Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей [23].
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя [2].
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития [2].
У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для младшего школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки [2].
Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.
На уровень тревожности, так же как и самооценки, преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте основным видом тревожности является школьная тревожность.
Кроме того, известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность в младшем школьном возрасте связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни [5].
Тревожные дети отличаются частыми
проявлениями беспокойства и тревоги,
а также большим количеством
страхов, причем страхи и тревога
возникают в тех ситуациях, в
которых ребенку, казалось бы, ничего
не грозит. Тревожные дети очень
чувствительны к своим
Причинами, вызывающими тревожность в младшем школьном возрасте, являются [14]:
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего дошкольного и подросткового возраста; в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах влияние может также носить и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.
Вывод по главе 1.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте мы пришли к выводу, что значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка - это оценивание человеком самого себя.
Самооценка отражает особенности
осознания человеком своих
В психолого-педагогической литературе выделяют адекватную и неадекватную самооценку, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную. При заниженной самооценки у личности возникает такое негативное эмоциональное состояние как высокая тревожность.
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что динамика проявления самооценки и тревожности, а также возникновение их различных видов имеет возрастной характер, т.е. уровень самооценки и тревожности в младшем школьном возрасте в основном связан с учебной деятельностью и сменой социальной ситуации.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном и подростковом возрастах
2.1. Определение методов исследования
Данное исследование имеет цель изучения взаимосвязи уровня тревожности детей младшего возраста с уровнем их самооценки.
В проведенном исследовании приняли участие 12 младших школьников в возрасте 8-9 лет (2 «А» класс).
В данном исследовании были использованы следующие методики:
Первым этапом эмпирического
исследования было изучение
Тест Филлипса представляет собой опросник, который состоит из 58 вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе.Обследуемому ребенку требуется ответить «да» или «нет». (поставить + или -)
Цель данной методики – выявить уровень ситуативной и личностной тревожности.
Испытуемым
создавались максимально
Полный текст методики представлен в приложении 1.
При обработке результатов
1. Общее число несовпадений по
всему тексту. Если оно больше
50 %, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
2. Число совпадений по каждому
из 8 факторов тревожности,
По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» - 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1. Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (п = 22).
2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (п =11).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (п = 13).
4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (п = 6).
5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (п = 6).
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(л = 5).
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (п = 5).
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (п = 8).
Результаты были репрезентированы следующим образом:
1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Проективная методика для диагностики школьной тревожности. В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.
Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых - 6-9 лет.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте