Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

 

Таб.2. Результаты проведения методики диагностики 

школьной тревожности  А.М.Прихожан

 

Испытуемый № 1 дал 82% благополучных  ответов. В ответах ребенка фигурируют и сверстники, и учитель, и родители. У него достаточно благополучные  и уважительные отношения с ними. Ребенок не боится новых людей, но испытывает некоторую тревогу по поводу потери близких, также ребенка  беспокоит ситуация публичного ответа. У данного испытуемого нормальный уровень тревожности.

У испытуемого № 2 большинство  ответов носят неблагополучный  характер (64% ответов). У этого ребенка  в ответах просматриваются трудности  в налаживании контакта со сверстниками, тревога, связанная с не принятием его в их общество. У данного ребенка обнаружился повышенный уровень тревожности.

У испытуемого № 3 также  большинство ответов (73%)  носят  неблагополучный характер. У этого  ребенка обнаружился высокий  уровень тревожности. Тревогу у  ребенка вызывают неблагополучные  отношения с одноклассниками  и учителем, а также присутствует страх перед наказанием. Ребенку  некомфортно в школе, среди сверстников  он чувствует отчуждение и ненужность.

Испытуемый № 4 имеет повышенный уровень тревожности, у него 55% неблагополучных  ответов. Тревожность вызывает в  большинстве случаев неблагоприятные  отношения со сверстниками, ребенок  уверен в своей ненужности сверстникам, непривлекательности. Также некоторую  тревогу вызывают отношения с  родителями.

Испытуемый №5 имеет нормальный уровень тревожности, большинство  ответов этого ребенка носят  благополучный характер (64%).

Испытуемый № 6 имеет высокий  уровень тревожности. 82% его ответов  носят неблагополучный характер. У ребенка имеется тревожность  практически во всех аспектах его  жизни. Ребенок не уверен в себе в  отношениях со сверстниками, в своих  интеллектуальных способностях. Учители  и родители и их отношение к  ребенку также вызывает у него чувство страха.

Испытуемый №7 большинство  ответов дал благополучного характера (55%). У данного испытуемого по результатам методики был получен  нормальный уровень тревожности. Небольшую  тревогу вызывают у него отношения  с учителем.

Испытуемый №8 имеет повышенный уровень тревожности, так как  большинство ответов (55%) имеют неблагополучный  характер. Особую тревогу вызывают отношения с учителем, а также  пребывание в школе. Имеет место  боязнь получить травму.

Испытуемый № 9 также имеет  повышенный уровень тревожности. У  него 74% неблагополучных ответов. Значительную тревогу вызывают у данного испытуемого отношения со сверстниками. Ребенок боится быть отвергнутым и осмеянным.

Нормальный уровень тревожности  был обнаружен у испытуемого  № 10. 91 % ответов у данного испытуемого  составляют благополучные ответы.

У испытуемого №11 также  обнаружен нормальный уровень тревожности (55% благополучных ответов), но у данного  ребенка тревожность незначительного  характера вызывает ситуация проверки знаний и отношения с родителями.

Повышенный уровень тревожности  был обнаружен у испытуемого  № 12 (64% неблагополучных ответов). Особую тревогу вызывает отношение учителя  к данному испытуемому.

Как видим из полученных данных, наибольшее количество неблагополучных ответов  дали 6 испытуемых. Это 40 % от общего числа  испытуемых. Уровень тревожности  данной группы испытуемых достаточно высок.

Эти дети проявляют постоянную тревогу  в отношениях с учителем, одноклассниками, родителями. Они всегда боятся быть осмеянными, неуспешными, наказанными, ненужными значимым взрослым, своим  сверстникам. Присутствует также страх  за свое здоровье  и здоровье близких  людей. Дети данной группы не уверенны в своих возможностях, и поэтому  испытывают также страх, связанный  с предстоящим ответом на учебный  вопрос учителя, выходом к доске  или написанием контрольной работы.

47 % испытуемых в большинстве  своих ответов имеют положительный  смысл. Эти дети имеют адекватный  уровень тревожности, они достаточно  уверенны в себе, не боятся  ошибок, не теряются при возникновении  трудностей. У детей данной группы  достаточно стабильные и в  целом благополучные отношения  со сверстниками, родителями и  учителями.    

