История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Междисципл-я направл-ть сравнит.изучения вариант. индив-ого разв-я в норм. и при пат-и разв-я в значит. степени спос-ет выявлению общ. и спецеф-х законом-й и механизмов, лежащ. в основе многообраз. их проявления.

Общ-е – отражающ. общее для всех боль-х групп явления.

Спецеф. – действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Одним из 1-х общ.законом. отклон-я развития применит-о к различным видам дизонтогенеза былисформулиров. В.И. Лубовским. Осн. тез-м явл. наличие 3-х иерарх-х уровней закономерн-йоткл. развития.

I ур-нь: законом-ти, присущ.всем типам дизонтогенет-го развития: наруш. приема, перераб-ки, сохран. и перед-чи инфы; наруш. реч-гоопосред-я; более длительн. сроки формир-я представл. и пон-й об окр. действит-и; риск возник-я состояний соц.-психол. дезадаптир-и ;

II уровень: законом-и, хар-ые для группы дизонтоген-х расст-в (возникшие недоразв-я анализат. сис-м) или имею-х в своей основе ранее орган.повреж-яг.м. ;

IIIуровень:специф. закон-и, присущие конкр. виду дизонтогенеза (прим: искажён-е разв-е по типу РДА или дифицит. развит. всл-енедостат.зрит.анализат.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Искаженное психическое развитие

 

Представ-но в част-тиРДА, кот-й отлич-ся от всех аном-й разв-я наибол-ей выраж-ю как клин.дисгар-ти, так и псих. стр-рынаруш-й. Клин.-психол. стр-раРДА, впер-еопис-яКаннером, хар-ся признаками:

1) аут-м как предельн-е один-вореб-ка, форм-щеенаруш-е его соц. разв-я вне связи с ур-м интел-ого разв-я;2) стремл. к постоянству, проявл-ое в виде стереот. зан-й, сверхпристрас-я к разным объектам, сопротив-я изменениям;

3) особая харак-ая задержка  и наруш-е разв-ия речи, вне  связи с ур-ем интел. разв-я  реб-ка; 4) раннее проявл-е патол-и псих.разв-я.

Ау-змпрояв-я при отсутс-и или значит.сниен-и контактов, «уходе» в свой внутр-й мир. Отсут-е конт-в набл-сяпо отно-ю к родным и сверст-ам. Аут-й реб-к, где бы он ни наход-я, ведет себя так, как будто он один. Обращ-т на себя вним-е эмоц. холод-ть и безраз-ие к близким, часто с повыш-й раним-ю ичувствит-ю к критике. Т.к. чел-е лицо особенно часто бывает сверхсиль-м раздраж-м, аут-е дети изб-т прям.зрит. конт-а. Многие окруж-е пред-ы, явления и некот. люди вызыв-т у них чувство страха. Отмеч-я своеобр-емотор.и речи аут-х детей. Начав ходить, они еще долго сохр-т неуклюжесть движ-й, испыт-т труд-и в овлад-и бегом. Один из осн-х призн-в РДА – хар-ыеособен-ти речи. Часто при бол-м слов.запасе дети не поль-тся речью для общ-я, хар-но неупотр-ие личных местоим-ий; при недораз-тиикоммуник.фун-и речи может набл-сяповыш-е стремление к словотворч-у.

Дети-аут. по срав-ю со здор. сверст-ми значит.реже жалуются. На конфл. ониреагир. криком и агрессией, или заним-т пасс.-оборонит. позицию. За помощью к старшим обращ-я очень редко. Ни на одном возр. этапе не игр.в сюжет. игры, не приним-т соц. ролей и не воспр-т в играх сит-и, отраж-е реальные жизн-е отнош-я. Наиболее отчет-о при аут.проявл-я асинхронииформир-я отдельных фун-й и систем: разв-е речи часто обгоняет разв-е мотор-и, «абстр-е» мышл.опереж. раз-е нагл.-действ. и нагл.-образн.Искаж-тьразв-я аут.детей может прояв-ся в парадокс-м сочет-и высок.ур-я разв-я мыслит. опер-й, опереж-м возраст. нормы, в характ-х одностор-их способ-х и интер-х. Отмеч-сянесостоят-ть в практ. жизни, в усвоении обыденных нав-в, способовдейст-й, особые труд-и в установл-и взаимоотнош. с окруж-и. При поступ-и в школу у них знач.затруд-о формир-е соответств-х мот-в учеб.деят-ти вследствие недостат. направленн. на общение и усвоение соц. норм. Особую труд-тьсост-т произвольн.регул-я деят-и, направл. на общение. Психол.особен. аут.реб-ка треб.спец.прогр-ыкоррекц. работы, в кот.выд-т осн. этапы:

1. Псих.коррек-я:а) установл.конт-а со взросл.;б) смягч. общ-о фона сенсор. и эмоц. дискомфорта, трев. и страх.;в) стим-я психич. актив., напр-ой на взаимод-е со взросл. и сверстн.;г) формир.целенапр.повед-я;д) преодол.отрицат. форм поведен.— агрес., негативизма, расторможен. влечений.

