Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Конфл_семья_мл_шк.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Влияние среды на индивидуальные различия в уровне невербального интеллекта значительно выше. Позже Дж. Горн [4, с. 134] выявил, что различия в уровне развития невербального интеллекта в большей мере обусловлены семейной средой.

Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению  общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности. Следовательно, можно повысить интеллектуальную продуктивность ребенка за счет создания таких условий жизнедеятельности, которые активизировали бы мотивы и индивидуально-психологические качества, благоприятно влияли бы на успешность интеллектуальной деятельности. По мнению В. Дружинина, на развитие мотивации достижений и/или избегания влияет стиль семейного воспитания (контроль за поведением, эмоциональная поддержка, поощрение за успехи и наказание за неудачи и т.д.).

Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление. Несомненно, неполная семья является «социально-психологическим уродством», последствия которого сказываются на личности каждого из членов семьи, – как детей, так и взрослых. Но многие из людей, живших до нас на Земле, воспитались в полноценных нормальных семьях?

Войны и революции, психогенные и природные катастрофы, межличностные конфликты и уголовные преступления, социально-психологическая незрелость родителей и болезни лишают ребенка полноценного общения и нормальных условий развития. В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений.

Дети, лишившиеся одного или обоих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. Правда, неизвестно, что играет главную роль – наследственная предрасположенность или травма из-за отсутствия одного из родителей. В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги.

Ранее психологи считали, что отсутствие отца в раннем детстве не так сильно сказывается на развитии ребенка, как отсутствие матери. На первый взгляд, последствия, действительно, не столь трагичны, ведь опека за ребенком и эмоциональное общение сохраняются.

Но без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора при общении. Мать менее сильно зависит от ребенка, который заменяет для нее всех других, кто мог бы удовлетворять ее эмоциональную привязанность. Возникает невротический симбиоз матери и ребенка. Отсутствие отца в старшем возрасте еще более драматично. Мальчик лишается образца мужского поведения, которое должен воспроизводить, а девочка не имеет перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому ее контакты с мужчинами будут затруднены: она просто не будет знать, какого поведения можно ожидать от мужчины.

Самое главное – мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.

У матери-одиночки, загруженной экономическими заботами, не остается времени на то, чтобы общаться с ребенком, давать ему новые знания, ориентировать в мире профессий. У нее теряется первоначальный интерес к ребенку; возникает отчуждение матери и ребенка, приходящие на смену первичному симбиозу (или наслаивающиеся на него).

Отчим и дедушка не могут полностью возместить отсутствие отца.

Старшие и младшие братья и сестры оказывают не меньшее влияние на психическое развитие ребенка. Старшие дети в семье – это среда, в которой изначально вынужден жить ребенок. С ними он общается, играет, конфликтует. Они его защищают и помогают, но они же, по праву старших и более сильных, обижают его, отнимают игрушки, изолируют – не берут в совместные занятия и т.д. Младшие братья и сестры сами являются предметом заботы и ухода. При рождении младшего ребенка все или основное внимание семьи переключается на него, и старший начинает чувствовать себя заброшенным и никому не нужным.

Старшие братья и сестры компенсируют отсутствие одного из родителей в семье: старший брат берет на себя функции отца, старшая сестра становится «второй мамой».

В различных культурах подобная компенсация происходит с разным успехом. Беда, если в русской семье умерла мать, а у мальчика нет старшей сестры, или в семье есть старший сын и маленькая сестренка. Двое мужчин при всем желании не могут ей заменить одну мать – нет соответствующих моделей поведения. Поэтому она растет либо заброшенной, либо под очень жестким контролем.

Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из тех семей, где умер один из родителей. Хотя и в этом случае все определяется тем, когда произошел развод и сколько было при этом лет ребенку, а также тем, продолжают ли отец и/или мать участвовать в воспитании ребенка.

Дети из разведенных семей чаще оказываются нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны «витать в облаках» и плохо учатся.

Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. Склонность этих детей к дракам рассматривается обычно как компенсация чувства неполноценности, а недисциплинированность — как следствие потери авторитета, поскольку из семьи чаще всего уходит отец, а ребенок остается с матерью.

Решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга – аффективный развод. Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод.

