Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

В индивидуальной психотерапии, так же, как и в групповой, и  реальное эмоциональное взаимодействие, и рассказ пациента о себе, своей  жизни, своем прошлом в определенной степени отвечает принципу «здесь-и-теперь». Во-первых, вербальная активность (или  неактивность) обусловлена его актуальным взаимодействием с психотерапевтом  или группой: доверием или недоверием, ощущением угрозы или безопасности, желанием вызвать сочувствие, найти  понимание, контакт, сотрудничать или  перенести всю ответственность  за лечение на психотерапевта или  группу. Во-вторых, рассказ пациента о своем прошлом, воспоминания зачастую вызывают сильные эмоции, сопоставимые с теми, которые возникали в  реальной ситуации. Однако рассказ  о прошлом может не только спровоцировать сильные актуальные переживания, но и способствовать адекватной и точной их вербализации и осознанию, а также  помочь другим пациентам увидеть  что-то (похожее или отличное) и  в себе самих. Поэтому ограничение  психотерапевтического процесса в  индивидуальной психотерапии только генетическим (историческим) планом, а в групповой  — только межличностным, так же как  и чрезвычайно узкое понимание  термина «здесь-и-теперь», представляется необоснованным.

42. Руководство психотерапевтической  группой: манера поведения, стиль  общения, реагирования психотерапевта; их влияние на эффективность  психотерапевтической работы.

 Важную роль в групповой психотерапии играет поведение группового психотерапевта, которое в значительной степени определяется теоретической ориентацией, но в целом, его позиция может быть охарактеризована как недирективная.

Основные задачи психотерапевта можно сформулировать таким образом:

1) побуждение членов группы  к проявлению отношений, установок,  поведения, эмоциональных реакций  и их обсуждению и анализу,  а также к разбору предложенных  тем;

2) создание в группе  условий для полного раскрытия  пациентами своих проблем и  эмоций в атмосфере взаимного  принятия, безопасности, поддержки  и защиты;

3) разработка и поддержание  в группе определенных норм, гибкость  в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые групповыми психотерапевтами, можно  условно разделить на два вида: вербальные и невербальные. К вербальным средствам воздействия  относятся: структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение, переубеждение, предоставление информации, постановка заданий. К невербальным средствам относятся мимика, жестикуляция, интонация.

Стиль руководства – типичная для данной концептуальной модели система  и приемы взаимодействия лидера и  других участников психотерапевтической группы.

К.Левин (1939)  выделяет три стиля руководства (табл. 1): авторитарный, демократичный, попустительский (анархичный)

Основные стили руководства

Авторитарный Демократический

Попустительский

Все виды поведения определяются руководителем.

Поведение определяется групповой  дискуссией при содействии руководителя.

Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном  участии руководителя.

Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем.

Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры  группового занятия часто предлагаются руководителем.

Материалы для групповых  занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос.

Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров  для работы.

Определение задачи и выбор  партнеров для ее решения - дело группы.

Руководитель устраняется  от руководства группой.

Руководитель «субъективно»  хвалит или критикует отдельных  участников, оставаясь в стороне  от участия в групповом процессе и ограничиваясь демонстрированием.

Руководитель «объективно» хвалит и критикует участников, постоянно  стараясь быть участником группы.

Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход  событий.

 Авторитарный стиль  – способ взаимодействия руководителя  и членов группы, предполагающий  жесткие способы управления, пресечения  чьей–либо инициативы и обсуждения  принимаемых лидером решений.  Психотерапевт при этом стиле  – самый активный и авторитарный  участник группы.

Демократический стиль –  способ взаимодействия руководителя и  членов группы, предполагающий коллегиальность  принятия решений, поощрение инициативы. Психотерапевт принимает позицию  активного партнера.

Попустительский стиль –  способ взаимодействия руководителя и  членов группы, предполагающий устранение лидера от руководства группой.

Специально проведенные  исследования показывают, что наиболее эффективный стиль руководства  – демократический. Однако опытные  психотерапевты считают, что стиль  руководства может меняться в  зависимости от психологического климата  и экстраординарных ситуаций, которые  нередко возникают в группе.

Существует закономерность, что чем более сплочена группа, тем менее авторитарен и активен  руководитель.

Личные качества психотерапевта оказывают определенное влияние  на эффективность руководства. С.Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

К.Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе, ум.

Предпочтительным в плане  руководства психотерапевтической группой является наличие в ней  двух психотерапевтов, что позволяет  каждому из них получать обратную связь относительно своего поведения  в группе. В этом случае психотерапевты профессионально контролируют друг друга и могут обратить внимание на собственные искажения в понимании  группового процесса и возможный  контрперенос.

Котерапевтом часто выступает менее опытный, начинающий групповой психотерапевт, который, участвуя в работе, приобретает опыт в области групповой психотерапии.

Психотерапевт обычно играет одну из следующих поведенческих  ролей: эксперта, катализатора, дирижера, образца участника.

Эксперт обычно комментирует поступки и диалоги участников, стараясь связать ситуации, возникающие “здесь и теперь”, с ситуациями и проблемами из повседневной жизни. Комментарии  руководителя помогают участникам оценить  свое поведение, наглядно увидеть, как  оно действует на других и, в конечном счете, понять, как оно влияет на содержание их образа “Я” и на сложившиеся  обстоятельства. Однако психотерапевту следует избегать роли чрезмерного  комментирования, дабы не превратить терапевтическую  группу в учебный класс.

В качестве катализатора руководители способствуют развитию событий в  группе. Они привлекают внимание группы к текущим задачам, побуждают  группу к действиям. По выражению  Фиберта (1968), психотерапевт “как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение”.

В роли дирижера психотерапевту обычно приходится выступать на первых этапах формирования группы или в  трудных ситуациях, когда участники  группы заходят в тупик. Мастерство дирижера состоит в регулировании  возможных вариаций внутригруппового поведения, в поддержке попыток  участников исследовать проблемы и  обсуждать возникающие у них мысли и чувства, в защите участников от воздействия на них неприемлемых для данной группы форм поведения и в выравнивании вкладов участников группового взаимодействия.

Руководитель группы выступает  и как образец участника. В  этой роли он может олицетворять образец  открытости, аутентичности и на своем  примере продемонстрировать процесс  самораскрытия. В зависимости от группового метода, руководители проводят четкую границу между пребыванием  в группе и за ее пределами. Активное участие и содействие руководителя помогает членам группы почувствовать  уважение и заботу. В своем особом положении руководители не могут  противостоять подражанию членов группы их поведению. Но здесь психотерапевту необходимо соблюдать чувство меры, так как интимное самораскрытие лидера может грубо нарушить групповой процесс.

Приведем слова К.Рудестама: “Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций”.

43. Роли психотерапевта по И.Ялому, С. Кратохвилу, К. Рудестаму и др.

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень  его профессиональной подготовки или  подход, им проповедуемый) является важнейшим  фактором, определяющим успешность или  неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

 По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

1) технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии  ведущим процессов, происходящих  в группе, поведенческих актов  отдельных участников, а также  рассуждения и информирование, помогающие  группе двигаться в нужном  направлении);

2) эталонного участника  (считается, что в этом случае  групповой психотерапевт добивается  двух основных целей: демонстрации  желательного и целесообразного  образца поведения и усиления  динамики социального научения  через достижение группой независимости  и сплоченности).

 Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

1) активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор  и опекун);

2) аналитик (чаще всего  — психоаналитик, характеризующийся  дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

3) комментатор;

4) посредник (эксперт,  не берущий на себя ответственность  за происходящее в группе, но  периодически вмешивающийся в  групповой процесс и направляющий  его);

5) член группы (аутентичное  лицо со своими индивидуальными  особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к  ролям и поведенческим характеристикам  ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность — недирективность, определенность — неопределенность высказываний, а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность — самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

 На основе указанных  двойственных характеристик Т.  Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы.

44. Рисуночная терапия как метод  психотерапии.

Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают  настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

Одно из самых мощных выразительных  средств, которыми пользуется изобразительное  искусство, это краски, воплощающие  многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции.

Выбор цветов расскажет о  многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый - беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные  цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3еленый цвет является самым успокаивающим  цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

Рисуя, человек дает выход  своим чувствам, желаниям, благодаря  рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и  события. 
Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"