2. Педагог.коррек-я:а) формиров.активн.взаимод.я с пед-ом;б) пропедевтика обуч. (коррек.специф.недоразв. восприят., мотор., вниман., речи; формиров. навыков изо.деят-ти).

3. Медикамент.корр-я; поддерж.психофармакол. и общеукрепл.терап.

4. Раб-а с семьей:а) психотерапевт.раб-а с член. семьи;б) ознакомл. родит. с психич.особенн.реб-ка;в) составл. индивид.прогр.воспит. и обуч-я аут.реб-ка в дом. условиях;г) обуч. родит-й метод.воспит-я аут.реб-а (Астапов).

 

47. Психологическая структура РДА по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем.

 

Опираясь на данные, накопленные различными исследователями, исследуя собственный экспериментальный и коррекционный опыт Лебединский совместно с О.С.Никольской (1981) предложили рабочую гипотезу, позволяющую представить механизмы наблюдаемых при раннем детском аутизме психических расстройств в определенной системе.

Часть из них, патогенетически наиболее замкнутая на невыясненный до настоящего времени биологический субстрат повреждения, может быть отнесена к основным дефектам, другие, возникающие опосредованно как следствие аномального развития в условиях первичных дефектов - ко вторичным.

К основным трудностям, мешающим психическому развитию аутичного ребенка, по этим данным могут быть отнесены следующие:

- дефицит психической  активности;

- тесно связанные с  ним нарушения инстинктивно-аффективной  сферы;

- нарушения сенсорики;

- нарушения двигательной  сферы;

- нарушения речи.

Эти нарушения могут быть разделены на две основные группы: одна из них связана с недостаточностью регуляторных систем (активирующей, инстинктивно-аффективной), другая - с дефицитарностью анализаторных систем (гностических, речевых, двигательных). Исходя из представлений о системной организации психических процессов, можно попытаться установить характер нарушений их взаимосвязей при раннем детском аутизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Проявление синдрома раннего  детского аутизма на различных  возрастных этапах.

 

РДА–общ.наруш.разв-я реб-ка, проявл-ся в возр. до 2,5 лет (реже от 3 до 5) и затраги-е психику реб-а. При синдроме РДА в 1-юочер. наруш. потребн.реб-а в общен., утрачив.способн. ковзаимод-ю в соц-е, а также, обнаруж-сястереот-тьактивн-й, повед. иинтер-в. У таких детей отмеч.холодн. по отнош. к близк., безразл-е, боязнь любых измен. в привыч. им обстановке, однообразн., монотон.повед. со стереотипиями и различ.расст-а речи. Хотя синд. РДА наибол. ярко прояв-я в возр.е от 2 до 5 лет, его отдельн.симпт. можно увид.еще на более ранн. этап.разв-я. Так при встр. с родит.такие дети даже в грудн.возр-е не реагир.оживлен. или улыбк. Они равнодуш. к близк., иногда как бы не замеч.отсутст. или присутст. родит. Часто неспособ.отлич. люд.от неодуш. пред-в.

Неспециф.симпт. РДА у дет.до 3 лет связ. с инстинкт-й недостаточ-ю и соматовегетатив-и наруш. Проявл-ся они наруш. сна (прерывис., уменьш. продолжит.иглуб. сна, труд.засып.), снижен.аппет-а, избират. в еде, общ.беспок-м, ибесприч. част. плач. Несмотря на холодн. и скудн.эмоц-х проявл., дети с РДА дают бурн., аффект-о окрашенн. протест.реакц. с крик. и плач. на любое незнач. измен-е в привыч. обстан-ке.Такое повед. мож.продол-ся до тех пор, пока родит.не вернут прежн.поряд. дейст.

При РДА дети чувств.себя лучше в одиноч., поэт. активнострем-ся к нему.Отнош. с мамой могут носить различ.хар-р: безразлич., присутств. мать или нет, или когда реб-к прогон.ее и относ. к ней недружелюдно. В др.случ-х реб-к может испыт.беспок-во, если мамы нет рядом, но, в то же время, абсол. не прояв-ть ласки по отнош. к ней. Обычно у детей с синдр. РДА сущ-но задерж-сяформир-е простейших нав-в самообслуж.(умыв., одев.и др.)Хар-н внешн. вид таких детей: маловыраз-я мимика, «пустой» взгляд или взгляд «мимо» собед-ка. По мере взросл-яреб-ка отмеч-я и динам-а синдр. РДА. У части детей к 6-увозр-у обычно сглаж-я прояв-я соматовегетат-х расстр-в и наруш-я инстинкт., нивелир-ся стереотипии движ-й и эхолалии. У некот.происх-т улучш. коммун.реч. фун-й: появл-ся ответы на вопр., эпизоды спонтан. речи. Более длит.сохран-сяавтономн-ть, вычурн-ть, штампован-ть речи. Некот. дети стремятся задав.необыч.вопр., часто сверхцен-гохар-ра.В 7-9 летпрод-сяредук-я симптом-и РДА и их частич-я трансфор-я в синдр. и симпт. других патологич.сост-й. Более стойким остается сам аут-м и эмоцион-я индифферентн-ть. Т.о, РДА – это гр-пасиндр-вразличн.этиолог. и нозологич.принадлежн., кот-е наблюд. у детей в ран. и дошкол.возр-е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49 Подходы к психокоррекционной  работе с ребенком с ранним  детским аутизмом