Более того, в случае аффективного развода ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. Двойной стандарт отношений (для людей и для семьи) приводит к нарастанию внешней и внутрипсихической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства. В семьях, где есть отец-алкоголик, — свои проблемы. Но психологическая ситуация, в которой оказывается ребенок, мало чем отличается от семьи, где отца нет: воспитательной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности и т. п.

Но нет хуже, если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с одной стороны, это ее ребенок и она — мать, с другой стороны, ребенок – помеха в ее жизни.

Психологи выявили, что матери чаще видят в своем ребенке плохие черты характера, нежели хорошие. Эти дети хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации.

В нормальной полной семье появление нежеланного ребенка не столь драматично. Чаще всего родители относятся к такому ребенку, как и к другим своим детям.

Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка.

Как правило, нужда раньше, да и теперь сопряжена с многодетностью. О влиянии числа детей в семье на их развитие я расскажу в дальнейшем. Но фактор многодетности сам по себе влияет на социализацию. Детям, прежде всего, недостает элементарного внимания со стороны родителей. И отец, и мать настолько поглощены заботами о хлебе насущном, что им не до воспитания.

Практически все исследователи свидетельствуют о негативном влиянии большого числа детей в семье на их развитие.

Недостаток материнской заботы и отсутствие дисциплинирующего влияния отца крайне негативно сказывается на формировании личности.

Нужды и недостатки сами по себе являются травмирующими факторами. Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ведут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро нагоняют своих сверстников.

Если семья занимает очень высокое положение в обществе, обладает собственностью и богатством, то дети попадают в весьма специфическую психологическую ситуацию. Как правило, в таких семьях мать и отец мало уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных и общественных обязанностей, а также на светские развлечения.

Дети также лишаются материнской заботы и отцовского авторитета, как и дети из неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам, гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь, но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формальное образование начинается рано, внимание – в избытке, очень многое зависит от личностных отношений воспитателя и ребенка. Эгоцентризм, истеричность, эмоциональная холодность взрослеющего принца – следствие подобной системы отношений.

Угроза разрушения семьи появляется со стороны сверхбогатства. Подобные деструктивные признаки можно найти во многих семьях «новых» русских (они были у меня на консультациях). Судьба «маленьких принцев» и «принцесс» описана в многочисленных романах, мемуарах и т. д.

Отсутствие одного из родителей, аффективный развод, смерть близких – все эти факторы можно назвать факторами лишения и травмы. Сиротство и жестокое обращение взрослых с детьми (в том числе со стороны отца и матери) не уходят из нашей жизни.

Обращение к генетике поведения, к генетическим основам этики, интеллекта и просоциального поведения не случайно. Легче найти внешний инструмент, ключ или отмычку, чем обратить взор на себя и пытаться научиться жить и строить первичные отношения с близкими.

Итак, нормальная полная семья превращается в редкость, в реликт среди всеобщего социального хаоса и распада. Семья сложное образование, и для того, чтобы понимать процессы происходящие в ней важно обратиться к структуре, функциям семьи и её движению, т.е. динамике. Все вышеуказанное теснейшим образом связано с типом семьи или теми вариантами организации семейной жизни, которые складываются и определяют и её движение и функции.

кризисы семейной жизни это неизбежный факт, часто сопровождающийся семейными конфликтами. Кризисы семьи совпадают с важными, значительными, яркими событиями, происходящими в жизни семьи, независимо от того позитивное оно или нет. Для позитивного события, которое ведет к внешним и внутренним изменениям семьи и её членов, необходимо адаптироваться. Для негативного, важен поиск путей выхода из кризиса и наличие поддержки, участия каждого члена семьи. Успешное преодоление кризиса семьи зависит от: уровня развития каждого члена семьи (психологического, интеллектуального и др.), от психологической готовности к его преодолению, от содержания и объема участия в решении элементов кризиса всех членов семьи, от заинтересованности каждого члена семьи в безболезненном прохождении кризиса и готовности помочь другому в его прохождении, а также от того как преодолевались кризисы в родительских семьях, родителями (бабушками, дедушками).

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

2.1 супружеские конфликты

Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К. Витек, 1988; Г.А. Навайтис, 1995) [12]: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта.

Информация о работе Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста