История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Выделяют 2осн вида действий с предметами: орудийные и соотносящие. В овладении орудийными действиями 3этапа: 1-орудие служит продолжением руки; 2-реб. улавливает смысл и схему орудийного действия, кот удается осуществить; 3-реб. полностью овладевает техникой выполнения орудийного действия. Соотносящие -предметы учат реб. соотносить отдельные св-ва, пр-ки, части предметов м/у собой(конструирование соотнош формы и размера). Осн видом деят-ти в период раннего детства явл предметная. Для детей от3 до7 лет - сюжетно-ролевая игра.

Игра -форма деят-ти(обучения) в условных ситуациях,когда в процессе игры получаются те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Для игры старш дошкол хар-но: -коллективн хар-р;-предварительный план, кот обсуждается и принимается в группе;-сложность сюжета, большое число и увеличившаяся длит-ть действий;-отображение в игре соц и поло-ролевых отношений, принятых в обществе;-наличие лидера;-конфликтн отношения, невозможность разрешения кот прекращает развитие игр деят-ти;-определенная степень развития коммуникативных умений у кажд реб. На протяжении дошкольн детства последоват совершенствуются:игра-манипулир с предметами, индивидуал предметн игра конструктивн типа, коллективн и сюжетно-ролевая игры, индивид и групп творч-во, игры-соревнования, игры-общение, домтруд. К концу дошкольн детства развив учеб деят, кот реализует нов потреб-ти растущего чел:в познании окр мира и стать взрослым.

 

 

62. Изучение познавательных процессов (восприятие, память, мышление).

При проведении психодиагностического обследования необходимо иметь в виду, что главным условием получения достоверных данных является установление контакта с ребенком. Для этого должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка. Обследование необходимо начинать с заданий, заведомо доступных для ребенка. Очень важно, чтобы он мог успешно выполнить эти задания без помощи психолога. Затем можно постепенно усложнять задания.

Более сложные задания должны быть построены так, чтобы можно было оказывать ребенку дозированную, постепенно увеличивающуюся в объеме помощь. Виды помощи могут быть разными, начиная с простого побуждения к повторной попытке выполнить задание. Обследование нужно проводить в отдельной комнате, без посторонних людей. В помещении не должно быть лишних предметов, кот. могут отвлекать внимание ребенка.

Оценка состояния мыслительной деятельности. Достаточно надежно она м. б. произведена в случае, если имеются данные, характеризующие все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это обязательно должно быть предусмотрено при подборе диагностических методик. К нормальному уровню развития мышления могут быть отнесены случаи, когда выполнение заданий, требующих участия всех трех видов мышления, осуществляется примерно так же, как это наблюдается у нормально развивающихся детей того же возраста или чуть хуже.

Проводящему обследование важно всегда иметь в виду, что даже нормально развивающийся ребенок в 7 лет в состоянии безошибочно воспринять и усвоить инструкцию объемом в среднем в 7 — 8 слов. Когда объем инструкции увеличивается и превышает индивидуальный объем памяти хотя бы на одно слово, происходят как бы выпадения ее частей. Обычно при этом выпадают средние звенья инструкции, что может привести к искаженному пониманию ее содержания или даже к полному непониманию. В таких случаях следует расчленить инструкцию и давать ее в виде 2—3 коротких предложений, предлагая запоминать ее по частям.

Для изучения восприятия можно исп. методику иссл. способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной) Своевременное выявление особенностей восприятия у ребенка будет способствовать планированию коррекционно-проф. мер по преодолению трудностей в обучении младшего школьника. 
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Без наличия хорошей кратковременной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

 

  1. Психолого-медико-педагогические комиссии.

ПМПК - консилиум специалистов, который вправе профессионально определить уровень развития ребенка, выявить отклонения и предложить тот или иной курс лечения и реабилитации. Это одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей.

Основные задачи ПМПК: выявление и комплексное обследование детей с отклонениями; в развитии, а также детей группы риска;  разработка индивидуальных реабилитационных программ; разработка и реализация комплекса мер психолого-медико педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений) в развитии;  сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями.

Функции ПМПК: диагностика физических и (или) психических недостатков детей;  установление их прав на специальное образование;  создание специальных условий для получения образования; консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей;  создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

Решаемые вопросы: комплектование специальных (коррекционных) учреждений, консультативно-диагностическая и коррекционная помощь (образовательные, медицинские учреждения, родители, педагоги, подростки).

ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией. Основной принцип - гуманности. Принцип комплексного изучения детей - обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами.

В состав ПМПК входят следующие специалисты: врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике); педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед); логопед; психолог; социальный педагог; медицинский статистик. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми.

 

 

 

64 Педагогическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию.

ПХ — документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. Заключение должно строиться на всех доступных данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения — его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика. Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным диагнозом психологическим (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.) В заключении должны быть отражены отличительные свойства обследуемого, т. е. показатели заметно «низкие» или «высокие», а не близкие к средним. Основное содержание — это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования.

Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Схема:

А. Общая часть заключения: 1. Основные паспортные данные ребенка.                   2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию. 3. Наиболее важные анамнестические данные. 4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).  5. Сформированность регуляторных функций. 6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект). 7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы. 8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

Б. Специальная часть:  1. Психологический диагноз. 2. Вероятностный прогноз развития. 3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

 

 

65. Основные принципы психокоррекционной  работы с детьми, имеющими отклонения  в развитии

 

Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции. Различают две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вследствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям.

 

  1. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой.

Социальное взаимодействие, или интеракция предполагает регулярное влияние индивидов или групп людей друг на друга, в рез-те чего возобновляются и создаются иные социальные связи внутри общностей или между ними, формируются новые или видоизменяются уже функционирующие социальные отношения.

Виды и формы социального взаимодействия

Взаимодействие, то есть интерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах.

1) межличностное (непосредственное) взаимодействие – имеет многообразные модификации, зависит от социального положения взаимодействующих субъектов, выполняемых ими социальных ролей, наличия власти.

2) опосредованное  взаимодействие (через промежуточные звенья, или с использованием посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Можно классифицировать социальное взаимодействие и по другим критериям:

● по количеству участвующих субъектов: 1) двустороннее, 2) трехстороннее, 3) многостороннее взаимодействие;

● по уровню организованности: 1) организованное, 2) неорганизованное, 3) стихийное взаимодействие;

● по типу контактов: 1) солидарное, основанное на сотрудничестве, 2) антагонистическое взаимодействие;

Информация о работе История развития специальной психологии