ребенок очень
40. Мой ребенок с трудом засыпает на новом месте в течение нескольких дней.
41. Мой ребенок с нетерпением
ждет того дня, когда он
42. Мой ребенок чувствует себя свободно в новой остановке (когда семья отправляется в путешествие, на отдых и т.п.).
43. Если ребенку не покупают в магазине того, что он просит, ребенок активно выражает свое недовольство.
44. Моего ребенка трудно
45. Когда погода плохая, и ребенок вынужден находиться дома, он носится по комнатам, и его трудно занять тихими, спокойными играми.
46. Мой ребенок ведет себя непринужденно с незнакомыми взрослыми, которые приходят к нам в дом.
47. Моему ребенку свойственно есть мало в один день и много – в другой.
48. Если у ребенка что-то не получается (трудная игра, головоломка и т. п.), он быстро меняет занятие.
49. Мой ребенок обращает внимание на температуру в доме или на улице.
50. Мой ребенок заметно
51. В новой ситуации (например, в больнице, в детском саду, в школе и т. д.) мой ребенок в течение нескольких дней чувствует себя комфортно.
52. Мой ребенок легко соглашается на выполнение неприятных для него процедур (стрижка ногтей, причесывание и т. п.), если его чем-то занять (игрой, сказкой, телевизором).
53. Мой ребенок ведет себя
спокойно во время просмотра
детского кинофильма или
54. Мой ребенок кричит, громко спорит, когда ему предлагают переодеться.
55. Мой ребенок просыпается в одно и то же время, даже в воскресные дни и праздники.
56. Когда у ребенка что-то не получается в игре, он идет жаловаться своим родителям на других
детей.
57. Мой ребенок жалуется, когда ему неудобна одежда.
58. Мой ребенок быстро
59. Мой ребенок быстро привыкает к новому распорядку дня, если происходит, какое-то изменение в повседневной жизни (не может пойти в детский сад, изменения в занятиях и т.п.).
60. Мой ребенок спокойно играет с игрушками и куклами на детской площадке или в парке.
61. Мой ребенок ведет себя спокойно, когда другой ребенок берет его игрушки.
62. Мой ребенок расстраивается,
когда остается один без
63. Моего ребенка трудно отвлечь или заставить прекратить свое занятие, если он им увлечен.
64. Мой ребенок любит спокойные
занятия (такие, как рукоделие,
65. Мой ребенок расстраивается, когда теряет свои игрушки.
66. Мой ребенок предпочитает знакомую одежду новой.
67. Мой ребенок обращает внимание на испачканную или промокшую одежду.
68. Мой ребенок с трудом
69. Мой ребенок воспринимает события спокойно, без волнения.
70. Мой ребенок легко ждет, если завтрак, обед или ужин откладываются на час или более.
71. Мой ребенок быстро перестает
надоедать, если ему
72. Мой ребенок отказывается от посторонней помощи, когда он чем-то занят.
VI Заключение
Проведя анализ литературы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы выявили, что в теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.
Мы выделили следующие возрастные
особенности у младших
Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента младших школьников. Установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями. С помощью методики А. Томас – С. Чесса выдели три типа свойств темперамента: легкий темперамент, трудный темперамент, темперамент с длительным привыканием.