Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в начальной школе должно быть становление правильной, адекватной самооценки младшего школьника и снижение школьной тревожности.
Довольно часто дети, которые имеют заниженную самооценку, входят в группу тревожных, что выражается в боязни браться за новое сложное задание, в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.
Поэтому организации учебно-воспитательного процесса необходима целенаправленная работа по коррекции самооценки и тревожности младших школьников.
После эмпирического изучения взаимосвязи уровня самооценки и уровня тревожности в младшем школьном возрасте была сформирована группа, в которую входили дети с высоким уровнем тревожности и неадекватной самооценкой. С данной группой детей была проведена психокоррекционная работа, направленная на создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, обусловленной низкой самооценкой.
Цикл занятий призван способствовать изменению негативного отношения ребенка к себе, выработке уверенности, стремления к успеху, гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Задачами программы являются:
1. Формирование у детей
2. Обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тематический план занятий
Название темы |
Часы | |
1. |
Давай познакомимся. Диагностика. Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. |
2 |
2. |
Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения. |
2 |
3. |
Научись любить себя. Формирование позитивного отношения к себе. |
4 |
4. |
Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка. |
6 |
5. |
Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов. |
2 |
6. |
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. |
2 |
7. |
Праздник. Заключительное занятие - рефлексия. |
2 |
Всего часов |
20 |
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы.
Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».
1. Упражнения для первичного знакомства.
«Мой сказочный герой».
2. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.
3. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.
«Привет! Ты мне нравишься!»
«Сочиняем сказку».
«Шустрики - мямки».
«Ручеек по выбору».
3. Рефлексия.
«Сказочные дома».
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры,
чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный
сон».
Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».
1. Приветствие. Ритуал
«Встреча эмоций».
«Сказочные герои».
1. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».
«Чего Я боюсь».
«Мы хорошие».
2. Рефлексия. «Сказочные домики».
Цель: формирование у детей положительных
эмоциональных реакций в
1. Приветствие. Ритуал
Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый».
3. Чтение сказки «Гадкий утенок».
2. Рефлексия «Сказочные домики».
1. Приветствие. Ритуал
«Какой Я. Выбери»
2. Чтение сказки «Золушка».
Рисунок «Я в будущем».
«Хвасталки».
«Дизайнеры».
3. Рефлексия. «Сказочные домики».
Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний.
1. Приветствие. Ритуал
«Рыбаки и рыбки».
2. Чтение сказки «Сказка о маленьком ежике».
«Цветик - семицветик».
«Кораблик».
3. Рефлексия «Сказочные домики».
Диагностика самооценки «Лесенка».
1. Приветствие. Ритуал
«Мышь в мышеловке».
2. Чтение сказки Андерсена «
«Назови свои сильные стороны».
«Сказка».
«Соломинка на ветру».
3. Рефлексия «Сказочные домики».
1. Приветствие. Ритуал
«Дракон».
2. Чтение сказки Андерсена «
«Паровозик».
3. Рефлексия. «Сказочные домики».
Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе.
1. Приветствие. Ритуал
Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто».
«Говорят не только слова».
2. Чтение сказки «Заяц с
«Подушечные бои».
«Ругаемся овощами».
Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.
«Разыгрывание ситуации».
3. Рефлексия. «Сказочные домики».
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Приветствие. Ритуал
«Ветер дует на...».
2. Чтение русской народной
«Строим цифры».
3. Рефлексия. «Сказочные домики».
Цель: подвести итог всей проделанной
работе.
Методики: праздник, беседа, социально
- психологическая игра, диагностика самооценки
«Лесенка».
Диагностика самооценки, методика «Лесенка».
1. Приветствие. Ритуал
2. «Новоселье».
«Чемодан в дорогу».
3. Сладкий праздник.
В данной главе подробно распишем несколько занятий из данной психокоррекционной программы.
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы.
Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».
1. Упражнения для первичного знакомства.
«Мой сказочный герой».
Детям предлагается
2. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.
3. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.
«Привет! Ты мне нравишься!»
Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что ...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).
«Сочиняем сказку».
Руководитель группы начинает историю: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет'истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Шустрики - мямки».
Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.
«Ручеек по выбору».
Общение становится невербально-опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.
3. Рефлексия.
«Сказочные дома».
Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.
Цель: формирование у детей положительных
эмоциональных реакций в
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.
Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте