Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

К концу  шестого года ребенок достигает  довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается  для ребенка процесс овладения  речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;
  2. Иметь нормальные умственные способности;
  3. Иметь полноценный слух и зрение;
  4. Обладать достаточной психической активностью;
  5. Обладать потребностью в речевом общении;
  6. Иметь полноценное речевое окружение.
  1. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы.

Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница  определяется возможностью непосредственно  контактировать друг с другом), которых  отличают:

- наличие  общего дела (цели, деятельности  и т.п.),

- личное  знакомство друг с другом,

- непосредственное  взаимодействие друг с другом,

- существование  установившихся личных и деловых  взаимоотношений между членами  группы,

- наличие  внутренней организованности: лидерства,  распределения ролей, групповых  норм и т.п.

Центральный психологический феномен, характеризующий  малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основные ее критерии:

- сходство  мотивов, целей, ценностных ориентация  и социальных установок членов,

- идентификация  индивидов со своей группой  (осознание своей принадлежности),

- осознание  членами группы имеющихся между  ними сходства и общности и  отличий своей группы от других,

- наличие  социально-психологических характеристик,  которые присущи группе в целом,  а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

- формальные (членство основано на официальных  предписаниях) и неформальные (членство основано на внутренних потребностях индивидов в общении, принадлежности и понимании),

- временные  и постоянные,

- лабораторные  и естественные,

- случайные  и стационарные,

- группы  разного уровня развития,

- референтные,  индифферентные и антиреферентные,

- горизонтальная (члены имеют одинаковый статус  в обществе) и вертикальная,

- гетерогенные  и гомогенные,

- дискуссионные  и исполнительские.

Группы  проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы как формирование, брожение, нормирование и деятельность

Стадия I - формирование группы или формальное объединение индивидов. Индивиды вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия  брожения II - одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких  взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Ее члены уже имеют четкое представление  друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого обретают достаточную определенность: все знают свои роли и осознают ответственность за ее исполнение. Теперь существует сильное чувство внутригрупповой идентификации и чувство локтя. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Несогласные с новыми ролями вынуждены по крайней мере смириться и временно следовать групповым нормам и требованиям.

Последняя, стадия IV— стадия деятельности. На этой стадии завершается становление  группы в качестве психологической  общности, структура принята всеми  членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Кульминацией этой стадии может стать достижение состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена с точки зрения единого целого.

В реальной жизни выделить указанные стадии в чистом виде удается лишь в редких или критических случаях. Как  правило, наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких процессов. Поэтому  данные стадии правильнее рассматривать  как общую схему, которая акцентирует  динамичность группы и помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.

  1. Статус  личности в группе. Межличностные  отношения в малой группе.

Характер  и особенности взаимоотношений  индивидов в процессе активного  взаимодействия, деятельности и межличностного общения в группах анализируется с использованием понятий «роль и статус».

в 1936 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности  создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он выполняет роль. Таким образом, роль обозначает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другими членами.

Социальный  статус характеризует позицию человека в обществе. Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое  в терминах прав, обязанностей и  привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения — вот составляющие социального статуса каждого индивида.

Престиж — одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа является одним из механизмов взаимосвязи общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивидов: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности.

 Присвоение  общественного престижа обычно  происходит на двух уровнях:  официальном и неофициальном.  В первом случае оно осуществляется  определенными государственными или общественными учреждениями, сопровождается разработанным ритуалом и связано с присуждением официальных знаков престижа (орденов, званий, степеней и т. д.), во втором — престиж присваивается непосредственно социальной средой (например, коллективом, в деятельности которого личность принимает участие) и реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду.

 Зная  позицию, занимаемую личностью  в структуре той или иной  социальной группы, т. е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести его с определенными стандартами (моделями) поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.

Изучение  ролевой структуры групп открывает  перед исследователями возможность более глубокого анализа механизмов взаимосвязи личности с обществом, дает в руки учителей и воспитателей надежный инструмент познания как объективных, так и субъективных сторон взаимодействия отдельных индивидов между собой в рамках групп.

Межличностные отношения непременно проявляются  в общении, в деятельности и в социальной перцепции.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между  детьми. Прослеживается существование  относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников (дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих в день эксперимента). Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Характер социальной активности и инициативности дошкольников можно проследить в сюжетно-ролевых играх Положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Кроме того, повышение успешности в конструктивной деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.

Успешность  деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

Итак, в  основе популярности дошкольников в межличностном взаимодействии лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

  1. Типы  отношения педагога к детям и  типы воспитателей.

1. Устойчиво-положительный  тип. Он характеризуется ровным, душевным отношением к детям,  заботой о них, помощью при  затруднениях. Педагогам этого типа  присущи преобладание положительной  оценки ребенка, искренность,  такт. Такой учитель действует  больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой,  пантомимикой он дает понять  ребенку, что тот для него  небезразличен.

2. Пассивно-положительный  тип отношений проявляется в  нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

3. Неустойчивый  тип отношений характеризуется  ситу-ативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

4. Открыто-отрицательный  тип отношений педагога к детям  характеризуется негативным отношением  к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как  бы подчеркивает, насколько он  выше детей. Такой педагог создает  в группе часто атмосферу постоянной  напряженности, сосредоточивает  свое внимание на отрицательных  поступках, фактах плохого поведения.  Между детьми и учителем (воспитателем) такого типа может возникнуть  и психологический барьер, когда  дети вообще пере­стают воспринимать  требования педагога, постоянно  «защищаются» от него.

5. Пассивно-отрицательный  тип отношений педагога характеризуется  скрытой отрицательной направленностью  педагога к детям, педагогической  деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

Типы воспитателей по мотивации  педагогической деятельности

1. Воспитатель исполнительского типа ориентируется в профессиональном саморазвитии на признание и одобрение вышестоящих лиц, органов управления.

2. Второй  тип воспитателей - профессионально-коммуникативный.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"