Следующим этапом эмпирического изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте являлась методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова).

Протокол проведения данной методики представлен в приложении 5.

Проанализировав полученные данные по методике А.В.Захарова, мы сделали следующие выводы.

Испытуемый №1 обладает завышенной самооценкой, принимает  давление родителей, дедушки, учителя, оказывает давление на сублингов и друзей. Больше считает себя близким к родителям, обладает разумной эгоистичностью, уважая и ценя других, как себя,  осознает свою уникальность.

Испытуемый №2 имеет  нормальный уровень самооценки, принимает  давление взрослых, давлеет над сестрой и сверстниками, стремиться больше к общению с друзьями, обладает более или менее нормальным эгоцентризмом, ощущает свое сходство с другими.

У испытуемого №3 заниженная самооценка, ребенок принимает  превосходство родителей и учителя, ощущает свое превосходство над  дедушкой, сестрой, друзьями.  Больше относиться к общности друзей, низкий эгоцентризм, т.е.  ради потребностей других отказывается от своего блага. Ощущает свое сходмство с другими.

Испытуемый №4 –  заниженная самооценка, оказывает давление на друзей и учителя, испытывает давление на себя со стороны матери и сестры. Стремится более к обществу учителя, обладает нормальным экоцентризмом, чувствует себя таким же, как все.

У испытуемого №5 была обнаружена адекватная  самооценка, ребенок испытывает давление со стороны  сестры и учителя, в свою очередь  чувствует свое превосходство над  родителями, дедушкой и друзьями. Не чувствует себя приобщенным ни к  родителям, ни к друзьям, ни к учителю, одинаково общается со всеми, обладает  высоким эгоцентризмом, осознает свою уникальность.

Испытуемый №6 обладает заниженной самооценкой, испытывает давление со стороны друзей, учителя, матери.  Чувствует себя ближе к родителям.  Обладает умеренным эгоцентризмом, не ставя свои потребности выше потребностей других людей, чувствуя свою общность с другими людьми.

Испытуемый №7 обладает нормальным уровнем, испытывает давление со стороны родителей, бабушки, учителя, испытывает большую общность с друзьями, давлеет над ними, обладает нормальным эгоцентризмом и ощущает свою уникальность.

У испытуемого №8 заниженная самооценка, испытывает давления родителей, бабушки, учителя, друзей, больше тянется к родителям, имеет нормальный уровень эгоцентризма, ощущает свою уникальностью.

У испытуемого №9 была обнаружена заниженная самооценка, более стремится общаться  с  родителями, нормальный эгоцентризмом, ощущает свою похожесть с другими сверстниками.

Испытуемый №10 обладает адекватной самооценкой, испытывает  давление со стороны бабушки, матери, учителя. Стремится к общению с друзьями, обладает высоким эгоцентризмом и ощущением своей уникальности и превосходства.

Испытуемый №11 имеет  заниженную самооценку, чувствует себя включенным во всю систему окружения, адекватный эгоцентризм, присутствует ощущение своей уникальности.

Исп.12 – завышенная самооценка, испытывает давление со стороны  взрослых и друзей. Испытывает большую  общность с родителями, обладает адекватным эгоцентризмом и ощущением уникальности своей личности.

Для изучения самооценки нами также была использована методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

В результате диагностики была составлена таблица № 3, показывающая, на какое место определил себя ребенок.

 

Имя ребенка

Лестница здоровья (название и номер ступени)

Лестница ума (название и  номер ступени)

Лестница характера (название и номер ступени)

Лестница счастья (название и номер ступени)

