История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

 

 

34. Невропатия, симптомы и лечение  невропатии

Невропатия в психиатрии — одна из форм аномалий развития (дизонтогенеза) нервной системы, характеризующаяся ее повышенной возбудимостью в сочетании с повышенной истощаемостью. Невропатия обусловлена воздействием наследственно-конституциональных факторов, внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних соматогенных и психогенных влияний. Патогенетической основой невропатии является дисбаланс функций вегетативной нервной системы. Клиническая картина во многом зависит от возраста, в котором проявилась невропатия. Так, в раннем детском возрасте преобладают расстройства сна (затруднено засыпание, отмечаются поверхностный сон, бессонница), нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта (срыгивания, рвота, снижение аппетита, поносы и запоры), а также поведения (двигательное беспокойство или заторможенность и вялость). В школьном возрасте на первый план выступают функциональные сосудистые расстройства (колебания сосудистого тонуса, лабильность пульса, головная боль, головокружение, обмороки). При этом интеллект не изменен, однако снижена работоспособность, не концентрируется внимание, отсутствует усидчивость, что может служить причиной снижения успеваемости и нарушений поведения. Нередко отмечаются соматические расстройства (общая слабость, снижение сосудистого тонуса, похудание или ожирение).Невропатия предрасполагает к таким невротическим реакциям, как энурез, заикание, тики и гиперкинезы, и патологическим реакциям (например, оппозиции, т.е. противопоставления своего поведения поведению окружающих; имитации мимических реакций окружающих). Лечение невропатии. Специфическое лечение при невропатии не разработано. Показана общеукрепляющая и симптоматическая терапия, рекомендуются закаливания организма, психогигиенические мероприятия. Профилактическое значение имеет устранение вредностей внутриутробного и перинатального периода, оздоровление окружающей среды и психологического климата в семье и в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.  Заикание

Заикание — нарушение темпа и ритма речи; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1/2 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих.Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой набл. и тонические, и клонические судороги.

     В большинстве  случаев заикание начинается  в детстве и длится от нескольких  месяцев до нескольких лет. В  отличие от заикающихся взрослых  большинство заикающихся детей  выздоравливает спонтанно. Заикание  чаще бывает у мальчиков, чем  у девочек, иногда возникает у  нескольких членов семьи.

     Почти все  заикающиеся способны говорить  плавно, когда они одни, либо читают  с кем-то в унисон, либо эмоционально  увлечены, либо поют, шепчут или  говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой  голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других  случаях. Заикающиеся испытывают  особенные трудности при общении  в сложных ситуациях, например  при выступлении перед слушателями.

     Причины  заикания неясны.Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного характера;  неровное отношение к ребенку взрослых;форсирование речевого развития ребенка; задержка развития речи; перенесенные инфекционные забол.

В тех случаях, когда заикание связано с особенностями развития речи, возможность его исправления во многом зависит от отношения окружающих. Если ребенку рано становится известно от старших, что его речь отличается от речи других детей, если говорят о заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т. п. Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.

        Если  заикание остается невыправленным  и в школьном возрасте, оно  часто становится причиной тяжелых  переживаний ребенка, неуверенности  в себе, застенчивости, мешающей  общению с людьми. Поэтому у  заикающихся детей надо воспитывать  уверенность в своих силах  и сознательное стремление преодолеть  недостаток речи. Очень важно  научить школьника управлять  темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на  вдохе.

      Лечение  заикания чрезвычайно разнообразно. К числу основных приемов относятся  замедленная или же ритмизированная  речь и другие изменения нормального  стиля речи и т.д.

 

  1.    Типы аномального развития двигательной сферы: «моторная дебильность», двигательный инфантилизм, экстрапирамидная недостаточность, фронтальная недостаточность.

Систематика аномалий развития двигательной сферы:

моторная дебильность, - Трудности комбинации движений, плохая приспособляемость движений к реальным задачам, инертность в использовании предметов.

двигательный инфантилизм - проявляется в снижении темпа моторного развития, в длительном сохранении некоторых рефлексов раннего детства, запаздывание формирования навыков сидения, стояния и ходьбы.

экстрапирамидная недостаточность - проявляется в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений.

фронтальная недостаточность проявляется в снижении способности выработки двигательных формул, не целенаправленности, расторможенности и гиподинамии.

Наиболее часто эти двигательные нарушения наблюдаются при олигофрении. В негрубой форме возможно задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза.

 

37 Детский церебральный паралич, классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича.

ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. ДЦП является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться.

В основе ДЦП лежит внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь асфиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2—3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор. Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных и психических функций у этих детей крайне затруднено. При более легкой степени заболевания поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы.

У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения. При этом отмечается более тяжелое поражение руки. У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и рече-двигательных расстройств.

Психофизическое развитие детей с ДЦП

Особенностью психического развития при ДЦП является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих ДЦП, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности, у детей наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности.

Свойственные детям с ЦП, пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях - надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения.

Часто ЦП сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства. У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций.

 

38. Психологические особенности детей  с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, личности.

 

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП обусловлены: биологическими особенностями, связанными с характером заболевания; социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов. Для б-ва детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма (незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка). Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соотв. возрастным нормам, но эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Эмоционально-волевые нарушения могут проявляться по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Или напротив пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость.

Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у ребенка затруднения. Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на: внешние - условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку; и внутренние - отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Часто в семье с больным ребенком м. наблюдать, что внимание близких сосредоточено на его болезни, родители  ограничивают самостоятельность ребенка. Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким.

Т.о, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша.

 

 

 

 

 

 

 

39. Психокоррекционная работа (основные  направления) с детьми с нарушениями  опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения, развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия-согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, ЛФК, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.2.Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет, и работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.

Информация о работе История развития специальной психологии