Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение
Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».
Я просил учащихся повторять
это упражнение со своими
Критика — сильная
Когда мы используем навыки,
получившие названия Игра в
туман, Негативное заявление и
Негативные расспросы, мы
Второе: использование Игры
в туман, Негативного
Почти все, кого критикуют,
начинают защищаться и
Критика как средство
Поскольку большинство из
нас, чувствуя свою неправоту,
ощущает беспокойство и вину,
то человек, которого
Такого рода отношения
Отношения, построенные на критике и ответной защите, т. е. отрицания реальной, воображаемой или предполагаемой ошибки, гибельны для обоих партнеров. Способ поведения, который помог бы эффективно, решительно, без манипуляций справляться с критикой, состоит из следующих важных моментов.
1. Следует делать различие между:
(а) правдой, которую говорят
о вашем поведении (что вы
все время возитесь со своей
машиной!) и (б) «правильно» и
«неправильно», которыми
2. Вы можете чувствовать себя
комфортно (и в этом помогут
вам ваши навыки), когда вас
критикуют или не говорят
3. Если ваше поведение открыто
называют неправильным (это неправильно,
что ты все время в выходные
проводишь с машиной), вы все
равно можете не волноваться
из-за этого. В ответ на
4. Следует делать различие между
(а) правдой, которую говорят
о ваших ошибках или недочетах
(вы снова забыли надеть
5. Вы можете чувствовать себя комфортно (и в этом снова поможет предлагаемый тренинг), несмотря на свои ошибки. Просчеты и ошибки обычно, хотя и не всегда, делать расточительно и глупо, и вам нужно задуматься об этом и постараться избавиться от них. Тем не менее в действительности они не имеют ничего общего с «правильно—неправильно». Вы можете сказать: «Это и вправду глупо (расточительно), что я забыл закрыть тюбик с пастой». Навыки словесного общения, которые я назвал Игра в туман, Негативное заявление, Негативные расспросы, помогают людям справляться с критикой и основаны на тех принципах, которые изложены выше. Давайте рассмотрим каждый из этих навыков.
ИГРА В ТУМАН
Когда я помогаю людям справляться с критикой со стороны других людей, я учу их не отрицать какую бы то ни было критику, не защищаться, не контратаковать своей критикой. Начинал я с того, что советовал своим пациентам вести себя так, словно они «туман на море». Этот образ не случаен во многих отношениях. Такой туман очень стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он не создает препятствий нашему перемещению. Он не «дает сдачи». За ним нет жестких преград, от которых брошенный камень мог бы рикошетом вернуться к нам, побуждая нас поднять его и вновь бросить в туман. Мы можем сквозь него бросить какой-то предмет, это не причинит ему (туману) вреда. Мы неизбежно прекращаем пытаться спорить со стойким, независимым, не поддающимся управлению туманом. Так же стойко мы можем вести себя и в ответ на критику.
Я использую для этого
навыка еще и такие названия,
как Согласие с правдой,
Каким бы названием мы не пользовались, словесный навык мы можем применять в следующих случаях:
1. Мы можем согласиться с любой
правдой, указываемой другими
во время критики (Согласие
с правдой). Например, если особо
заботливая мама продолжает
Мать: Ты опять поздно пришла, Салли. Я звонила тебе до половины первого ночи.
Салли: Это правда, мама. Я снова вчера поздно вернулась.
2. Мы можем согласиться
с возможной правдой в критике
других людей (Согласие со
Мать: Салли, если ты будешь так часто приходить поздно, ты можешь снова заболеть.
Салли: Возможно, ты права, мама (или: «Возможно, это правда», или: «Я согласна с тобой, мама, если я не буду задерживаться так часто, я смогу больше спать»).
3. Вы можете согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых вами манипулируют (Согласие в принципе). В случае с Салли:
Мать: Салли, ты знаешь, как
важно для девушки, которая
хочет встретить хорошего
Салли: Ты права, мама. То, что ты говоришь, имеет смысл, но когда мне нужно, я прихожу достаточно рано.
В этом примере вариантом
Игры в туман для дочери
может быть следующий. Каждый
раз дочь добавляет к
Когда я в первый раз учу студентов навыку Игры в туман, я обычно делю их на пары, в которых один использует Игру в туман, а другой играет роль критика-«мерзавца». Первый должен соглашаться со всей критикой (соглашаясь с правдой, соглашаясь со странным и соглашаясь в принципе). Второй должен давать негативные комментарии об одежде первого, его внешности, характере, возможно и о сексуальных привычках, т. е. обо всем, что придет ему в голову.
После того как упражнение
закончится, я, занимаясь с каждым
из студентов отдельно, пытаюсь
ослабить разницу между игрой
в классе и настоящей критикой.
Я делаю это, чтобы
Впоследствии часто
ДИАЛОГ 4
Два ученика, проходящие
К р и т и к: Я вижу, вы опять одеты в своем стиле — небрежно.
Ученик: Совершенно верно Я одет как обычно (Игра в туман).
Критик: Эти штаны! Похоже, что вы украли их на распродаже подержанных вещей и даже не погладили.
Ученик: Они немного помяты, не так ли? (Игра в туман).
Критик: Помяты — это мягко сказано. Они ужасны.
Ученик: Возможно, вы правы Они
действительно выглядят
Критик: А рубашка! Ну и вкус у вас.
Ученик: Может быть, вы и правы Я не придерживаюсь строгого вкуса в одежде (Игра в туман).
Критик: Любой, кто так одевается, явно немногого достиг.
Ученик: Вы правы. У меня много промахов (Игра в туман).
Критик: Промахи! Вы это так называете? Скорее провалы! Вы просто один целый Большой Каньон.
Ученик: Может быть, вы и правы Мне многое нужно бы улучшить (Игра в туман).
К р и т и к: Я сомневаюсь, что вы можете хорошо работать, если и одеваться толком не умеете.
Ученик: Это правда Я бы мог лучше делать свою работу (Игра в туман).
Критик: Если бы вы были поумней и у вас было бы хоть какое-нибудь представление о морали, вы бы спросили кого-нибудь, где купить одежду получше, чтобы не выглядеть таким оборванцем.
Ученик: Это правда, я бы мог спросить кого-нибудь, где купить одежду получше, и я мог бы быть, конечно же, умнее (Игра в туман).
Критик: Вы нервничаете, когда я говорю вам то, что вам не нравится.
Ученик: Яуверен, что не нервничаю (Игра в туман).
Критик: Вы не должны нервничать, я же ваш друг.
Ученик: Это правда, я не должен нервничать (Игра в туман).
Критик: Вероятно, я единственный, кто вам такое скажет.
Ученик: Я уверен, вы правы! (Игра в туман и немного сарказма).
Критик: Вы смеетесь надо мной.
Ученик: Да, это правда (Игра в туман).
Критик: Вы здесь не для
того, чтобы учиться сарказму, вы
это уже умеете! Вы искусно
показываете, как играть в
Ученик: Вы правы, я уже знаю, что такое сарказм, и, вероятно, учусь чему-то новому (Игра в туман).
Критик: Вы никогда этому не научитесь.
Ученик: Вероятно, вы правы, у меня это не очень хорошо получается (Игра в туман).
Критик: Вы снова теребите ухо.
Ученик: Это правда (Игра в туман).
Критик: И вы тут же убрали руку, когда я сказал об этом.
Ученик: Да (Игра в туман).
Критик: И мое замечание об
этом опять заставило вас