Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа
Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные
1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30
Заключение
33
Литература
35
Приложение (законы памяти)
36
При третьем предъявлении достаточно сказать: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить». В промежутках между предъявлениями, кроме инструкции, нельзя больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако в тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!» При отсроченном воспроизведении (в конце исследования) в тех случаях, когда ребенок не может вспомнить ни одного слова, возможно напомнить ему первое слово из предъявленного набора. Диагностика в среднем проходит 5-7 минут.
В норме (хороший результат) при первом предъявлении считается воспроизведение пяти-шести слов, при третьем — восьми - десяти. Отсроченное воспроизведение от семи до девяти слов.
Анализ результатов:
Учащиеся |
Предъявление -1 |
Предъявление -2 |
Предъявление -3 |
Иванов С. |
7 |
10 |
10 |
Старцев В. |
3 |
7 |
10 |
Шевченко Н. |
4 |
8 |
10 |
Абизов К. |
3 |
5 |
7 |
Жмыря Р. |
4 |
8 |
10 |
Василько Ф. |
5 |
7 |
9 |
Николаева Ю. |
3 |
7 |
9 |
Книжная М. |
5 |
8 |
10 |
Абидуева В. |
7 |
8 |
10 |
Рычкова Т. |
6 |
8 |
10 |
Васильев М. |
3 |
5 |
7 |
Большакова Н. |
5 |
7 |
9 |
Анализируя
данные представленные в
Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частые показатели.
Для подтверждения данных исследовательских выводом мною было проведёно изучение различных видов памяти с учащимися вторых классов средней школы №1. по методике Л. А. Венгера, В. В. Холмлвской.
Эксперимент проводился с группой учащихся из 9 человек.
Ход выполнения задания:
I. этап .Испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов были зачитаны мною с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 мин.) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание).
II. Этап. После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается третий ряд слов. Далее исследования зрительно – моторной памяти ребёнку было предложено представленные слова записать пальцем в воздухе, затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз я читала слова, а ребёнок одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (слухо-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются и подписываются листочки.
III этап. Анализ результатов.
О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С):
С =а /10
Где а - количество правильно воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Анализ результатов исследования «Типы памяти»
Фамилии школьников |
Зрительная
|
Слуховая |
Моторно-слуховая |
Зрительно-моторная |
1. Фёлкин С. 2.Петров А 3.Русский Л. 4. Василькова К 5. Батвинкина Г. 6. Жерняк К. 7.Рустасова Э 8. Борисов Н 9.Намсараев |
3/10 = 0,3 4/10 = 0,4 6/10 = 0,6 6/10 = 0,6 6/10 = 0,6 5/10 = 0,5 7/10 = 0,7 6/10 = 0,6 6/10 = 0,6 |
1/10=0,1 10/10=1 6/10=0,6 7/10=0,7 6/10=0,6 4/10=0,4 10/10=1 10/10=1 9/10=0,9 |
6/10=0,6 9/10=0,9 6/10=0,6 9/10=0,9 6/10=0,6 4/10=0,4 8/10=0,8 8/10=0,8 6/10=0,6 |
10/10 = 1 8/10 = 0,8 7/10 = 0,7 8/10 = 0,8 5/10 = 0,5 2/10 = 0,2 10/10 = 1 9/10 = 0,9 8/10 = 0,8 |
9 человек |
4,7 |
6,3 |
6,2 |
6,7 |
Диагностика опосредствованной памяти
Экспериментальная группа: Учащиеся 2 «В» класса СОШ - № 13.
Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка.
Инструкция: Перед началом обследования учащимся говорят следующие слова:
«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы вы должны будете на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много». Ребятам последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения каждого слова или словосочетания делается паузу на 20 сек. В это время ребята должены успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и отражения. Если за отведенное время ребята не успели сделать запись или рисунок, то необходимо прервать и зачитывается очередное слово или выражение.
Как только диагностика закончена, ребят просят записать те слова и выражения которые были ранее озвучены, пользуясь сделанными рисунками или записями.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание учащиеся получают по 1 баллу. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память
4-7 баллов – средне развитая опосредованная память
2-3 балла – низко развитая опосредованная память
0-1 балл – слабо развитая опосредованная память
Интерпретация полученных результатов: Анализируя результаты диагностического обследования учащихся младшего звена, были сделаны выводы о том, что из 12 человек 6 человек имеют показатели высокого уровня опосредованного запоминая, 3 человека средний уровень, 2 низкий и 1 ребёнок слабо развитую опосредованную память. На основании представленных данных мною были разработаны игровые приёмы по развитию опосредованной памяти (см. приложение -1).
Исследование динамических особенностей процесса запоминания
Участники эксперимента: Учащиеся начальной школы 1 «Г» класс СОШ - № 13 (индивидуальное диагностическое обследование – 8 человек)
Задачи исследования:
Ход выполнения задания:
Ребенку предлагался ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.
После каждого очередного повторения
определяется количество слов из ряда,
которое ребенок сумел
1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.
2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.
3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.
4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.
5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, верёвка.
Замечание. При диагностике динамических особенностей процесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.
Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания.
На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:
Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте