Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Если, отвечая на вашу фразу:  «Что плохого в том, что я схожу на рыбалку?», ваша жена приведет такие «логические» и «хорошие» доводы, как: «у тебя заболит голова», или «от тебя будет пахнуть рыбой», или «ты устанешь...», вы можете продолжить расспросы (негативные): «Я не понимаю. Что плохого в том, чтобы сходить на рыбалку, даже если у меня заболит голова (или от меня будет пахнуть рыбой, или я устану)?» Настойчиво используя Негативные расспросы, вы побуждаете вашу жену в конечном итоге честно признаться, что ее тревожит на самом деле: «Если ты устанешь, мы не сможем никуда пойти вечером (заняться любовью и т. п.)». Когда вы оба действуете открыто, вы можете достичь компромисса (вы идете на рыбалку, но и жена получает то, чего она хочет).

 

 Конечным результатом такого  использования Негативных расспросов  будет (хочется надеяться) то, что ваша жена поймет, что лучше  честно признаться, чего она хочет,  а не пытаться манипулировать  вами с помощью системы «пра­вильно—неправильно» (неправильно ходить на рыбалку,  неправильно иметь головную боль, неправильно уставать и т. п.). Если же этот оптимальный результат  не будет достигнут, вы можете попытаться выбраться из тупика, используя прямые Негативные расспросы. Например, вы можете поинтересоваться: «Я на самом деле не понимаю. Должно быть, есть какие-то другие причины, почему мне не стоит пойти на рыбалку, кроме как „усталость", „неприятный запах", „головная боль". Что еще не так? Что тебе не нравится в том, что я пойду на рыбалку?» В этой ситуации ваша жена скорее всего прямо скажет, что она хочет сделать в выходные дни, и вы оба сможете достичь компромисса.

 

 К сожалению, мы слишком  часто используем систему «правильно—неправильно» в общении друг с другом. Большинство конфликтов между супругами, например, возникает потому, что они считают «неправильным» манеру другого одеваться, или его опоздания, или неуплату счетов вовремя, или его легкий флирт, или распределение домашних обязан­ностей и т. д. и т. п. Манипулирования, построенные по системе «правильно—неправильно», можно прекратить с помо­щью Негативных расспросов, чтобы перейти к прямым переговорам о том, что нравится или не нравится другому, и достичь разумного компромисса.

 

 Обучая своих студентов навыку  Негативные расспросы, вначале  я пользовался следующим упражнением.  Студент должен отвечать на  мою критику Негативными расспросами.  Как и в примере с Игрой  в туман, критик сначала затрагивает  тему одежды; это та сфера, замечания по поводу которой могут нас огорчить меньше всего. Ученик не должен отрицать, оправдываться или агрессивно контркритиковать. Если ему это удается, критик постепенно вторгается в более личные сферы, сначала касаясь внешности, а затем личных черт и «морального облика» студента. Стандартный диалог занимает от десяти до пятнадцати минут, повторяется на занятиях раз в неделю, а также тренируется дома до тех пор, пока ученик не начинает автоматически реагировать должным образом (в подобном диалоге). Я всегда напоминаю студентам, что так же, как и в Игре в туман, при Негативных расспросах нельзя использовать сарказм (как это часто делают новички). Сарказм — это плохо завуалированная словесная агрессия, и в случае с Негативными расспросами он может вызвать ответную агрессивность, что, по всей вероятности, прервет разговор, а возможно, и отношения в целом. Одна из моих пациенток однажды сказала: «Мне следовало вас послушаться. Но я этого не сделала и на себе испытала, что нельзя использовать сарказм в общении с другом при Игре в туман или Негативных расспросах». Вот пример Негативных расспросов против критики:

 ДИАЛОГ 5

 

 Пол: Бет, ты сегодня плохо  выглядишь.

 

 Бет: Что это значит, Пол?

 

 Пол: Ну, я имею в виду  твой внешний вид. Он не очень  хорош.

 

 Бет: То, как я выгляжу,  или то, как я одета? (Негативные  расспросы).

 

 Пол: Да, блузка не очень  хороша.

 

 Бет: Что в моей блузке  не так? (Негативные расспросы).

 

 Пол: Кажется, она тебе  не по размеру.

 

 Бет: Ты думаешь, она слишком  узка? (Негативные расспросы —  побуждение).

 

 Пол: Может, и так.

 

 Бет: Как насчет цвета?  Не из-за него ли я выгляжу  смешно? (Негативные расспросы —  побуждение).

 

 Пол: Цвет тоже не очень  хорош.

 

 Бет: Что-нибудь еще, кроме  цвета, плохо? (Негативные расспросы  — побуждение).

 

 П о л: Нет, это все.

 

 Бет: Как насчет моих штанов? Как они выглядят? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Пол: Тоже не слишком хороши.

 

 Бет: Чем они меня портят? (Негативные расспросы — реакция).

 

 Пол: Они как-то не смотрятся.

 

 Бет: Из-за цвета? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Пол: Нет, не из-за цвета.

 

 Бет: Как насчет их размера? (Негативные расспросы — побуждение).

 

 П о л: Они выглядят неряшливо.

 

 Бет: Что-нибудь еще во  мне не в порядке? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 П о л: Да, ты слишком много говоришь.

 

 Бет: Подожди, я хочу понять, я слишком много говорю? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Пол: Тебе нравится говорить  об одном и том же.

 

 Бет: Ты хочешь сказать,  я просто не могу остановиться? (Негативные расспросы — побуждение).

 

 Пол: Да, так оно и есть, ты не прекращаешь говорить  и не признаешь то, о чем  я тебе говорю.

 

 Бет: Хорошо, я скажу прямо.  Ты считаешь, что я тебя не  слушаю? (Негативные расспросы —  побуждение).

 

 Пол: Такое впечатление, что  тебе все равно, говорю я  что-нибудь или нет.

 

 Бет: Похоже, ты имеешь в  виду, что я бесчувственна. Это  так? (Негативные расспросы —  побуждение).

 

 Пол: Так. Ты бесчувственна.

 

 Бет: Что-нибудь еще, кроме  того, что я бесчувственна? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Пол: Да, ты, кажется, как-то  изменилась.

 

 Б е т: В чем я изменилась? (Негативные расспросы — реакция).

 

 Пол: То, что ты делаешь  сейчас, ты делаешь как-то совершенно  иначе.

 

 Бет: Ты мне не скажешь  что-нибудь еще об этом? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Пол: Нет, не думаю.

 

 Бет: Ладно, может быть, в  следующий раз ты сможешь сказать  об этом что-нибудь еще, хорошо?

 

 Пол: Хорошо.

 

 Хотя Негативные расспросы  иногда помогают и при формальном  общении, они наиболее продуктивны  при общении с близкими людьми, потому что: 1) вы не реагируете  болезненно на критику и можете  выслушать то, что ваши близкие  вам говорят; 2) такое ваше отношение  гасит критику, так что дело  не дойдет до ссоры; 3) ваши близкие  перестают пользо­ваться системой «правильно—неправильно», так как ваше поведение побуждает их прямо сказать, чего они хотят, и, в конечном итоге, вы можете прийти к взаимному согласию или найти компромисс.

 

 Отличный пример использования  Негативных расспросов в конфликте  с соседом был предложен одной  из моих учениц, Бобби, домохозяйкой, живущей за городом. Она уже  изучила такие модели поведения,  как Заигранная пластинка, Игра  в туман, Негативное заявление.

 

 Ее особенно восхитили Негативные  расспросы. Через неделю после  практики она пересказала свой  диалог с соседом, Джорджем. В  течение нескольких месяцев Джордж  говорил ей о том, что собирается  устроить маленький бассейн у  себя во дворе за домом, где  он мог бы загорать голым.  Каждый раз Бобби отвечала  ему на это: «Великолепно. Вы  сможете получить ровный загар». По реакции. Джорджа Бобби чувствовала,  что это не то, что он хотел  бы от нее услышать.

 

 Вот пример. Бобби подстригает  розы, растущие вдоль забора, разделяющего  их дворы, ее сосед Джордж  подходит к ней со своей  стороны забора

 ДИАЛОГ 6

 

 Д ж о р д ж: Я собираюсь скоро выкопать все эти кусты. Забор, который мы сделали пять лет назад, невысок. Мне придется сделать здесь кирпичную стену.

 

 Бобби: Я не понимаю, что  с того, что забор невысок?

 

 Джордж: Он может упасть в  ближайшие дни.

 

 Бобби: Что может заставить  его упасть в ближайшие дни?

 

 Джордж: Вон те деревья, которые  растут у вас возле него. (У  Бобби возле забора росло несколько  японских кленов, и некоторые  их ветки упирались в него.)

 

 Бобби: Как эти деревья  смогут свалить забор?

 

 Джордж: Их ветки упираются  в забор и могут свалить  его.

 

 Бобби: Я не понимаю, как  ветки могут опрокинуть забор?

 

 Джордж (немного помолчал и  сменил тему): Вы не знаете, как  подстригать абрикосовые деревья?  Посмотрите на то дерево. Как  вы думаете, я правильно его  подстриг?

 

 В ходе разговора Бобби  осознала, что Джордж пытается  своими манипуляциями заставить  ее оплатить половину сто­имости надежной кирпичной стены между домами. Бобби не думала о том, кто из них увереннее — она или Джордж. Она была удовлетворена тем, что смогла с этим справиться (почему она должна платить за новую стену?). Даже если бы она вынудила Джорджа признаться, что он хочет получить от нее половину стоимости кирпичной стены, чтобы он мог раз­гуливать «в чем мать родила», и она могла бы просто сказать на это: «Нет». Как Бобби впоследствии сообщила, Джордж больше ни разу не поднимал эту тему.

 

 Итак, использование таких моделей  общения, как Заигранная пластинка,  Игра в туман, Негативное заявление  и Негативные расспросы, прекращают  манипулирование вами со стороны  других людей.

 

 Применение этих моделей  поведения преследует и другую  цель, о которой глупо было  бы забыть. С их помощью мы  бросаем свою дурную привычку  защищаться или беспокоиться, когда  другой говорит нам то, что  нам не нравится. Правда заключается  в том, что критик не всегда  манипулирует вами. Бывают и более  сложные ситуации. К примеру, ваш  руководитель не повышает вам  зарплату, потому что вы не  очень продуктивны на работе. В этой ситуации вы тоже  можете воспользоваться Негативными  расспросами, чтобы улучшить отношения  между вами. Своим поведением  вы как бы говорите следующее.  Первое, вы заинтересованы улучшить  свою работу. Второе, вы не боитесь  критики. Третье, своей критикой  в ваш адрес он может помочь  вам достичь желаемой цели  — отличной работы. И вдобавок, такой подход к ситуации, когда  вы проявляете настойчивость  и уверенность в себе, позволяет  улучшить отношения (рабочие или  личные) между вашим критиком  и вами. Как показывает мой  опыт, вы к тому же помогаете  своему критику в его нелегкой  работе по подбору негативных  замечаний (так как интересуетесь  его точкой зрения).

 

 Как добиться повышения заработной  платы? Этот короткий диалог  произошел между мной и студентом,  который хотел знать, как попросить  прибавку к зарплате. Он также  построен на Негативных расспросах.

 ДИАЛОГ 7

 

 Я: Гарри, я хотел спросить, почему вы не порекомендовали  меня на получение премии?

 

 Студент: Пит, все просто, вы ее недостойны.