Осн направления психол коррекции детей с РДА. Психокоррекцион работа с аутичн детьми базируется на том, что в клинике РДА осн место принадлежит аутистическим нарушениям поведения,речи,моторики,задержкам психич развития. Эти рас-ва способствуют вторичному углублению психич дефекта. Психокоррекц работа должна проводиться комплексно,группой специалистов:детск психиатров,невропатол,логопедов,психологов,педагвоспитателей,муз работника и др. Важным принципом явл поэтапность психокоррекцион работы с учетом степени выраженности дефекта у ребенка с РДА.

При разработке этапов психокоррекции важным явл онтогенетический подход. У большинства аутичных детей(1,2 группы), запас знаний, хар-р игровой деят-ти значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра, слабые реакции на нов игрушки,ситуации. На 1этапах занятий необходимо формир реакции оживления, слежения за предметами, слухо и зрительномоторные координации. На последующ этапах -разнообразные манипуляции с предметами, что способствует развитию зрит и осязат восприятия. формир у ребенка представления о собственном теле, его частях, сторонах. На след этапе психокоррекции переход от манипулятивной к сюжетной(формирование игровых штампов у детей с помощью повторений игр с последовательным включ новых игровых действий). На последующих этапах происходит усложнение деят-ти ребенка. Все задания в наглядной форме, объяснения-простые, повторяющ по нескольку раз, с одной и той же последовательностью и выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости. В дальнейшем должны попрежнему решаться задачи усложнения деят-ти, с постепен переходом от индивидуал к направленным групп занятиям, позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 35 и более детей.

Осн. направления психокоррекцион работы с аутичными детьми опред спецификой данного синдрома и закл в: -ориентации аутичного ребенка вовне; -обучение простым навыкам контакта; -обучение более сложным формам поведения; -развитие самосознания и лич-ти.

Осн этапы психологич коррекции и специфика психокоррекцион воздействий: 1-установление контакта с аутичным ребенком(спокойн негромкая музыка в спец оборудован помещении для занятий); 2-усиление психич актив-ти детей(психолог должен уметь почувствовать настроение, понять его поведения); 3-организация целенаправлен поведения аутичного ребенка(музык сопровождение занятий и спец игр, направлен на длительное положительное сосредоточение ребенка(«Море волнуется», «Глаза в глаза»). Частные задачи, направленны на преодоление негативных аффективн переживаний и патологич форм поведения.Агрессия, неативизм, имеют защитный хар-р, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещ осуждение поведения при взрослых и др детях, использовать проективн методы и методы переключен;4-работа с родителями(целенаправ консультации о воспитании, присутствие и активн участие). Осн задача-вовлечение в разные виды индивидуал и совместн деят-ти, формир произвольной, волевой регуляции поведения.

 

50. Детские психопатии.

Психопатия - нарушение поведения, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.

Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от раскаяния, а от злобы. Они эгоистичны, им чуждо сопереживание, они могут проявить жестокость. В зависимости от вида психопатии их поведение может носить налет шизофрении (шизоидная психопатия), эпилепсии (эпилептоидная психопатия), истерии (истероидная психопатия).

Следует отметить, что психопатия может наблюдаться как у детей и подростков с высоким и нормальным уровнем интеллектуального развития, так и у детей и подростков с задержкой психического развития и олигофренов.

Из всего многообразия типов психопатий целесообразно кратко обрисовать лишь некоторые, более отчетливо выступающие у детей.

Гипертимики — дети холерического темперамента с постоянно приподнятым настроением, повышенной самооценкой. Они всегда оживлены, подвижны, легко отвлекаемы, возбудимы, шаловливы, хвастливы, отличаются поверхностностью мышления, чувств, интересов и отношений, легко вступают в конфликты и драки.

Астеники — группа детей, личность которых формируется на основе слабого типа высшей нервной деятельности. Одни из них — тревожномнительные личности — характеризуются постоянным тревожным напряжением, беспокойством о себе и своих близких, опасениями опоздать в школу, не справиться с заданием и т. д. Они застенчивы, нерешительны, у них возникают навязчивые мысли и страхи, «ритуальные действия» (навязчивый счет, топтание на месте и др.). У других детей этой группы — сензитивных — выступает на передний план повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, выраженное самолюбие, чувство собственного достоинства и др.

Истероидные психопаты развиваются на основе слабого художественного типа высшей нервной деятельности. Важнейшая их особенность — в постоянном позерстве, наигранности поведения, в стремлении обратить на себя внимание, в «искании оценки».

Психастеники («патологически замкнутые», «шизоиды») развиваются на основе слабого мыслительного типа высшей нервной деятельности. При удовлетворительном, а иногда и высоком интеллекте у них слабы инстинкты и эмоции, недостаточны умение приспособиться к реальной обстановке, понимание ее и связь с ней. Эти дети кажутся поэтомукакими-то странными, эмоционально холодными.

Информация о работе История развития специальной психологии