Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2

2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3

3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4

4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8

5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10

6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11

7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13

8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15

9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17

10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18

11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19

12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21

13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22

14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23

15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25

16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27

17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28

18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30

19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33

20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35

21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36

22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38

23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39

24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40

25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41

26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43

27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44

28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46

29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49

30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50

31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52

32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53

33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57

34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59

35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61

36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62

37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64

38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65

39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67

40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68

41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69

42. Структура и свойства личности. 70

43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71

44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73

45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74

46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76

47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80

48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83

49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85

50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87

51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88

52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

  1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений).

Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».

Проявления  психики человека очень многообразны. И все они взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Психическими  процессами называются отдельные формы  или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).

Помимо  психических процессов и психических  свойств личности, выделяют еще и  психические состояния. Психические  состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т. д.).

Психика человека проявляется, формируется  и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).

Только  человеку присуща высшая форма психической  жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую Среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения постав ленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психология — это наука о психике  и закономерностях ее проявления и развития.

Психологию  можно рассматривать как науку  и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Ведь психические явления, как и все другие явления действительности, подчиняются определенным законам, хотя при поверхностном взгляде может показаться, что психика отличается неустойчивостью, неопределенностью и всецело зависит от «свободной воли» человека. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.

Психология  как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет целью  познакомить будущих учителей и  воспитателей с основными положениями научной психологии, с тем, чтобы психологически обоснован» важнейшие положения педагогики и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей различного возраста и на этой основе организовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить поведением и деятельностью детей.

  1. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи.

Современная психология представляет собой сложную  систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического  развития, но тесно связанных между  собой. Наиболее важные из них:

  • общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека;
  • возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией);
  • педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения;
  • социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них;
  • психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее видов — инженерная психология — изучает труд человека в условиях современного механизированного и автоматизированного производства);
  • космическая психология — новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического полета;
  • военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки;
  • психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов;
  • патопсихология, исследующая болезненные расстройства психики;
  • зоопсихология, изучающая психику животных.

Задачи детской психологии:

  • описание фактов детского развития;
  • вопросы обучения и воспитания ребёнка;
  • изучение генезиса каждой психической функции ребёнка;
  • выявление закономерностей детского развития;
  • изучение новообразований ребёнка на каждом возрастном этапе;
  • выявление условий, влияющих на психическое развитие ребёнка.
  1. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики.

Психика есть свойство высокоорганизованной материи— нервной системы. У человека носителем  психики является головной мозг. Нервная  система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им. Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга, отражающего окружающую действительность. Иначе говоря, высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики.

Основной элемент нервной системы — нервная клетка — нейрон. Нейрон представляет собой собственно нервную клетку с отходящим от нее множеством древовидно ветвящихся отростков (дендритов) и одним длинным отростком— нервным волокном, от которого также идут ответвления. Тело нейрона микроскопической величины (в среднем 0,03 мм), но нервное волокно может быть разной длины — до нескольких десятков сантиметров. В нейронах возникает процесс возбуждения. В основе возбуждения лежит особый нервный ток (биоток), который отличается от электрического. Нервное возбуждение распространяется со скоростью до 120 м в секунду. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Эта оболочка обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении (без нее процесс возбуждения беспорядочно распространялся бы во все стороны).

Отдельные нейроны соединяются друг с другом посредством особых контактных механизмов, называемых синапсами («синапс»— от греческого слова «застежка»), которые во множестве покрывают нейрон. При помощи синапсов осуществляется переход возбуждения от одной нервной клетки к другой. Скопления нервных волокон с общей соединительной оболочкой называются нервами. Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга; скопления нервных волокон—белое вещество. Роль серого мозгового вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого вещества — в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении — от разных частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или, наоборот, от мозга к различным частям тела (центробежные нервы).

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"