Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

А.В. Петровский в структуре межличностных отношений  в детской группе выделяет:

  • функционально-ролевые отношения, которые выступают в совместной деятельности (учебной, игровой, трудовой, продуктивной) и проходят под непосредственным руководством взрослого. Основная их функция – усвоение норм и способов действий в группе. Методы изучения: опросники, беседы, наблюдение, стандартизированное интервью;
  • эмоционально-оценочные отношения. Основная их функция – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Методы изучения: социометрический опрос;
  • личностно-смысловые отношения – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. Методы изучения: методики изучения коллективистской идентификации, метод погруженной субъектности.

Я.Л. Коломинский  за основу выделения структуры межличностных  отношений в детской группе берет понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя взаимоотношения, общение и взаимооценивание. Поэтому при социально-психологическом изучении группы дошкольников Я.Л. Коломинский предлагает использовать комплекс соответствующих диагностических процедур:

  • социометрическую методику (для изучения взаимоотношений детей);
  • методы наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения);
  • разные варианты оценочных методик (для изучения положения ребенка в системе взаимооценок).

Т.А. Репина за основу выделения структуры межличностных  процессов в детской группе берет  три основных понятия: «общение», «взаимодействие», «межличностные отношения». В соответствии с этим она выделяет три основные структуры в межличностных процессах  дошкольной группы:

  • актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении. Для изучения актометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает использовать методику одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении;
  • социометрическая структура – круг желаемого общения ребенка со сверстниками, его избирательные отношения с детьми, которые характеризуются симпатией или антипатией по отношению к ним. Для изучения социометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает социометрическую игру «Секрет»;
  • перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок. Для изучения данной структуры предлагается использовать методику изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент).

Функции «детского общества»:

  • функция общей социализации (в практике взаимодействия со сверстниками дети получают первый опыт деятельности в коллективе, первый социальный опыт группового общения, взаимодействия на равных, опыт кооперирования);
  • функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации, которая ярко проявляется уже с пятилетнего возраста;
  • ин<span class="List_0020Parag

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"