 

 Я: Я не понимаю, Гарри.  Что я делаю такого, что недостойно? (Негативные расспросы — реакция).

 

 Студент: Хорошо. Во-первых, вы  у нас новичок. Меньше шести  месяцев, верно?

 

 Я: Верно!

 

 Студен т: У вас не было достаточно времени, чтобы изучить все нюансы работы. Вы не плохо работаете, нормально.

 

 Я: Что я делаю такого, что  называется «нормально»? (Негативные  расспросы — реакция).

 

 Студент: Вы совершаете все  те ошибки, которые обычно делают  новички.

 

 Я: Что именно я делаю  раздражающего? (Негативные расспросы  — реакция).

 

 Студент: Две вещи. В частности,  ваша работа по оценке стоимости  системы кондиционирования.

 

 Я: Что же я там натворил? (Негативные расспросы — реакция).

 

 Студент: Вы недооценили стоимость  на 300 долларов. Мы их потеряли  из-за вашей ошибки.

 

 Я: Да, я думаю, было очень  глупо с моей стороны не  проверить эти расчеты с кем-нибудь  из более опытных работников, может быть, даже с вами (Негативное  заявление).

 

 Студент: Не волнуйтесь из-за  этого. Мы тоже совершаем ошибки, и нам приходится за это  расплачиваться.

 

 Я: Что-нибудь еще я делаю  только «нормально» и могу  исправить? (Негативные расспросы  — побуждение).

 

 Студент: Две вещи.

 

 Я: Я хочу их знать.

 

 С т у д е н т: Вы  все еще немного медленно справляетесь  с работой.

 

 Я: У меня уходит слишком  много времени? (Негативные расспросы  — реакция).

 

 Студент: Нет. Не слишком  много. Нормально для вашего  опыта.

 

 Я: Что-нибудь еще? (Негативные  расспросы — побуждение).

 

 Студент: Могу сказать еще  одно. Аккуратнее делайте чертежи.  А то после копирования их  трудно читать.

 

 Я: Это все, что, по вашему  мнению, делает меня только «нормальным»  работником'? (Негативные расспросы  — побуждение).

 

 Студент: Да, это все.

 

 Я: Похоже, я недостаточно  хорошо проверяю свою работу, верно? (Негативные расспросы —  побуждение).

 

 Студент: Да, похоже на то.

 

 Я: И я мог бы делать  свою работу быстрее и не  совершать глупых ошибок, которые  стоят денег? (Негативные расспросы  — побуждение).

 

 Студент: Да.

 

 Я: И я мог бы в более  аккуратном виде представлять  свои чертежи? (Негативные расспросы  — побуждение).

 

 Студент: Похоже, что так.

 

 Я: Хорошо, я хочу, чтобы меня  занесли в список на получение  премии в следующий раз. Я  бы хотел обращаться за советом  к вам, если у меня возникнут  какие-нибудь сомнения. Так как  мне необходимо улучшить свою  работу, я хочу сделать это  настолько быстро, насколько возможно (Негативное заявление).

 

 Студент: Разумеется.

 

 Когда вы побуждаете другого высказать критику в свой адрес, это в конечном итоге может помочь улучшить диалог. Вовсе не обязательно, что тот, кто близок вам, пытается манипулировать, иногда ему просто трудно открыто пожа­ловаться или высказать то, что бы он хотел изменить в ваших отношениях. Но если ваш близкий друг не дает выхода своему недовольству, ваши отношения обречены на провал. Возможно, ему трудно это сделать из-за вашего прошлого поведения, когда вы легко раздражались по любому поводу. Использование Игры в туман, Негативного заявления и Негативных расспросов может помочь вам побудить вашего близкого открыто высказать свое недовольство.

 

 Теперь давайте обратимся  к тому, к чему готовила вся  предшествующая часть этой книги:  как уверенно разрешать наши  повседневные проблемы, возникающие  при общении с другими людьми.

Информация о работе Как повысить самооценку