Исп№1

3 - здоровые

3 – умные

1- С прекрасным характером

2- очень счастливы

Исп.№2

6 – более менее больные

4 –более менее умные

5- С обычным характером

5- не очень счастливы

Исп.№3

7- больные

7- неумные

5- С обычным характером

7- не счастливы

Исп№4

7- Очень больные

6- более или менее неумные

7- С плохим характером

6- мало счастливы

Исп.№5

1- Самые здоровые

5- среднего ума

3- С более или менее хорошим характером

1- Чрезмерно счастливы

Исп.№6

7- Очень больные

8- глупые

6- С неважным характером

8- Очень несчастливы

Исп.№7

3- здоровые

5- среднего ума

4- С неплохим характером

4- Более или менее счастливы

Исп.№8

5- среднего здоровья

6- более или менее неумные

6- С неважным характером

6- мало счастливы

Исп.№9

7- Очень больные

5- среднего ума

7- С плохим характером

5- Не очень счастливы

Исп.№10

3- Здоровые

5- среднего ума

5- С обычным характером

4- Более или менее счастливы

Исп.№11

2- очень здоровья

2 –очень умные

2- С хорошим характером

3- счастливы

Исп.№12

6-более или менее больные

7-неумные

6- С неважным характером

6- мало счастливы


 

Таб.3. Результаты проведения методики

определения самооценки (Т.В.Дембо,С.Я.Рубинштейн)

 

Из ходя из полученных данных в группу с завышенной самооценкой вошло 16 % испытуемых младших школьников. Таким младшим школьникам всегда и во всем хочет быть лучше других, не смотря на физические и интеллектуальные возможности.

В группу с адекватной самооценкой  вошло 42% испытуемых, в группу с заниженной самооценкой так же 42%. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой.

Для удобства проведения анализа  полученных данных по всем методикам, данные были систематизированы и представлены в сводной таблице № 4.

№ исп.п/п

Тест школьной тревожности Филлипса;

Проективная методика для диагностики  школьной тревожности А.М.Прихожан.

Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова);

Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Исп.1

Норма

Норма

Завышенная 

Завышенная

Исп.2

Повышенный

Высокий

Норма

Норма

Исп.3

Высокий

Высокий

Заниженная 

Заниженная

Исп.4

Повышенный

Высокий

Заниженная 

Норма

Исп.5

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.6

Высокий

Высокий

Заниженная 

Заниженная 

Исп.7

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.8

Повышенный 

Высокий

Заниженная 

Норма

Исп.9

Повышенный

Высокий

Заниженная 

Заниженная 

Исп.10

Норма

Норма

Норма

Норма

Исп.11

Норма

Норма

Завышенная 

Завышенная

Исп.12

Повышенный 

Высокий

Заниженная 

Заниженная 


 

Таб.4. Сводная таблица результатов

 эмпирического  изучения уровня тревожности 

и самооценки младших  школьников 

 

Как видим из таблицы 3 у детей, имеющих нормальный уровень тревожности была обнаружена адекватная или завышенная самооценка, т.е. эти испытуемые младшие школьники оценивают себя и собственные качества адекватно, при этом не боятся проявлять себя, не испытывают какой либо значимой тревоги по отношению к окружающим, они уверенны в своих силах, не тревожатся из-за боязни быть не принятыми и отвергнутыми, так как уверенны в своих достоинствах.  Такие младшие школьники больше довольны собой, принимают себя, не требуют от себя невозможного, у них нет внутренних конфликтов или они не столь значимы, а также нет большего напряжения и противоречий. 

Те младшие школьники, которые имеют повышенный или  высокий уровни тревожности, имею заниженную самооценку. Дети из этой группы низко  оценивают себя и свои возможности  и качества по причине неуверенности  в своих силах, боязни и тревоги  по отношению к сверстникам и  взрослым. Они бояться быть отвергнутыми из – за своей убежденности в  ненужности, «отрицательности», уверенности, что они плохие, неинтересные, неумные. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2.

В данном эмпирическом исследовании взаимосвязи самооценки и уровня тревожности в младшем школьном возрасте приняли участие 12 младших школьников в возрасте 8-9 лет (2 «А» класс).

В данном исследовании были использованы следующие методики:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса [2];
  2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан [18];
  3. Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова);
  4. Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Полученные по всем методикам  результаты были сведены в таблицу 3, из которой можно сделать вывод, что младшие школьники, обладающие адекватным уровнем тревожности имеют адекватный или несколько завышенный уровень самооценки, а так же, что дети с высоким или повышенным  уровнем тревожности имеют заниженную неадекватную самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Коррекция тревожности  и самооценки в младшем школьном возрасте

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте